Транслятор тросового привода механизма переключения передач (варианты)

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к автомобильным коробкам передач с механическим приводом управления. Технический результат заключается в создании конструкции транслятора тросового привода механизма переключения передач, обладающего достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации, меньшей трудоемкостью изготовления. Транслятор тросового привода механизма переключения передач содержит ось (3, 4), корпус-хомут (1) и корпус-вилку (2), установленные на оси (3, 4), с прижимным элементом. Ось (3, 4) одним концом запрессовывается в корпус-хомут (1) неподвижно. Другим концом ось (3, 4) установлена в отверстии корпуса-вилки (2) с возможностью вращения относительно корпуса-хомута (1). В вариантах 1, 2 ось (3) выполнена цельной, а в вариантах 3, 4, ось (4) выполнена из трубы с наружным буртиком (10). В корпусе-хомуте (1) выполнено шлицевое отверстие (11) и разрез (12) вдоль этого отверстия. В шлицевое отверстие (11) устанавливается вал переключения передач, который закрепляется с помощью болта (13) и гайки (14). Корпус-вилка (2) выполнен из антифрикционной пластмассы, с проушинами (15) и с лапкой (16). Разрезная часть корпуса-хомута (1) с болтовым креплением располагается с левой (варианты 1, 3) или с правой (варианты 2, 4) стороны относительно лапки (16) корпуса-вилки (2). Болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом (17) под головку болта. Транслятор тросового привода механизма переключения передач имеет специальное покрытие для защиты от коррозии. 4 н.п., 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к дистанционному управлению автомобильными коробками передач с механическим приводом управления и может быть использована в механизме переключения коробки передач.

Известен транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий корпус-хомут со шлицевым отверстием для соединения с валом переключения передач и корпус-вилку с проушинами для крепления приводных тросов и лапкой с отверстием для соединения с реактивной тягой, корпус-хомут закреплен на консольной части оси, установленной на подшипниковых опорах в отверстии корпуса-вилки, причем лапка выполнена у торца корпуса-вилки, обращенного к корпусу-хомуту (см. патент RU 54121, МПК (2006.01) F16G 9/00, 2006 г.).

Наиболее близким к заявленному техническому решению (принятому в качестве прототипа) по совокупности существенных признаков является транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий установленные на, выполненной цельной или из трубы, оси с прижимным элементом, выполненным в виде резьбовой пробки или резьбовой вставки, корпус-хомут со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением для соединения с валом переключения передач и, выполненного из антифрикционной пластмассы, корпус-вилку с проушинами, в которых выполнены отверстия для крепления приводных тросов, и лапкой с отверстиями для соединения с реактивной тягой, причем корпус-хомут закреплен неподвижно при помощи запрессовки на консольной части оси, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой или с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, которая выполнена с изгибом в месте ее сопряжения с проушинами, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под гайку или головку болта, кроме того диаметр оси составляет не менее 24 мм, а в лапке дополнительно выполнено фигурное отверстие (см. патент RU 85126, МПК (2006/01) В60К 20/02, F16H 59/02, 2009 г.).

Недостатком данной конструкции является то, что прижимной элемент корпуса-вилки к корпусу-хомуту в трансляторе не обладает достаточной прочностью и надежностью, в результате конструкция известного транслятора не долговечна.

Была поставлена задача создать конструкцию транслятора тросового привода механизма переключения передач, обладающего достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации и меньшей трудоемкостью изготовления.

Указанная задача решается тем, что в трансляторе тросового привода механизма переключения передач, содержащем ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и выполненный из антифрикционной пластмассы корпус-вилку с проушинами и лапкой, а разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой или с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), или выполнена из трубы (варианты 3, 4), на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками (варианты 1, 2, 3, 4), прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой (варианты 1, 2), или в виде наружного буртика на оси (варианты 3, 4), причем винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта, винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами (варианты 1, 2).

В заявляемом трансляторе тросового привода механизма переключения передач новыми признаками являются то, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками (варианты 1, 2, 3, 4), прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытые заглушкой (варианты 1, 2), или в виде наружного буртика на оси (варианты 3, 4), причем винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта, винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами (варианты 1, 2).

Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что совокупность существенных признаков заявляемого технического решения не известна из уровня техники, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности полезной модели - «новизна».

Заявляемая полезная модель иллюстрируется на чертежах:

Фиг.1 - транслятор тросового привода механизма переключения передач в разрезе, вариант 1, вид сбоку.

Фиг.2 - транслятор тросового привода механизма переключения передач в разрезе, вариант 2, вид сбоку.

Фиг.3 - вид А на фиг.1 в увеличенном масштабе.

Фиг.4 - транслятор тросового привода механизма переключения передач в разрезе, вариант 3, вид сбоку.

Фиг.5 - транслятор тросового привода механизма переключения передач в разрезе, вариант 4, вид сбоку.

Фиг.6 - транслятор тросового привода механизма переключения передач, варианты 1, 3, вид сверху.

Фиг.7 - транслятор тросового привода механизма переключения передач, варианты 2, 4, вид сверху.

Транслятор тросового привода механизма переключения передач содержит корпус-хомут 1 и корпус-вилку 2, установленные на оси 3 (варианты 1, 2), на оси 4 (варианты 3, 4). Оси 3, 4 верхней консольной частью запрессовываются в корпус-хомут 1 так, что корпус-хомут 1 располагается на осях 3, 4 неподвижно. Нижней частью оси 3, 4 установлены в отверстии корпуса-вилки 2 так, что корпус-вилка 2 имеет возможность вращения относительно корпуса-хомута 1. Ось 3, выполненная цельной, имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца (варианты 1, 2), прижим корпуса-вилки 2 к корпусу-хомуту 1 в вариантах 1, 2 осуществляется винтовой пробкой 5 с опорным фланцем и стопорным винтом 6, закрытые заглушкой 7. Винтовая пробка 5 в хвостовой части имеет радиальные разрезы 8 и внутреннюю коническую поверхность 9, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта 6. Винтовая пробка 5 и стопорный винт 6 выполнены с торцевыми шлицами под отвертку. При ввертывании стопорного винта 6 коническая поверхность его хвостовой части разжимает разрезную часть винтовой пробки 5, создавая натяг в резьбовом сопряжении ось 3 - винтовая пробка 5.

Прижим корпуса-вилки 2 к корпусу-хомуту 1 в вариантах 3, 4 осуществляется с помощью наружного буртика 10, выполненного на оси 4, ось 4 выполнена из трубы.

В корпусе-хомуте 1 выполнено шлицевое отверстие 11 и разрез 12 вдоль (по образующей) этого отверстия. В шлицевое отверстие 11 устанавливается вал переключения передач, который закрепляется с помощью болта 13 и гайки 14. Корпус-вилка 2 выполнен с проушинами 15 и с лапкой 16. Разрезная часть корпуса-хомута 1 с болтовым креплением 13, 14 располагается с левой (варианты 1, 3) или с правой (варианты 2, 4) стороны относительно лапки 16 корпуса-вилки 2. Болтовое крепление 13, 14 выполнено с фиксирующим элементом в виде прорези 17 в корпусе-хомуте 1 под головку болта 13. Корпус-хомут 1 выполнен из металла. Корпус-вилка 2 выполнен из антифрикционной пластмассы (из полиамида или композитного материала) с целью снижения веса.

Транслятор тросового привода механизма переключения передач имеет специальное покрытие для защиты от коррозии.

Заявляемый транслятор тросового привода механизма переключения передач обладает достаточной прочностью и надежностью, долговечностью при эксплуатации за счет выполнения в вариантах 1, 2 прижимного элемента корпуса-вилки к корпусу-хомуту в виде винтовой пробки и стопорного винта. Такая конструкция прижимного элемента обладает надежной фиксацией корпуса-вилки на оси за счет цангового зажима винтовой пробки и стопорного винта, которые позволяют производить сборку узла даже при больших допусках на линейные размеры оси и корпуса-вилки в любом положении винтовой пробки. В вариантах 3, 4 выполнением прижимного элемента в виде наружного буртика на оси и также запрессовкой оси в корпус-хомут достигается исключение дополнительных крепежных деталей, в результате уменьшается номенклатура деталей и снижается трудоемкость изготовления транслятора. Линейные размеры корпуса-вилки и оси выполнены с гарантированным зазором, исключающим возможность заклинивания при сборке.

Таким образом, достигается технический результат, заключающийся в повышении прочности и надежности, долговечности при эксплуатации, в снижении трудоемкости изготовления по сравнению с прототипом.

Заявляемый транслятор тросового привода механизма переключения передач может быть изготовлен на стандартном оборудовании из известных материалов с использованием известных технологий, следовательно, он соответствует условию патентоспособности полезной модели «промышленная применимость».

1. Транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и выполненный из антифрикционной пластмассы корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой стороны относительно лапки корпуса-вилки, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, отличающийся тем, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца, на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытых заглушкой.

2. Транслятор тросового привода механизма переключения передач по п.1, отличающийся тем, что винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта.

3. Транслятор тросового привода механизма переключения передач по п.1, отличающийся тем, что винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами.

4. Транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий ось, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и выполненный из антифрикционной пластмассы корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, отличающийся тем, что ось имеет глухое отверстие с внутренней резьбой с открытого торца, на ее наружной поверхности выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде винтовой пробки с опорным фланцем и стопорного винта, закрытых заглушкой, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта.

5. Транслятор тросового привода механизма переключения передач по п.4, отличающийся тем, что винтовая пробка в хвостовой части имеет радиальные разрезы и внутреннюю коническую поверхность, контактирующую с наружной конической поверхностью хвостовой части стопорного винта.

6. Транслятор тросового привода механизма переключения передач по п.4, отличающийся тем, что винтовая пробка и стопорный винт выполнены с торцевыми шлицами.

7. Транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий ось, выполненную из трубы, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и выполненный из антифрикционной пластмассы корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с левой стороны относительно лапки корпуса-вилки, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта, отличающийся тем, что на наружной поверхности оси выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде наружного буртика на оси.

8. Транслятор тросового привода механизма переключения передач, содержащий ось, выполненную из трубы, установленные на оси с прижимным элементом корпус-хомут, выполненный со шлицевым отверстием и разрезом с болтовым креплением, закрепленный на консольной части оси неподвижно при помощи запрессовки, и выполненный из антифрикционной пластмассы корпус-вилку с проушинами и лапкой, причем разрезная часть корпуса-хомута с болтовым креплением ориентирована с правой стороны относительно лапки корпуса-вилки, отличающийся тем, что на наружной поверхности оси выполнены два цилиндрических пояска с винтовыми канавками, прижимной элемент выполнен в виде наружного буртика на оси, а болтовое крепление выполнено с фиксирующим элементом под головку болта.



 

Наверх