Устройство для фиксации элементов оперения транспортного средства

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам для фиксации элементов оперения (капот, крышка багажника и пр.) в рабочем (закрытом) положении.

Техническим результатом является надежная фиксация положения элементов оперения при запирании, в том числе и при значительных перекосах в процессе эксплуатации.

Запирание устройства происходит после центрирования подпружиненного конуса о коническую поверхность корпуса запирающего устройства плавным фиксированием свободно закрепленной подпружиненной защелкой на накладке замка по проточке на штыре. Усилие запирания обеспечивается за счет глубины проточки штыря, жесткости подпружинивания защелки на накладке замка и ее толщины.

Открывание замка происходит после приложения усилия на свободный хвостовик подпружиненной защелки на накладке замка, и вытаскивания защелки из проточки штыря за счет усилия подпружиненного конуса.

Заявляемая полезная модель промышленно применима, так как может быть реализована с применением технологий, используемых при изготовлении механических устройств.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности, к устройствам для фиксации элементов оперения (капот, крышка багажника и пр.).

В автомобилях капотной компоновки использование замка (замков) капота обусловлено необходимостью фиксации капота в рабочем (закрытом) положении при эксплуатации автомобиля (рис.1).

Известны аналоги заявляемой полезной модели, например, устройство фиксации капота в закрытом положении автомобиля Урал 4320.(«Грузовой автомобиль - тягач» Ural-4320, AVTOEXPORT SSSR Moskva 1984, стр.342).

Устройство представляет собой закрепленный шарнирно на капоте подпружиненный штырь, на свободном конце которого закреплен зацеп (фиксатор). Для запирания капота необходимо закрепить зацеп за кромку отверстия, находящегося на боковине оперения, усилие запирания осуществляется за счет жесткости подпружиненной части штыря.

Данное устройство не обладает достаточной надежностью в работе при восприятии переменных нагрузок и вибраций.

В качестве прототипа выбран замок запирания капота, описанный в иллюстрированном руководстве издательства «За рулем» (http://knigi.zr.ru) Эксплуатация, обслуживание, ремонт, тюнинг ВАЗ 2113, 2114, 2115 стр.171.

Замок состоит из фиксатора и защелки. Фиксатор капота представляет собой подпружиненный штырь с конусом, установленный на капоте. Защелкой является закрепленная на кузове пружина, не имеющая регулировок. Запирание замка происходит при опускании капота, путем сжатия пружины штыря и освобождения зазора между конусом и подпружиненной частью штыря, в который попадает защелка. Отпирание замка происходит путем вытаскивания защелки (пружины).

Недостатком данного замка является то, что при изменении соосности фиксатора и защелки во время эксплуатации появляется вероятность самопроизвольного отпирания.

Задачей решаемой полезной модели является создание такого устройства фиксации элементов оперения (капот, крышка багажника и пр.), которое надежно фиксирует и обеспечивает требуемое положение элементов оперения при запирании, в том числе и при значительных перекосах в процессе эксплуатации.

Суть полезной модели поясняется на рис.2, где показана конструкция замка.

Заявляемое устройство состоит из фиксатора 2 и запирающего устройства 1.

Запирающее устройство на рис.3 включает в себя основание 1, накладку 2 со свободно закрепленной на ней подпружиненной защелкой в виде пластины с вырезом, контактирующим со штырем фиксатора, дистанционную пластину 3 и корпус 4. Дистанционная пластина 3 предназначена для обеспечения сохранения зазора между накладкой 2 и корпусом 4, а также для ограничения угла вращения защелки накладки. Корпус 4 имеет отверстие, поверхность которого выполнено в виде усеченного конуса с расположением меньшего радиуса в нижней части корпуса, которое обеспечивает центрирование фиксатора замка при запирании.

Основание запирающего устройства представляет собой пластину, образованную перпендикулярными относительно друг друга поверхностями.

Пазы на основании запирающего устройства позволяют производить регулировку положения замка в двух плоскостях, и при наличии аналогичных пазов на элементах кузова регулировку в третьей плоскости.

Фиксатор замка рис.4 состоит из штыря 1, подпружиненного конуса 2, имеющего ограниченный ход движения относительно штыря 1. Штырь 1 имеет коническую часть для обеспечения плавности процесса запирания и проточку 3, выполненную перпендикулярно оси штыря, по которой происходит фиксация защелки замка при его запирании.

Запирание замка происходит после центрирования подпружиненного конуса о коническую поверхность корпуса запирающего устройства плавным фиксированием свободно закрепленной подпружиненной защелкой на накладке по проточке на штыре 1 рис.4. Усилие запирания обеспечивается за счет глубины проточки штыря, жесткости подпружинивания защелки на накладке замка и ее толщины.

Открывание замка происходит после приложения усилия на свободный хвостовик подпружиненной защелки на накладке замка и вытаскивания защелки из проточки штыря за счет усилия подпружиненного конуса.

Заявляемая полезная модель промышленно применима, так как может быть реализована с применением технологий, используемых при изготовлении механических устройств.

Устройство фиксации элементов оперения, содержащее запирающее устройство, фиксатор, состоящий из подпружиненного штыря с коническим наконечником, отличающееся тем, что запирающее устройство содержит подпружиненную свободно закрепленную защелку в виде пластины с вырезом, контактирующим со штырем фиксатора, элемент для ограничения угла вращения защелки; корпус имеет отверстие, поверхность которого выполнена в виде усеченного конуса с расположением меньшего радиуса в нижней части корпуса, при этом штырь фиксатора содержит подпружиненный конус с ограниченным ходом движения, а также проточку, выполненную перпендикулярно оси фиксатора; основание Г-образной формы.



 

Наверх