Дистанционный привод управления коробкой передач

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств. Технический результат заключается в повышении технологичности, удобстве монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы. Дистанционный привод управления коробкой передач содержит устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач. Устройство управления приводом и механизм переключения передач соединены механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач. Новое заключается в том, что передний конец троса включения передач шарнирно соединен с рычагом управления на заданном плече от оси качания рычага. Трос выбора передач шарнирно соединен с нижним плечом двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления. В нейтральном положении коробки передач каждая из точек присоединения концов тросов и точки фиксации оболочек в корпусе устройства управления приводом находятся в двух плоскостях, пересекающихся под углом, не превышающим 16°.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, к устройствам для дистанционного управления механизмами, в частности, для переключения передач в коробке передач транспортных средств.

Известен дистанционный привод управления коробкой передач [1], содержащий переднюю продольную тягу, соединенную с задней продольной тягой, связанной с механизмом переключения передач. Передняя продольная тяга снабжена П-образным рычагом, жестко соединенным с задней продольной тягой своей верхней частью. Задняя продольная тяга снабжена консолью и жестко связана с ее верхней частью, при этом нижняя часть консоли связана с передней продольной тягой, имеющей свободу вращения. В результате обеспечивается возможность передачи осевого и окружного усилий между передней и задней продольными тягами с большой несоосностью.

Конструкция данного дистанционного привода обеспечивает дистанционную передачу осевого и окружного усилий при большой несоосности передней и задней продольных тяг, однако устройство имеет ограниченные возможности для применения. В частности, для передачи усилий на сравнительно длинной дистанции, например, у привода переключения передач автобуса с задним расположением силового агрегата, применить устройство невозможно из-за наличия нескольких перегибов на трассе привода.

Известен также дистанционный привод управления коробкой передач транспортного средства [2], содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач. Устройство управления и механизм переключения соединены механической связью, выполненной в виде пары тросов. Устройство управления приводом состоит из корпуса с шарнирно закрепленной в нем кулисой, на которой установлена рукоятка и выполнены присоединительные элементы для тросов. Механизм переключения передач состоит из транслятора, который установлен на валу переключения передач и содержит присоединительные элементы для тросов и реактивной тяги.

Известный привод обеспечивает надежное переключение передач, однако его применение в некоторых случаях затруднено из-за особенностей компоновки агрегатов, на которых он устанавливается.

Задача заявляемой полезной модели состоит в расширении функциональных возможностей тросовых приводов, позволяющих применять привод на различных типах силовых агрегатов, устанавливаемых в задней части автобуса.

Технический результат заключается в повышении технологичности, удобстве монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы.

Технический результат достигается дистанционным приводом управления коробкой передач, содержащим устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач. Устройство управления приводом и механизм переключения передач соединены механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач.

Новое заключается в том, что передний конец троса включения передач шарнирно соединен с рычагом управления на заданном плече от оси качания рычага. Трос выбора передач шарнирно соединен с нижним плечом двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления. В нейтральном положении коробки передач каждая из точек присоединения концов тросов и точки фиксации оболочек в корпусе устройства управления приводом находятся в двух плоскостях, пересекающихся под углом, не превышающим 16°.

На чертежах представлен заявляемый дистанционный привод.

На фиг.1 общий вид привода (схема установки на транспортном средстве); на фиг.2 устройство управления приводом с частичным разрезом аксонометрической проекции.

Дистанционный привод состоит из устройства управления приводом 1 и механизма переключения передач 2, установленного на коробке передач 3. Устройство 1 и механизм 2 соединены парой тросов - тросом выбора передач 4 и тросом включения передач 5.

Рычаг управления 6 через крестовину 7 шарнирно соединен с основанием 8, закрепленным на полу кабины (фиг.2). Одна пара шипов крестовины закреплена в подшипниковых опорах на основании 8, а на подшипниках второй пары установлен рычаг управления 6. Такая конструкция позволяет рычагу 6 качаться в поперечном направлении (по стрелкам А-А) и в продольном направлении (по стрелкам В-В'). Центр качания рычага находится на пересечении осей крестовины.

Передний конец троса включения передач 5 посредством шарового шарнира соединен с нижним плечом 9 рычага управления 6. Для рабочих перемещений троса 5 рычаг управления 6 отклоняют в продольном направлении (по стрелкам В-В).

Передний конец троса выбора передач 4 посредством шарового шарнира соединен с нижним плечом двуплечего рычага 10, установленного на оси 11, закрепленной в основании 8. Верхнее плечо рычага 10 посредством тяги 12 соединено с рычагом управления 6. Присоединительные элементы тяги 12 к рычагам 6 и 10 выполнены в виде шаровых шарниров.

При включении каждой передачи тросы 4 и 5 перемещаются в одном направлении на определенную величину (ход троса 20÷25 мм).

В нейтральном положении коробки передач геометрические центры шаровых шарниров К и L, соединяющих передние концы тросов 4 и 5 с рычагами 10 и 6, находятся в двух взаимно перекрещивающихся под углом плоскостях Q и Q. На линии пересечения плоскостей находятся точки М и N, являющиеся геометрическими центрами участков тросов 4 и 5, помещенных в маятниковые шарниры 13 и 14 и защемленных в основании 8. Угол задан при проектировании конструкции и не превышает величину 16°. Величина угла , заданная в пределах 0°÷16°, определена с учетом компоновочных требований к дистанционному приводу и эксплуатационных требований к тросам.

Расположение точек К, М, N и L, М, N в двух взаимно перекрещивающихся плоскостях Q и Q позволило повысить технологичность основания 8, а именно - упростить конструкцию его выступающей части, в которой защемлены участки тросов с точками М и N. Дело в том, что по логике конструирования концевые участки тросов целесообразно расположить параллельно друг другу, чтобы до минимума свести их изгибы при эксплуатации. Однако в этом случае гнезда под участки тросов с точками М и N пришлось бы делать на разной высоте, т.е. при изготовлении основания 8 обрабатывать деталь ступенчатой конфигурации, что значительно повышает расходы на изготовление устройства. Таким образом, расположение концевых участков тросов в перекрещивающихся плоскостях под оптимальным углом , определяющимся допустимым телесным углом, описываемым концевыми участками тросов относительно точек М и N в маятниковых шарнирах 13 и 14 во время работы привода, повысило технологичность устройства управления приводом без снижения надежности его работы.

Заявляемый дистанционный привод изготовлен и проверен в эксплуатации при управлении коробкой передач силового агрегата, установленного на автобусе. Результаты испытаний подтвердили надежность работы устройства, удобства монтажа и технического обслуживания.

Источники информации:

1. Патент РФ 2163200, МПК В60К 20/00.

2. Патент РФ на полезную модель 54562 - прототип.

Дистанционный привод управления коробкой передач, содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач, соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач, отличающийся тем, что передний конец троса включения передач шарнирно соединен с рычагом управления на заданном плече от оси качания рычага, а трос выбора передач шарнирно соединен с нижним плечом двуплечего рычага, установленного на горизонтальной оси, верхнее плечо которого шарнирно соединено с рычагом управления, причем в нейтральном положении коробки передач каждая из точек присоединения концов тросов и точки фиксации оболочек в корпусе устройства управления приводом находятся в двух плоскостях, пересекающихся под углом, не превышающим 16°.



 

Наверх