Ведущее колесо гусеничного движителя

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к ведущим колесам гусеничного движителя и может быть использована в военных гусеничных машинах. Ведущее колесо гусеничного движителя содержит диск с двумя фланцами, на каждом из которых посредством болтов и гаек закреплен зубчатый венец. Каждый из фланцев выполнен с опорной поверхностью для беговой дорожки гусеницы и с профилированной проточкой, позволяющей установку впотай головок болтов и фиксацию болта от проворачивания при воздействии момента затяжки гайки. Технический результат - повышение ресурса и надежности военных гусеничных машин.

Полезная модель относится к военной технике, а именно, к конструкции ведущего колеса гусеничного движителя объектов бронетанковой техники (далее объект) и может быть использована в танках, и других военных машинах на их базе.

Известно ведущее колесо гусеничного движителя объекта, например танка (см. «Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации», кн.2, ч.1, М. Военное издательство, 1983 г., стр.476-477), выбранное в качестве прототипа, содержащее диск с двумя фланцами, на каждом из которых посредством болтов и гаек закреплен зубчатый венец, имеющий опорную поверхность для беговой дорожки гусеницы, при этом гайки крепления зубчатых венцов обращены навстречу друг другу.

К недостаткам известного ведущего колеса гусеничного движителя танка следует отнести большой зазор между наружной поверхностью фланцев диска и беговой дорожкой гусеницы. Таким образом, наружная поверхность фланцев диска не участвует в удалении наледи с беговой дорожки гусеницы и тем самым существует вероятность повреждения резиновых шин опорных катков. Поскольку гайки болтов крепления венцов обращены навстречу друг другу, существует вероятность повреждения граней гаек и поломки резьбовых концов болтов крепления венцов ведущего колеса вследствие воздействия камней, попадающих в обвод ведущего колеса. При этом затрудняется откручивание гаек при замене изношенных венцов и снижается надежность болтового крепления венцов. Наличие выступающих в полость между фланцами диска ведущего колеса деталей крепления венцов способствует низкой самоочищаемости ведущих колес от налипшей грязи, мерзлого снега и камней, что в свою очередь способствует выходу гусеницы из зацепления с зубьями венцов с потерей подвижности танка.

Техническим результатом полезной модели является устранение указанных выше недостатков, повышение срока службы и надежности гусеничного движителя объекта.

Технический результат достигается тем, что в ведущем колесе гусеничного движителя, содержащем диск с двумя фланцами, на каждом из которых посредством болтов и гаек закреплен зубчатый венец, имеющий опорную поверхность для беговой дорожки гусеницы, каждый из фланцев диска выполнен с опорной поверхностью для беговой дорожки гусеницы и с профилированной проточкой, позволяющей установку впотай головки болта и фиксацию болта от проворачивания при воздействии момента затяжки гайки, при этом образующая профильной проточки выполнена, например, в виде ломаной линии, первый и третий отрезки которой расположены каждый под прямым или тупым углом ко второму отрезку, а четвертый отрезок параллелен или наклонен ко второму отрезку, при этом гайки крепления зубчатых венцов обращены в стороны друг от друга.

Таким образом, обеспечивается механическое воздействие наружной поверхности фланцев диска на беговую дорожку гусеницы, приводящее к разрушению и удалению наледи. Благодаря чему исключается повреждение резиновых шин опорных катков. Расположение гаек, обращенных в стороны друг от друга, болтов крепления венцов снаружи также способствует повышению самоочищаемости. Тем самым снижается вероятность выхода гусеницы из зацепления с зубьями венцов с потерей подвижности объекта.

Каждый из фланцев диска ведущего колеса выполнен с профилированной проточкой для размещения впотай головок болтов. Гайки крепления венцов установлены с внешней стороны в полостях зубьев ведущего колеса, что обеспечивает защиту их граней от камней, воздействующих сбоку на ведущее колесо. Профилированная проточка, обеспечивающая установку головки болта впотай, состоит из ломаной линии, наклон первого и третьего отрезков которой позволяет снизить металлоемкость и образует своего рода ребро жесткости для наружной поверхности фланца диска. Головка болта касается боковой гранью поверхности профилированной проточки, тем самым предохраняя болт от проворота при затяжке гайки необходимым моментом.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где на фиг.1 изображено в разрезе ведущее колесо.

Ведущее колесо гусеничного движителя содержит диск 1 ведущего колеса, на фланцах которого посредством болтов 2 и гаек 3 закреплены зубчатые венцы 4. Гайки стопорятся специальными шайбами 5.

В процессе движения объекта ведущее колесо, вращаясь, перематывает гусеницу 6, при этом наружные поверхности А фланцев диска 1 механически взаимодействует с беговой дорожкой Б гусеницы 6, удаляя образующуюся наледь.

Установка головок болтов 2 впотай в профилированной проточке В и размещение гаек 3 снаружи в полостях Г зубьев венцов 4 обеспечивает удобство монтажа-демонтажа зубчатых венцов 4.

Положительный эффект предложенной полезной модели состоит в повышении ресурса и надежности гусеничного движителя.

Ведущее колесо гусеничного движителя, содержащее диск с двумя фланцами, на каждом из которых посредством болтов и гаек закреплен зубчатый венец, имеющий опорную поверхность для беговой дорожки гусеницы, отличающееся тем, что каждый из фланцев диска выполнен с опорной поверхностью для беговой дорожки гусеницы и с профилированной проточкой, позволяющей установку впотай головки болта и фиксацию болта от проворачивания при воздействии момента затяжки гайки, при этом образующая профильной проточки выполнена, например, в виде ломаной линии, первый и третий отрезки которой расположены каждый под прямым или тупым углом ко второму отрезку, а четвертый отрезок параллелен или наклонен ко второму отрезку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к комплектации семейств бронированных гусеничных машин Сухопутных войск или бронированных гусеничных машин на танковых шасси гражданского назначения, а также их выполнению
Наверх