Система обновления судовой балластной воды

 

Система непрерывного обновления балластной воды относится к мерам по предотвращению биологического загрязнения водных путей популяциями вредных, патогенных и чужеродных организмов, отличающихся по видовому разнообразию водной флоры и фауны от района забора балластных вод, путем непрерывного протекания воды через балластную цистерну при ходе судна с балластом. Устройство содержит балластную цистерну, приемные и выпускные горловины и дистанционно управляемые средства герметизации пространства. Применение данного устройства не требует специальной очистки балластных вод, длительной герметизации балластных цистерн для ликвидации вредных, патогенных и чужеродных организмов, позволяет экономить электроэнергию и ресурс балластных насосов, при этом балластные цистерны требуют минимального дооборудования, а их конструкция принципиально не изменяется. 1 с.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к мерам по предотвращению биологического загрязнения водных путей популяциями вредных, патогенных и чужеродных организмов, отличающихся по видовому разнообразию водной флоры и фауны от района забора балластных вод, путем протекания воды через балластную цистерну при ходе судна с балластом.

В настоящее время документом, регламентирующим правила обращения с балластными водами, является «Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, 2004 года». Согласно этому документу, основным методом предотвращения биологического загрязнения водоемов является замена балласта на глубокой воде (сброс и забор на глубине 200 метров и более) и на значительном удалении от берега (от 50 морских миль). В документе особо подчеркивается, что замена балластных вод не является 100% гарантией ликвидации переноса вредных и патогенных организмов из одного района плавания в другой. Конвенция рекомендует на судах, построенных начиная с 2009 года, применение одного из двух стандартных решений, исключающих перенос вредных и патогенных водных организмов. Первое решение определяет замену балласта методом прокачки трехкратного объема каждой балластной цистерны. Второе требует применения на судне устройств, обеспечивающих качество балластных вод, в соответствии с требованиями Конвенции. При этом в первом случае следует ожидать длительных простоев судов (до трех суток), во втором - снижения полезной нагрузки судна за счет увеличения массы и габаритов судового очистного оборудования. И то и другое может привести к снижению эксплуатационной эффективности судна.

Известно устройство и способ для уничтожения микроорганизмов в балластных водах судов (RU, заявка на изобретение 99113454 А, кл. 7 С02F 1/74, C02F 1/20, 2001), включающие в себя следующие операции: дезоксигенация балластных вод, содержащих аэробные микроорганизмы, за счет перемешивания воды под вакуумом в течение первого периода времени; и после операции дезоксигенации герметизацию пространства, в котором содержатся обработанные балластные воды на второй период времени. В дальнейшем происходит ввод в балластные воды судовых выхлопных газов для гарантированного уничтожения анаэробных микроорганизмов. Система обновления судовой балластной воды содержит балластную цистерну с ячейками, водозаборное устройство с приемными горловинами и выпускной узел (два выпускных отверстия).

Известный способ обработки балластных вод позволяет обеззараживать воду от аэробных и анаэробных микроорганизмов. Причем, эффективность снижения исходной популяции микроорганизмов может достигать 99% от исходной популяции. Недостатками этого способа и устройства являются повышенные требования к герметичности балластных цистерн, длительный период герметизации для достижения эффекта обеззараживания (не менее 8 суток), кроме того, выпускные газы содержат вредные ингредиенты (окиси углерода, серы, азота, углеводороды, азотистая и сернистая кислоты и др.), способствующие загрязнению гидросферы.

Задачей полезной модели является устранение отмеченных недостатков.

Технический результат заключается в отсутствии необходимости специальной обработки балластных вод от биологического загрязнения для сброса в географических районах, отличающихся по видовому разнообразию водной флоры и фауны от района забора балластных вод.

В устройстве используется принцип непрерывного протекания жидкости через систему с открытыми входом и выходом, при этом, за счет инжекционного эффекта, создаваемого набегающим потоком воды, исключается образование застойных зон в конструктивных карманах балластных цистерн.

Этот технический результат достигается тем, что в системе обновления судовой балластной воды, содержащей балластную цистерну с ячейками, водозаборное устройство с приемными горловинами и выпускной узел, последний состоит из выпускных горловин, расположенных в днищевой части и по бортам ниже ватерлинии на разных уровнях от днища, проходные сечения приемных и каждой выпускной горловины одинаковы, при этом, на приемных и выпускных горловинах установлены дистанционно управляемые устройства для герметизации и разгерметизации. Предлагаемое выполнение выпускных горловин обеспечивает необходимый объем балласта для различных случаев загрузки судна. На этот же результат направлено и выполнение проходных сечений. Дистанционное управление герметизацией и разгерметизацией горловин удобно и надежно в работе.

Предлагаемая система непрерывного обновления судовой балластной воды пояснена чертежами: фиг.1 - общий вид, фиг.2 - узел I на фиг.1, фиг.3 - принципиальная схема непрерывного потока, фиг.4 - выпускной узел.

Система обновления судовой балластной воды содержит балластную цистерну 1 с ячейками 2, водозаборное устройство с приемными горловинами 3 и выпускной узел 4, состоящий их выпускных горловин, расположенных в днищевой части 5, 6 и по бортам 7, 8, 9 ниже ватерлинии 10 на разных уровнях от днища 11. Проходные сечения приемных и каждой выпускной горловины одинаковы. При этом, на приемных и выпускных горловинах установлены дистанционно управляемые устройства 12 для герметизации и разгерметизации, которые могут быть выполнены в виде заглушек с герметизирующей листовой резиной и натяжным тросом (авт. свид. СССР 1221050, В63В 43/16, 1986).

Система работает следующим образом. При движении судна с заданной скоростью набегающий поток воды через дистанционно управляемое днищевое средство герметизации пространства 12 и приемную горловину 3, поступает в балластную цистерну 1 и заполняет ее. Под действием давления набегающего потока вода перераспределяется в ячейках 2 балластной цистерны 1 и вытесняется из нее через дистанционно управляемые средства герметизации выпускных горловин 4 за борт. Для сохранения баланса принимаемого и удаляемого балласта проходные сечения приемных и выпускных горловин выполняются одинаковыми. При протекании воды через штатные облегчающие вырезы 13 в конструкциях балластной цистерны формируется эжектирующий поток, который инжектирует балласт из конструктивных карманов цистерны 14, исключая образование в них застойных зон.

Таким образом, применение устройства непрерывного обновления балластных вод не требует специальной очистки этих вод, длительной герметизации балластных цистерн для ликвидации вредных, патогенных и чужеродных организмов, позволяет экономить электроэнергию и ресурс балластных насосов, при этом балластные цистерны требуют минимального дооборудования, а их конструкция принципиально не изменится.

Система обновления судовой балластной воды, содержащая балластную цистерну с ячейками, водозаборное устройство с приемными горловинами и выпускной узел, отличающаяся тем, что выпускной узел состоит из выпускных горловин, расположенных в днищевой части и по бортам ниже ватерлинии на разных уровнях от днища, проходные сечения приемных и каждой выпускной горловины одинаковы, при этом на приемных и выпускных горловинах установлены дистанционно управляемые устройства для герметизации и разгерметизации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству питьевых столовых вод и может применяться при подготовке воды из глубоких пресноводных водоемов с последующим розливом воды в многооборотную и одноразовую тару для питьевых целей и приготовления пищи
Наверх