Погружной асинхронный двигатель открытого исполнения

 

Заявляемая полезная модель относится к области электротехники, в частности к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в различных областях подводной техники, например, для привода насосов, гребных винтов, лебедок и т.д. подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, а также для привода буровых морских и добычных шельфных установок.

Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном погружном асинхронном двигателе открытого исполнения, состоящем из корпуса, статора, колец протекторов статора, вала с насаженным на него ротором, на котором выполнены канавки винтовой многозаходной нарезки, колец протекторов ротора и подшипниковых щитов, на подшипниковых щитах закреплены ультразвуковые излучатели, выполненные в виде колец.

При работе двигателя морская вода через отверстия 10 в подшипниковом щите 9 поступает во внутреннюю полость двигателя и, благодаря наличию на роторе 4 канавок 5 винтовой многозаходной нарезки, направляется в зазор между статором 2 и ротором 4, осуществляя удаление инородных частиц, в том числе личинок обрастателей, поступающих в зазор с морской водой, после чего выводится из полости двигателя через отверстия 10 в подшипниковом щите 9 с противоположной стороны.

После остановки двигателя личинки обрастателей, попадающие в его внутреннюю полость с морской водой, не смогут осесть на внутренних поверхностях благодаря ультразвуковым колебаниям жидкости, которые создаются ультразвуковыми излучателями 11, закрепленными на подшипниковых щитах 9 с внутренней стороны корпуса 1 и соединенными с генератором ультразвуковых колебаний.

Таким образом, заявляемая полезная модель позволяет при минимальных изменениях существующей конструкции обеспечить защиту данного типа двигателей от обрастания и исключить необходимость создания принудительной циркуляции при неработающем двигателе.

Заявляемая полезная модель относится к области электротехники, в частности к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в различных областях подводной техники, например, для привода насосов, гребных винтов, лебедок и т.д. подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, а также для привода буровых морских и добычных шельфных установок.

Известен погружной асинхронный двигатель открытого исполнения (1), состоящий из корпуса, статора, колец протекторов статора, вала с насаженным на него ротором, на котором выполнены канавки винтовой многозаходной нарезки, колец протекторов ротора и подшипниковых щитов с отверстиями, концентрично расположенными относительно вала.

Этот двигатель является наиболее близким по конструкции к заявляемой полезной модели, поэтому принят в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является малоэффективная защита от обрастания, и необходимость создания принудительной циркуляции при неработающем двигателе.

Суть заявляемого технического решения заключается в том, что в известном погружном асинхронном двигателе открытого исполнения, состоящем из корпуса, статора, колец протекторов статора, вала с насаженным на него ротором, на котором выполнены канавки винтовой многозаходной нарезки, колец протекторов ротора и подшипниковых щитов, на подшипниковых щитах закреплены ультразвуковые излучатели, выполненные в виде колец.

Сравнительный анализ заявляемого технического решения с прототипом показал, что заявляемое техническое решение обладает признаками, не совпадающими с прототипом, а именно, на подшипниковых щитах закреплены ультразвуковые излучатели, выполненные в виде колец, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой полезной модели критерию «новизна».

Сравнительный анализ заявляемой полезной модели с другими техническими решениями показал, что ультразвуковая очистка поверхностей от различных загрязнений широко используется в технике, однако в заявляемой полезной модели ультразвуковые излучатели служат не для очистки поверхности, а как средство защиты от обрастания, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой полезной модели критерию «изобретательский уровень»

На фиг.1 показан продольный разрез погружного асинхронного двигателя открытого исполнения.

Погружной асинхронный двигатель открытого исполнения состоит из корпуса 1, внутри которого установлен статор 2. На валу 3 двигателя закреплен ротор 4, на котором выполнены канавки 5 многозаходной винтовой нарезки. В корпусе 1 с обеих сторон установлены протекторные кольца 6 статора 2, а на валу 3 установлены протекторные кольца 7 ротора 4 и протекторные втулки 8. С обеих сторон корпуса 1 закреплены подшипниковые щиты 9 с концентрично расположенными относительно вала отверстиями 10 для входа воды в полость двигателя и выхода из нее. На подшипниковых щитах 9 с внутренней стороны корпуса 1 закреплены ультразвуковые излучатели 11, выполненные в виде колец и соединенные с генератором ультразвуковых колебаний (генератор не показан).

Погружной асинхронный двигатель открытого исполнения работает следующим образом:

При работе двигателя морская вода через отверстия 10 в подшипниковом щите 9 поступает во внутреннюю полость двигателя и, благодаря наличию на роторе 4 канавок 5 винтовой многозаходной нарезки, направляется в зазор между статором 2 и ротором 4, осуществляя удаление инородных частиц, в том числе личинок обрастателей, поступающих в зазор с морской водой, после чего выводится из полости двигателя через отверстия 10 в подшипниковом щите 9 с противоположной стороны.

После остановки двигателя личинки обрастателей, попадающие в его внутреннюю полость с морской водой, не смогут осесть на внутренних поверхностях благодаря ультразвуковым колебаниям жидкости, которые создаются ультразвуковыми излучателями 11, закрепленными на подшипниковых щитах 9 с внутренней стороны корпуса 1 и соединенными с генератором ультразвуковых колебаний.

Таким образом, заявляемая полезная модель позволяет при минимальных изменениях существующей конструкции обеспечить защиту данного типа двигателей от обрастания и исключить необходимость создания принудительной циркуляции при неработающем двигателе.

Погружной асинхронный двигатель открытого исполнения, состоящий из корпуса, статора, колец протекторов статора, вала с насаженным на него ротором, на котором выполнены канавки винтовой многозаходной нарезки, колец протекторов ротора и подшипниковых щитов, отличающийся тем, что на подшипниковых щитах закреплены ультразвуковые излучатели, выполненные в виде колец.



 

Наверх