Система спасения экипажа летательного аппарата

 

Полезная модель относится к области авиастроения, а именно к компоновке кабины летательного аппарата, в частности, средствам спасения экипажа и наиболее эффективно может быть использована на малоскоростных летательных аппаратах. Технической задачей предлагаемой полезной модели является расширение функциональных возможностей кресла летательного аппарата, для обеспечения спасения экипажа не только при управляемом аварийном приземлении, но и в сложных аварийных ситуациях в воздухе при потере возможности управления летательным аппаратом. Техническая задача обеспечивается тем, что система спасения экипажа летательного аппарата, содержащая каркас кресла, включающий в себя сиденье и спинку, верхний и нижний узлы подвески каркаса кресла, два амортизатора, две вертикальные стойки, закрепленные в кабине летательного аппарата, дополнительно снабжена привязной системой кресла, поручнями системы принудительного покидания, закрепленными на сиденье, и ракетным буксировочным двигателем, который связан с привязной системой кресла посредством буксировочного фала, при этом спинка имеет две вертикальные направляющие с установленными на них ползунами, которые соединены с привязной системой кресла, кроме того, в верхней части спинки имеются пазы для плечевых ремней и резаки плечевых ремней, расположенные сверху пазов, а сиденье имеет нишу для размещения в ней парашюта. Кроме того, привязная система кресла включает в себя привязную систему парашюта, поясных ремней и плечевых ремней, при этом, поясные ремни и плечевые ремни соединены между собой вместе в одной точке с помощью быстроразъемного замка. Таким образом, предлагаемое техническое решение системы спасения экипажа летательного аппарата, имеющей дополнительно принудительную систему покидания, позволяет значительно повысить уровень безопасности летательного аппарата в аварийных ситуациях.

Полезная модель относится к области авиастроения, более конкретно к компоновке кабины летательного аппарата и к конструкциям агрегатов, комплектующих кабину, в частности, средствам спасения экипажа.

Полезная модель наиболее эффективно может быть использована на малоскоростных летательных аппаратах.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности к заявляемой системе спасения экипажа летательного аппарата является «Энергопоглощающее кресло летательного аппарата» по Патенту РФ2270138, В64D 25/04.

Энергопоглощающее кресло летательного аппарата содержит каркас кресла, включающий в себя спинку и сиденье, который установлен на двух вертикальных стойках посредством амортизационной подвески, выполненной в виде верхнего и нижнего узлов. При этом нижний узел подвески выполнен в виде поворотной платформы, одним концом шарнирно установленной в нижней части вертикальных стоек, а вторым подвижным концом соединенной со средней частью сиденья и с амортизаторами. Нижние концы вертикальных стоек закреплены на полу вертолета.

При аварийном приземлении летательного аппарата, когда ударная нагрузка, действующая на человека, сидящего на кресле, превышает по своему значению допустимые пределы, то каркас кресла перемещается вниз, воздействуя на амортизаторы, которые поглощают энергию ударной нагрузки.

Однако, такая система спасения работоспособна только при управляемом аварийном приземлении летательного аппарата. В аварийных ситуациях при беспорядочном снижении летательного аппарата шансы на спасение экипажа резко снижаются.

При оснащении летчика дополнительной принудительной системой покидания летательного аппарата путем вытягивания, с последующим раскрытием парашюта, его шансы на спасение возрастают, так как появляется возможность экстренного покидания летчиком летательного аппарата в воздухе.

Для покидания летчиком кабины летательного аппарата путем вытягивания, наиболее предпочтительным является размещение парашюта в нише сиденья кресла. Это не мешает выполнению летчиком своих функциональных обязанностей в полете и не препятствует вытягиванию его из кабины вместе с парашютом вверх.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является расширение функциональных возможностей кресла летательного аппарата, для обеспечения спасения экипажа не только при управляемом аварийном приземлении, но и в сложных аварийных ситуациях в воздухе при потере возможности управления летательным аппаратом.

Полезная модель поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображен вид сбоку системы спасения экипажа летательного аппарата;

на фиг.2 изображен вид спереди системы спасения экипажа летательного аппарата.

Предлагаемая система спасения экипажа летательного аппарата содержит каркас кресла 1, включающий в себя сиденье 2 и спинку 3, который установлен на двух вертикальных стойках 4, 5 посредством амортизационной подвески, выполненной в виде верхнего узла подвески 6 и нижнего узла подвески 7. При этом нижний узел подвески 7 выполнен в виде поворотной платформы 8, одним концом 9 шарнирно установленной в нижней части вертикальных стоек 4, 5, а вторым подвижным концом 10 соединенной со средней частью сиденья 11 и с амортизаторами 12, 13. Вертикальные стойки 4, 5 установлены в кабине летательного аппарата 14 посредством узлов крепления 15, 16. Сиденье 2 имеет поручни системы принудительного покидания 17 и нишу 18 сиденья 2 под парашют 19, который закрепляется на летчике 20 с помощью привязной системы кресла 21. Привязная система кресла 21 включает в себя подвесную систему парашюта 22, поясные ремни 23 и плечевые ремни 24. Поясные ремни 23 и плечевые ремни 24 соединены между собой вместе в одной точке с помощью быстроразъемного замка 25. Кроме того, поясные ремни 23 соединены с ползунами 26, 27, которые установлены подвижно на вертикальных направляющих 28, 29, закрепленных с внутренней стороны спинки 30. В верхней части спинки 31 имеются пазы 32, 33 для плечевых ремней 24 и резаки плечевых ремней 34, 35, расположенные сверху пазов 32, 33 для плечевых ремней 24. Плечевые ремни 24 закреплены с обратной стороны спинки 36. Подвесная система парашюта 22 связана посредством буксировочного фала 37, уложенного в верхней части спинки 31 с буксировочным ракетным двигателем 38, который установлен в кабине летательного аппарата 14 на кронштейне 39.

Система спасения экипажа летательного аппарата работает следующим образом. Рабочее фиксированное положение кресла в кабине летательного аппарата 14 обеспечивается с помощью верхнего 6 и нижнего 7 узлов подвески и амортизаторов 12, 13, удерживающих каркас кресла 1 в неподвижном положении. Во время полета летательного аппарата летчик находится в кресле и зафиксирован с помощью привязной системы кресла 21.

При условии управляемого аварийного приземления летчик выполняет аварийную посадку летательного аппарата, принимая все меры в соответствии с руководством (группируется и выбирает слабину привязной системы кресла 21). При этом, когда перегрузка превышает допустимую, каркас кресла 1, вместе с сидящим на нем летчиком 20 перемещается вниз, относительно вертикальных стоек 4, 5 воздействуя на амортизаторы 12, 13. Амортизаторы 12, 13 поглощают энергию удара, а парашют 19, опираясь на поверхность ниши 18 сиденья 2, не мешает летчику 20 находиться в кресле в безопасном положении.

После приземления летчик 20 отделяется от привязной системы кресла 21, расстегивая быстроразъемный замок 25, и покидает летательный аппарат на земле.

При возникновении аварийной ситуации, когда возникает необходимость экстренного покидания летательного аппарата, летчик, вытягивая поручни системы принудительного покидания 17, приводит в работу систему принудительного покидания. При этом в автоматическом режиме происходит отстрел элементов препятствующих покиданию летчика, срабатывание буксировочного ракетного двигателя 38, вытягивание летчика 20 вместе с парашютом 19 из кабины летательного аппарата 14 с помощью буксировочного фала 37. Причем сначала, внутри кабины летательного аппарата 14 вытягивание летчика происходит вдоль вертикальных направляющих 28, 29, расположенных на спинке 3, а затем, после срезания плечевых ремней 24 резаками плечевых ремней 34, 35, летчик отделяется от кресла. После отделения летчика от летательного аппарата автоматически удаляется буксировочный ракетный двигатель 38, раскрывается парашют 19 и летчик приземляется на парашюте 19.

Таким образом, предлагаемое техническое решение системы спасения экипажа летательного аппарата, имеющей дополнительно принудительную систему покидания, позволяет значительно повысить уровень безопасности летательного аппарата в аварийных ситуациях.

1. Система спасения экипажа летательного аппарата, содержащая каркас кресла, включающий в себя сиденье и спинку, верхний и нижний узлы подвески каркаса кресла, два амортизатора, две вертикальные стойки, закрепленные в кабине летательного аппарата, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена привязной системой кресла, поручнями системы принудительного покидания, закрепленными на сиденье, и ракетным буксировочным двигателем, который связан с привязной системой кресла посредством буксировочного фала, при этом спинка имеет две вертикальные направляющие с установленными на них ползунами, которые соединены с привязной системой кресла, кроме того, в верхней части спинки имеются пазы для плечевых ремней и резаки плечевых ремней, расположенные сверху пазов, а сиденье имеет нишу для размещения в ней парашюта.

2. Система спасения экипажа летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что привязная система кресла включает в себя привязную систему парашюта, поясных ремней и плечевых ремней, при этом поясные ремни и плечевые ремни соединены между собой вместе в одной точке с помощью быстроразъемного замка.



 

Наверх