Шаровой кран

 

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре и может быть использована в качестве запорной и регулирующей арматуры на трубопроводах. Предлагаемая конструкция шарового крана позволяет значительно облегчить замену дросселя, а также увеличить срок эксплуатации шарового крана. Кран шаровой содержащий корпус с боковым отверстием, шаровую пробку, крышку корпуса. В расточках корпуса установлены седла. В отверстии шаровой пробки установлен сменный дроссель с возможностью перемещения, при этом, сменный дроссель уплотнен относительно шаровой пробки. В отверстии крышки корпуса установлена пробка, которая снабжена обратным клапаном. Внешняя торцевая поверхность пластмассовой втулки сменного дросселя выполнена выгнутой и образует общую сферическую поверхность с шаровой пробкой, при этом, штуцер-дроссель сменного дросселя выполнен керамическим, корпус снабжен дополнительным боковым отверстием, в дополнительном боковом отверстии корпуса установлена пробка. Возможно выполнение центрального отверстия шаровой пробки цилиндрическим бесступенчатым, когда внешние торцевые поверхности втулки и корпуса сменного дросселя выполнены выгнутыми и образуют общую сферическую поверхность с шаровой пробкой, а корпус сменного дросселя выполнен из пластмассы.

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре и может быть использована в качестве запорной и регулирующей арматуры на трубопроводах.

Известен шаровой кран, в корпусе которого установлена поворотная пробка с проходным каналом и два седла с уплотнительными элементами, контактирующими с поворотной пробкой и на внутренней поверхности корпуса коаксиально каждому седлу установлено с возможностью перемещения кольцо, образующее с седлом кольцевую полость для смазки и взаимодействующее с поворотной пробкой с возможностью образования замкнутого контура с уплотнительным элементом для обеспечения дополнительной герметизации при подаче смазки. (Патент 2059137, РФ, Опубл. 1996.04.27).

Однако, при возникновении негерметичности данная конструкция не обеспечивает замену дросселя без снятия шарового крана.

Известен шаровой кран, содержащий корпус с установленной в нем запорной пробкой, взаимодействующей с седловыми уплотнениями, сопряженный с пробкой шток и слоистую сальниковую набивку, причем взаимодействующие поверхности пробки и уплотнений выполнены по конусу, запорная пробка выполнена из фарфора, а слои сальниковой набивки выполнены из разнородных материалов с различной текучестью, причем средний слой выполнен из слаботекучего материала, а крайние слои из пористого нетекучего. (Патент 2113645, РФ, Опубл. 1998.06.20).

Однако, данная конструкция также не обеспечивает ремонт шарового крана на месте его работы в случае возникновения негерметичности рабочей пары пробка -уплотнения.

Кроме того, упомянутые выше конструкции не позволяют регулировать величину условного прохода шарового крана,

Известен шаровый кран со сменным дросселем, содержащий корпус с боковым отверстием, расположенным перпендикулярно оси поворота пробки в плоскости ее проточного канала, в котором установлен опирающийся на бурт контейнер с закрепленным внутри дросселем, при этом боковое отверстие загерметизировано крышкой, контейнер установлен с возможностью перемещения, уплотнен относительно пробки и снабжен средством для демонтажа в виде канавки, выполненной на внутренней поверхности контейнера перед дросселем по ходу среды, при этом корпус выполнен цилиндрической формы и с канавками под уплотнительные кольца на торцевых его

поверхностях, при этом в крышке, герметизирующей боковое отверстие корпуса, установлено устройство для плавного снятия давления из проточного канала пробки (Патент 2105220, РФ, Опубл. 1998.02.20).

К недостаткам данной конструкции относится сложность переустановки сменного дросселя, необходимость использования при этом сложных приспособлений. При использовании специальных приспособлений, последние закрывают обзор. Кроме того, при работе шарового крана забивается канавка, посредством которой извлекается сменный дроссель и при его замене необходимо очищать вышеуказанную канавку. Кроме того, сменный дроссель выполнен металлическим и подвержен коррозии.

Задачей настоящей полезной модели является разработка конструкции шарового крана, позволяющей значительно облегчить замену дросселя, а также увеличить срок эксплуатации шарового крана.

Эта задача решается тем, что кран шаровой, содержит корпус с боковым отверстием, расположенным перпендикулярно оси поворота шаровой пробки, крышку корпуса, снабженную проходным каналом, выполненным соосно с боковым отверстием корпуса. Корпус и крышка соединены между собой при помощи винтов, а в расточках корпуса установлены седла. В отверстии шаровой пробки установлен сменный дроссель с возможностью перемещения. Сменный дроссель уплотнен относительно шаровой пробки и в отверстии крышки корпуса установлена пробка, которая снабжена обратным клапаном. Внешняя торцевая поверхность пластмассовой втулки сменного дросселя выполнена выгнутой и образует общую сферическую поверхность с шаровой пробкой. Штуцер-дроссель сменного дросселя выполнен керамическим. Корпус снабжен дополнительным боковым отверстием, выполненным соосно вышеупомянутому боковому отверстию корпуса, в дополнительном боковом отверстии корпуса установлена пробка.

Центральное отверстие шаровой пробки может быть выполнено цилиндрическим бесступенчатыми, а внешние торцевые поверхности втулки и корпуса сменного дросселя выгнутыми, образуя общую сферическую поверхность с шаровой пробкой. Корпус сменного дросселя выполнен из пластмассы.

Патентуемый шаровой кран поясняют подробным описанием, конкретным примером, чертежами, на которых

Фиг.1 - изображает общий вид шарового крана со ступенчатым отверстием шаровой пробки;

Фиг.2 - изображает вид А шарового крана;

Фиг.3 - изображает сменный дроссель шарового крана, устанавливаемый в шаровую пробку со ступенчатым отверстием;

Фиг.4 - изображает сменный дроссель шарового крана, устанавливаемый в шаровую пробку с бесступенчатым отверстием;

Фиг.5 - изображает общий вид шарового крана с бесступенчатым отверстием шаровой пробки.

Шаровой кран включает в себя корпус 1 (Фиг.1, Фиг.5), снабженный боковым отверстием, крышку корпуса 2, также снабженную боковым отверстием, соединенные между собой при помощи винтов. Между корпусом 1 и крышкой корпуса 2 установлено резиновое кольцо 3. В корпусе 1 и крышке корпуса 2 установлены седла 4, 5 и тарельчатые пружины 6, 7. Седла 4 и 5 снабжены уплотнительными резиновыми кольцами 8 и 9, а также кольцами из полимерного материала на основе фторопласта 10 и 11. В корпусе 1 установлена цапфа 12, снабженная уплотнительным кольцом 13, которая закреплена в корпусе при помощи штифта 14. На цапфе 12 установлена втулка 15. В полости между корпусом 1 и крышкой корпуса 2 установлена шаровая пробка 16, снабженная центральным проходным отверстием. В отверстии шаровой пробки 16 установлен сменный дроссель 17, внутри которого размещен штуцер-дроссель 18. На цапфе шаровой пробки установлена втулка 19. Шаровая пробка 16 кулачковым соединением соединена со штоком 20. На корпусе 1 и крышке корпуса 2 установлена крышка крана 21 и закреплена при помощи шпилек. Шток 20 уплотнен относительно крышки крана 21 кольцами 22. На крышке крана 21 установлена крышка 23, на которой закреплена верхняя крышка 24. Шток 20 снабжен шпонкой 25. Рукоятка 26 установлена в крышке 23. В одном из боковых отверстий корпуса 1 установлена крышка 29 (Фиг.2), уплотненная кольцом 30. В крышке 29 установлен обратный клапан 31, который состоит из крышки обратного клапана 32, корпуса обратного клапана 33, втулки обратного клапана 34, пробки обратного клапана 35, пружины обратного клапана 36 и шарика обратного клапана 37. Шаровый кран установлен между фланцами 38 и 39 и закреплен при помощи восьми шпилек 40. Соединения корпус-фланец и крышка корпуса - фланец уплотнены металлическими прокладками 41 и 42.

Сменный дроссель шарового крана, устанавливаемый в шаровую пробку со ступенчатым отверстием включает в себя корпус сменного дросселя 50 (Фиг.3) с установленным в нем штуцер-дросселем 18, втулку 49, снабженную ступенчатой внешней поверхностью и соединенную с корпусом сменного дросселя при помощи

штифтов 54. Штуцер-дроссель 18 уплотнен кольцом 53, а корпус сменного дросселя 50 уплотнен кольцом 52. Втулка сменного дросселя 49 выполнена из пластмассы, корпус сменного дросселя 50 выполнен металлическим. Штуцер-дроссель выполнен керамическим.

Сменный дроссель шарового крана, устанавливаемый в шаровую пробку с бесступенчатым отверстием включает в себя корпус сменного дросселя 50 (Фиг.4) с установленным в нем штуцер-дросселем 18, втулку 49, снабженную ступенчатой внешней поверхностью и соединенную с корпусом сменного дросселя при помощи штифтов 54. Штуцер-дроссель 18 уплотнен кольцом 53, а корпус сменного дросселя 50 уплотнен кольцом 52. Втулка 49 и корпус 50 сменного дросселя выполнены из пластмассы. Штуцер-дроссель выполнен керамическим.

Корпус 1 снабжен дополнительным боковым отверстием, в последнем установлена пробка 55 (Фиг.2).

Шаровой кран работает следующим образом.

В рабочем режиме шаровая пробка 16 (Фиг.1), поворот которой производится рукояткой 26 посредством штока 20, шпонки 25, устанавливается таким образом, чтобы ее центральное проходное отверстие совпадало с соосными отверстиями корпуса 1 и крышки 2. При этом герметичность между шаровой пробкой 16 и седлами 4, 5 обеспечивается за счет поджатия седел к шаровой пробке давлением проводимой среды. При низких давлениях проводимой среды тарельчатые пружины 6, 7 обеспечивают принудительное поджатие седел 4, 5.

При необходимости замены сменного дросселя шаровая пробка 16 устанавливается так, чтобы ее центральное проходное отверстие совпадало с боковыми отверстиями корпуса 1. При помощи обратного клапана снимается давление в шаровом кране, после чего снимается крышка 29 (Фиг.2). Отворачивается пробка 55, через отверстие стержнем диаметром 20-24 мм выталкивается сменный дроссель в отверстие для крышки 29. Затем пробка 55 заворачивается в корпус 1. На сменный дроссель с установленным в нем штуцер-дросселем необходимого диаметра проходного отверстия, устанавливается кольцо 52. Сменный дроссель 17 устанавливается в корпус 1 через отверстие для боковой крышки 29. Устанавливается крышка 29, обратный клапан.

Предлагаемая конструкция шарового крана позволяет просто и быстро заменить сменный дроссель без использования специальных приспособлений. В случае засорения полости между шаровой пробкой и корпусом сменного дросселя, последний

можно легко выбить при помощи стержня. Отсутствие замкнутых плоскостей на входе между шаровой пробкой и пластмассовым корпусом сменного дросселя предотвращает налипание и сбор твердых частиц, что предохраняет поверхность шаровой пробки от механических повреждений при работе шарового крана.

1. Кран шаровой, содержащий корпус и крышку корпуса, снабженные соосными отверстиями, с которыми в рабочем режиме совпадает центральное проходное отверстие шаровой пробки, в корпусе имеется боковое отверстие, расположенное перпендикулярно оси поворота шаровой пробки, и в нем установлена крышка с обратным клапаном, кроме того, в расточках корпуса и крышки корпуса установлены седла, а в отверстии шаровой пробки установлен сменный дроссель, при этом сменный дроссель уплотнен относительно шаровой пробки, отличающийся тем, что корпус снабжен дополнительным боковым отверстием, выполненным соосно вышеупомянутому боковому отверстию корпуса, в дополнительном боковом отверстии корпуса установлена пробка, кроме того, сменный дроссель установлен в отверстии шаровой пробки с возможностью свободного перемещения и внешняя торцевая поверхность пластмассовой втулки сменного дросселя выполнена выгнутой и образует общую сферическую поверхность с шаровой пробкой, при этом штуцер-дроссель сменного дросселя выполнен керамическим.

2. Кран шаровой по п.1, отличающийся тем, что центральное отверстие шаровой пробки выполнено цилиндрическим бесступенчатым и внешние торцевые поверхности втулки и корпуса сменного дросселя выполнены выгнутыми и образуют общую сферическую поверхность с шаровой пробкой, кроме того, корпус сменного дросселя выполнен из пластмассы.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к трубопроводной арматуре, а именно к шаровым кранам, и предназначено для управления потоками рабочей среды в различных отраслях промышленности. Рабочая среда - газ, нефть, нефтепродукты, вода техническая, пар.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано в качестве запорной и регулирующей арматуры на трубопроводах

Полезная модель относится к запорно-регулирующей трубопроводной арматуре, а именно, к конструкциям промышленных кранов с шаровой пробкой для перекрытия и регулирования потока рабочей среды

Изобретение относится к области промышленной трубопроводной арматуры, в частности к шаровым кранам неразъемной конструкции и может быть использовано в составе технологических трубопроводов для перекрытия транспортируемой рабочей среды

Полезная модель относится к области управления микроклиматом, а в частности, к устройствам создания и поддержания определенного уровня влажности воздуха
Наверх