Древесный конструкционный огнезащищенный материал

 

Использование: деревообрабатывающая промышленность для изготовления древесного конструкционного материала, применяемого в авто-, вагоно-, судостроении, строительстве и др. областях. Сущность технического решения: в центре листа конструкционного материала размещен антипирированный на основе моноаммонийфосфата с добавлением сульфата аммония лист шпона 1. Симметрично относительно центрального листа шпона 1 расположены антипирированные аналогичным образом листы шпона 2 и 3 с взаимно перпендикулярным расположением волокон в смежных листах шпона. Между смежными листами антипирированного шпона размещены клеевые слои 4. 1 ил., 1 табл.

Полезная модель относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использована для изготовления древесного конструкционного огнезащищенного материала, применяемого в авто-, вагоно-, судостроении, строительстве и других областях.

Известен древесный конструкционный материал, содержащий пропитанные антипиреном моноаммонийфосфатом листы шпона, размещенные симметрично относительно центрального листа, и расположенные между ними клеевые слои (см. патент РФ 2144856, кл. В27Д 1/04, 1999 г.).

Недостатком известного решения является высокая дефицитность антипирена - моноаммонийфосфата, высаливаемость антипирена на поверхности шпона и, как следствие, коррозионное воздействие антипирена на металлические части технологического оборудования.

Задача, решаемая данной полезной моделью, заключается в снижении стоимости (себестоимости) изготавливаемого материала и обеспечении стабильности работы технологического оборудования при сохранении качества изготавливаемого древесного конструкционного огнезащищенного материала.

На фиг.1 схематично показан древесный клееный конструкционный огнезащищенный материал.

В центре листа конструкционного материала размещен антипирированный на основе моноаммонийфосфата с добавлением сульфата аммония лист шпона 1. Симметрично относительно центрального листа шпона 1 расположены антипирированные аналогичным образом листы шпона 2 и 3 с взаимно перпендикулярным расположением волокон в смежных листах шпона.

Антипирен распределен равномерно по сечению каждого листа шпона. Содержание моноаммонийфосфата и сульфата аммония в шпоне составляет 1:1...1:7 соответственно. Это обеспечивает получение огнезащищенного материала, удовлетворяющего требованиям транспортного машиностроения и строительства. На поверхности листов пропитанного шпона благодаря лучшей растворимости сульфата аммония отсутствуют высолы частиц антипирена, что существенно снижает химическое воздействие этих частиц на металлические части технологического оборудования.

Между смежными листами антипирированного шпона размещены клеевые слои 4.

Древесный конструкционный огнезащищенный материал изготавливают следующим образом. Формируют пакет материала из сухого шпона 1, 2, 3, содержащего моноаммонийфосфат и сульфат аммония в диапазоне 1:1...1:7. Между листами шпона 1, 2, 3 располагают слои жидкой фенолоформальдегидной смолы 4. Сформированный пакет помещают в межплитное пространство горячего пресса.

Режим прессования:

температура плит пресса120-125°С
давление прессования 1,8-2,0 МПа

продолжительность выдержки пакета в прессе

при заданном давлении10 мин.
продолжительность снятия давления 2 мин.

После прессования листы материала охлаждают и обрезают до заданных размеров. Полученный древесный конструкционный материал обладает следующими свойствами, приведенными в таблице 1.

Таблица 1Сравнительные результаты испытаний материала
Содержание антипирена в материале, моноаммонийфосфат: сульфат аммония Показатели материала
предел прочности при скалывании, МПа (ГОСТ 9424-93) огнезащитные свойства материала (ГОСТ 12.1.044-89)
максимальная температура газообразных продуктов горения, °Спотеря массы, %
1:12,2 22425
1:32,022826
1:72,1236 28
моноаммонийфосфат 1,924030

Экспериментальные данные, приведенные в таблице 1 показывают, что предлагаемое решение обеспечивает получение огнезащищенного материала, свойства которого не хуже прототипа. Необходимо отметить, что новый конструкционный материал с такими пожарно-техническими свойствами относится к группе трудногорючих материалов в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» максимальная температура газообразных продуктов горения должна быть меньше 260°С, а потеря массы образца при испытании должна быть меньше 60%.

В соответствии с ведомственными нормами пожарной безопасности «Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности» (ВНПБ - 03) такие неметаллические материалы рекомендуется применять во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов.

Таким образом, предложенное техническое решение не ухудшает прочностных и пожарно-технических характеристик материала.

1. Древесный конструкционный огнезащищенный материал, включающий пропитанные антипиреном на основе моноаммонийфосфата листы шпона, размещенные симметрично относительно центрального листа, и расположенные между ними клеевые слои, отличающийся тем, что пропитанные листы шпона дополнительно содержат сульфат аммония, равномерно распределенный по сечению листов шпона.

2. Древесный конструкционный огнезащищенный материал по п.1, отличающийся тем, что содержание моноаммонийфосфата и сульфата аммония в шпоне составляет 1:11:7 соответственно.



 

Наверх