Топливная система летательного аппарата

 

Топливная система летательного аппарата предназначена преимущественно для вертолета с дополнительными подвесными топливными баками. Топливная система летательного аппарата содержит основной и дополнительные топливные баки, установленные в основном баке электроприводной насос и струйный насос перекачки топлива, а также магистраль перекачки топлива струйным насосом из дополнительных баков в основной и трубопроводы дренажа баков. Новым в топливной системе является установка на участке магистрали перекачки топлива, удобном для наблюдения, устройства для визуального определения расхода топлива, которое выполнено в виде обратного клапана тарельчатого типа, снабженного смотровым окном и шкалой углового положения тарелки клапана. При этом тарелка обратного клапана может быть дополнительно снабжена магнитом, а на корпусе обратного клапана установлен магнитоуправляемый контакт, предназначенный для включения табло контроля исправности системы перекачки топлива на приборной доске пилота. Такое выполнение топливной системы повышает безопасность летательного аппарата за счет обеспечения контроля исправности системы перекачки топлива в топливной системе на земле перед вылетом, после заправки баков топливом, при неработающих двигателях. 1 ЗП, 2 фиг.

Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к топливной системе вертолета с основным и дополнительными (подвесными) топливными баками.

Известны топливные системы отечественных вертолетов (Ми-24, Ми-26) с основными топливными баками, снабженными электроприводными насосами, и с дополнительными топливными баками, из которых топливо перекачивается струйными насосами, установленными в основном баке, по трубопроводам перекачки (SU №1034327, 1981; RU №2081793, 1994 - наиболее близкий аналог). Контроль перекачки топлива из дополнительных баков в таких топливных системах осуществляют (после включения двигателей) обычно по падению уровня топлива в основном баке, регистрируемого указателем топливомера (не изображено), например, типа СЭТС-230.

Недостатком таких систем является то, что контроль перекачки топлива по падению уровня топлива возможен только при работающих двигателях, в то время как уровень топлива в основном баке начинает падать как при исправной системе перекачки (в результате выработки его из дополнительных баков), так и при ее отказе: разгерметизации или закупорке трубопроводов магистрали перекачки. Средства, позволяющие проконтролировать исправность системы перекачки топлива перед полетом, без запуска двигателей в устройствах-аналогах отсутствуют.

Целью полезной модели является повышение безопасности летательного аппарата путем обеспечения контроля исправности системы перекачки топлива в топливной системе на земле перед вылетом, после заправки баков топливом, при неработающих двигателях.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в топливной системе летательного аппарата, содержащей основной и дополнительные топливные баки, установленные в основном баке электроприводной насос и струйный насос перекачки топлива, магистраль перекачки топлива струйным насосом из дополнительных баков в основной, трубопроводы дренажа баков, - на участке магистрали перекачки топлива, доступном для наблюдения, установлено устройство для визуального определения расхода топлива, которое выполнено в виде обратного клапана тарельчатого типа, снабженного смотровым окном и шкалой углового положения тарелки клапана.

При этом тарелка обратного клапана снабжена магнитом, а на корпусе обратного клапана установлен магнитоуправляемый контакт, предназначенный для включения табло контроля исправности системы перекачки топлива на приборной доске пилота.

Установка устройства визуального определения расхода топлива в магистрали перекачки топлива позволяет наблюдать изменение расхода топлива из подвесных баков по углу отклонения тарелки клапана и таким образом контролировать исправность топливной системы независимо от величины давления в магистралях. Особенно это касается систем перекачки струйными насосами, в которых перепады давления незначительны, а расходы топлива в таких системах могут быть значительными даже при скоростях потока, близких к скорости самотека - около 1 м/сек.

Размещение обратного клапана со смотровым окном на участке магистрали перекачки топлива из дополнительного подвесного бака в основной, доступном для наблюдения, позволяет при предполетном осмотре вертолета на земле выявить неисправность топливной системы, что повышает надежность летательного аппарата.

Установка на поворотной тарелке обратного клапана магнита, управляющего положением магнитоуправляемого контакта, закрепленного на корпусе клапана, позволяет в полете по загоранию (погашению) табло в кабине пилота судить об исправности топливной системы.

Предлагаемая топливная система летательного аппарата поясняется чертежами, где изображены:

На фиг.1 - схема топливной системы вертолета с дополнительными баками;

На фиг.2 - устройство для визуального определения расхода топлива.

Топливная система летательного аппарата включает основной топливный бак 1, электроприводной насос 2, струйный насос 3, дополнительные подвесные топливные баки 4 и 5, дренаж 6 основного топливного бака 1, дренаж 7 дополнительных баков 4, 5 и магистраль 8 перекачки топлива из дополнительных топливных баков 4, 5 в основной топливный бак 1.

В магистрали 8 перекачки топлива из подвесных топливных баков 4 и 5, на участке магистрали, доступном для наблюдения, установлено устройство для визуального определения исправности системы перекачки по расходу топлива в магистрали, которое выполнено в виде обратного клапана 9 (тарелочного типа, например, по ГОСТ 24007-80) с поворотной тарелкой 10, снабженного шкалой 11, расположенной вокруг прозрачного окошка 12, выполненного в корпусе клапана 9.

Тарелка 10 обратного клапана 9 может быть снабжена магнитом 13, а на корпусе обратного клапана 9 при этом установлен магнитоуправляемый контакт 14, предназначенный для включения табло контроля исправности системы перекачки топлива на приборной доске пилота.

Топливная система работает следующим образом.

При включении электроприводного насоса 2 топливо из дополнительных подвесных топливных баков 4, 5 откачивается струйным насосом 3 в основной бак 1, а излишки перекачиваемого топлива возвращаются обратно в топливные баки 4, 5 по трубопроводу дренажа 7.

Под влиянием потока топлива, двигающегося по магистрали перекачки 8, тарелка 10 обратного клапана 9 отклоняется в зависимости от скорости потока (расхода) топлива на определенный угол , отмеченный на шкале 11, нанесенной вокруг прозрачного окошка 12, как участок допустимого положения тарелки 10, соответствующего расходу топлива через магистраль перекачки 8 при исправной системе перекачки топлива.

Участки шкалы 11 могут быть окрашены в разные цвета для удобства визуального определения допустимого расхода топлива через обратный клапан 9 при исправной (при положении тарелки 10 в пределах угла ) или неисправной (при положении тарелки 10 за пределами угла ) системе перекачки топливной системы вертолета.

При этом магнит 13, закрепленный на тарелке 10 обратного клапана 9, приблизившись к магнитоуправляемому контакту 14, замыкает электрическую цепь, включая при этом соответствующее табло на приборной доске и сообщая пилоту об исправности топливной системы.

1. Топливная система летательного аппарата, содержащая основной и дополнительные топливные баки, установленные в основном баке электроприводной насос и струйный насос перекачки топлива, магистраль перекачки топлива струйным насосом из дополнительных баков в основной, трубопроводы дренажа баков, отличающаяся тем, что на участке магистрали перекачки топлива, доступном для наблюдения, установлено устройство для визуального определения расхода топлива, которое выполнено в виде обратного клапана тарельчатого типа, снабженного смотровым окном и шкалой углового положения тарелки клапана.

2. Топливная система летательного аппарата по п.1, отличающаяся тем, что тарелка обратного клапана снабжена магнитом, а на корпусе обратного клапана установлен магнитоуправляемый контакт, предназначенный для включения табло контроля исправности системы перекачки топлива на приборной доске пилота.



 

Наверх