Электродвигатель

 

Полезная модель относится к системам смазки для подшипниковых узлов электродвигателей. Система смазки электродвигателя состоит из систем верхней и нижней подачи, каждая из которых включает внутренний канал в теле крышки. Входное отверстие внутреннего канала расположено на боковой поверхности крышки. Выходное отверстие канала является отверстием подачи смазки к подшипниковому узлу. Со стороны входного отверстия каждый внутренний канал имеет резьбовой участок, в который вставлен резьбовой конец подающей трубки, расположенной вдоль поверхности корпуса. Звенья подающих трубок соединены фитингами, внешние концы подающих трубок выступают за боковую поверхность корпуса и закрыты защитными колпачками. Полезная модель позволяет обеспечить взрывопожаробезопасность электродвигателя и повысить удобство его обслуживания.

Полезная модель относится к электромашиностроению, в частности, к системам смазки для подшипниковых узлов электродвигателей, может использоваться при производстве или модернизации взрывозащищенных специальных обдуваемых электродвигателей типа ВАСО, предназначенных для безредукторного привода аппаратов воздушного охлаждения магистрального газопровода.

Известно устройство для подачи консистентной смазки в подшипниковые узлы качения электродвигателей и для удаления отработанной смазки по а.с. СССР 147646, 1962. В нижней части подшипникового щита устройства расположен плунжер для автоматического дозирования количества смазки и для принудительного удаления излишков смазки. Недостатками являются сложность конструкции, громоздкость двигателя, связанные с расположением плунжера внутри двигателя, с устройством привода двигателя и взрывоопасность конструкции вследствие создания плунжером зоны повышенного давления в смазочной полости электродвигателя.

Известен электродвигатель вертикальный асинхронный обдуваемый, содержащий ротор с валом, статор, верхний и нижний подшипниковые узлы с радиальными и радиально-упорными подшипниками (патент РФ на полезную модель 40825, Н02К 5/173, 2004). Недостатком является отсутствие системы смазки подшипниковых узлов, что вызывает необходимость проведения частых планово-предупредительных ремонтов с целью замены смазки. Это значительно повышает трудоемкость обслуживания, т.к., замена смазки связана с проведением сборки-разборки двигателя персоналом, прошедшим специальную подготовку по безопасному техническому использованию и обслуживанию.

В качестве ближайшего аналога заявляемой полезной модели выбрано техническое решение по патенту DE на изобретение 602005005174, Н02К 9/19, 2009. Система смазки двигателя включает каналы, выполненные в корпусе двигателя, доставляющие смазку к подшипниковому узлу. Недостатком является невозможность использования данной конструкции для двигателей, предназначенных для безредукторного привода аппаратов воздушного охлаждения магистрального газопровода, вследствие незащищенности конструкции от взрывоопасности и вследствие пространственного положения системы подачи смазки, занимающего большой объем. Данную систему подачи невозможно расположить в пространстве между двигателем и вентилятором для охлаждения магистрального трубопровода из-за ограниченного доступа к двигателю. Подачу смазки можно осуществить только при снятом с опоры двигателе, что делает операцию смазки очень трудоемкой.

Технической задачей заявляемой полезной модели является повышение удобства эксплуатации.

Технический результат заключается в повышении удобства обслуживания электродвигателя.

Технический результат обеспечивается тем, что в электродвигателе, содержащем корпус с верхней и нижней крышками, статор, ротор с валом, верхний и нижний подшипниковые узлы с радиальными подшипниками, систему смазки подшипниковых узлов, согласно полезной модели, система смазки состоит из систем верхней и нижней подачи, каждая из которых включает внутренний канал в теле крышки, с входным отверстием на боковой поверхности крышки и выходным отверстием, являющимся отверстием подачи смазки к подшипниковому узлу, со стороны входного отверстия внутренний канал каждой крышки имеет резьбовой участок, в который вставлен резьбовой конец подающей трубки, расположенной вдоль поверхности корпуса, звенья подающих трубок соединены фитингами, внешние концы подающих трубок выступают за боковую поверхность корпуса и закрыты защитными заглушками.

Выполнение системы смазки из систем верхней и нижней подачи позволяет подавать смазку к верхнему или нижнему подшипниковому узлу в зависимости от необходимости. Наличие резьбового участка со стороны входного отверстия во внутреннем канале каждой крышки позволяет без особых трудозатрат вставлять и закреплять в канале резьбовой конец подающей трубки. Соединение звеньев подающих трубок фитингами позволяет заменять при ремонте и обслуживании не полностью всю трубку сложной конфигурации, а только ее небольшой участок. Повышение удобства обслуживания электродвигателя обеспечивается также за счет того, что входные отверстия внутренних каналов подачи смазки для подшипниковых узлов выполнены на боковых поверхностях верхней и нижней крышек. Это позволяет оптимально расположить подающие трубки сбоку от корпуса двигателя, без использования его верхней и нижней поверхностей. Сверху с валом двигателя ВАСО соединен аппарат воздушного охлаждения магистрального газопровода, нижняя часть двигателя расположена на опоре, что затрудняет доступ к месту присоединения подающих трубок при необходимости их монтажа и демонтажа. Выведение концов подающих трубок за боковую поверхность корпуса и разделение системы смазки подшипниковых узлов на верхнюю и нижнюю системы подачи так же способствуют улучшению эксплуатационных характеристик, за счет повышения удобства обслуживания и обеспечения доступного и безопасного подхода в рабочую зону.

На фигуре представлен вертикальный асинхронный обдуваемый электродвигатель, модернизированный системой смазки.

Электродвигатель состоит из корпуса 1, статора 2, ротора с валом 3, верхней крышки 4, нижней крышки 5, верхнего подшипникового узла 6, нижнего подшипникового узла 7, внутренних каналов 8 с резьбовыми участками 9, подающих трубок 10, угольников 11, муфты 12, резьбовых заглушек 13, верхнего щита 14, нижнего щита 15.

При модернизации электродвигателей ВАСО, не оснащенных системой смазки подшипниковых узлов 6 и 7 проводят доработку узлов двигателя. Проводят разборку электродвигателя, обработку верхней крышки 4, нижней крышки 5, просверливают в крышках 4, 5 каналы 8, нарезают резьбу на участках 9. Для обеспечения взрывобезопасности длина резьбовых участков 9 и резьбовых концов звеньев подающих трубок 10 должна быть не менее 15 мм. Далее проводят сборку узлов системы смазки, устанавливая подающие трубки 10 с угольниками 11, и муфтой 12, подают смазку на подшипниковые узлы, закрывают концы подающих трубок 10 резьбовыми заглушками 13. Данные работы производятся в отличие от немодифицированных двигателей только один раз, далее пополнение смазки двигателя производят в процессе эксплуатации. Взрывозащищенность модернизированных данным способом двигателей подтверждена Межотраслевым органом сертификации по промышленной безопасности. Смазку подшипниковых узлов 6 и 7 производят подачей смазывающего материала во внутренние каналы 8 подающих трубок 10, сняв предварительно резьбовые заглушки 13. Процесс смазки не требует снятия электродвигателя с опоры и отсоединения его от аппарата воздушного охлаждения магистрального газопровода. Это обеспечивается за счет вывода концов подающих трубок 10 в зону доступа обслуживающего персонала.

Таким образом, заявляемая полезная модель позволяет повысить удобство обслуживания электродвигателя при обеспечении его взрывопожаробезопасности.

Электродвигатель, содержащий корпус с верхней и нижней крышками, статор, ротор с валом, верхний и нижний подшипниковые узлы с радиальными подшипниками, систему смазки подшипниковых узлов, отличающийся тем, что система смазки состоит из систем верхней и нижней подачи, каждая из которых включает внутренний канал в теле крышки, с входным отверстием на боковой поверхности крышки и выходным отверстием, являющимся отверстием подачи смазки к подшипниковому узлу, со стороны входного отверстия внутренний канал каждой крышки имеет резьбовой участок, в который вставлен резьбовой конец подающей трубки, расположенной вдоль поверхности корпуса, участки подающих трубок соединены фитингами, внешние концы подающих трубок выступают за боковую поверхность корпуса и закрыты защитными колпачками.



 

Похожие патенты:

Предложенное техническое решение позволит повысить качество работы системы смазки ДВС конструкции Nissan RB и заключается в соединении втулки коленчатого вала реконструированного ДВС с внутренним ротором маслонасоса выполнено посредством шлицевого соединения. Предлагаемое техническое решение относится к области автомобилестроения, а именно к области тюнинга автомобилей, то есть к доработке серийно выпускаемых автомобилей, обеспечивающей улучшение их заводских характеристик.
Наверх