Подшипник скольжения

 

Подшипник скольжения может быть использован в узлах трения в машиностроении. Использование подшипника скольжения позволяет снизить расход жидкой смазки и повысить его долговечность. На торцевых поверхностях пористой втулки установлены эластичные манжеты. Эластичные манжеты выполнены с конусообразными лепестками, соединенными между собой полимерными стяжками. Конусообразные лепестки закреплены в конусообразных проточках. 4 ил.

Полезная модель относится к узлам и деталям машин, а именно к подшипникам скольжения и может быть использована в узлах трения в машиностроении.

Известен подшипник скольжения (патент RU №2235928, кл. F16С 23/00, F16С 33/12, 2004.09.10), включающий пропитанную жидкой смазкой втулку из пористого материала с различной пористостью в ее центральной части и по торцам.

Наличие большой пористости по торцам, по сравнению с центральной частью, обеспечивает более высокую деформируемость и улучшает условия смазки материала по торцам подшипника, одновременно с этим усиливается утечка жидкой смазки через связанные с атмосферой поры на торцах втулки, что снижает эффективность использования жидкой смазки в подшипнике, снижая его долговечность.

Известен металлокерамический подшипник (кн. Б.Д.Воронкова «Подшипник сухого трения», Ленинград, «Машиностороение», 1979 г. стр.120), содержащий непроницаемый корпус с масляными карманами, в котором запрессована пористая втулка, пропитанная жидкой смазкой.

Недостаток такого подшипника заключается в торцевой утечке жидкой смазки, что снижает долговечность подшипника.

Известен также, принятый за прототип, подшипник скольжения (см. кн. Б.Д.Воронкова «Подшипники сухого трения», Ленинград, Машиностроение, 1979 г., стр.120), содержащий непроницаемый корпус, в котором запрессована пропитанная жидкой смазкой пористая втулка, имеющая внутреннюю рабочую (зона трения) и наружную поверхности, а также открытые торцевые поверхности. Наличие непроницаемого корпуса на наружной поверхности пористой втулки исключает утечку жидкой смазки с противоположной зоне трения наружной поверхности. Однако при таком конструктивном выполнении подшипника скольжения происходит утечка жидкой смазки сквозь контактирующие с атмосферой поры открытых торцевых поверхностей пористой втулки, что снижает эффективность использования жидкой смазки и, так как запас жидкой смазки в порах втулки невелик, то требуется возобновление запаса жидкой смазки, что увеличивает расход жидкой смазки и снижает долговечность подшипника.

Техническая задача полезной модели заключается в снижении расхода жидкой смазки и повышении долговечности подшипника скольжения.

Поставленная задача решается тем, что в известном подшипнике скольжения, включающем пропитанную жидкой смазкой пористую втулку, содержащую торцевые поверхности, на торцевых поверхностях пористой втулки дополнительно установлены эластичные манжеты, выполненные с закрепленными в конусообразных проточках конусообразными лепестками, соединенными между собой полимерными стяжками.

Наличие выполненных с конусообразными лепестками эластичных манжет, установленных на торцевых поверхностях пористой втулки,

обеспечивает герметичное перекрытие торцевых поверхностей, исключая тем самым утечку жидкой смазки сквозь поры материала втулки на торцевых поверхностях и создает замкнутую циркуляционную систему смазки внутри подшипника скольжения, что повышает эффективность использования жидкой смазки, снижает ее расход и повышает долговечность подшипника скольжения.

Закрепление конусообразных лепестков в конусообразных проточках пористой втулки, а также соединение конусообразных лепестков между собой полимерными стяжками обеспечивает надежное крепление эластичных манжет на торцевых поверхностях пористой втулки, что предотвращает потерю смазки и повышает долговечность подшипника скольжения.

На фиг.1 - изображен подшипник скольжения, продольное сечение;

на фиг.2 - эластичная манжета, в разрезе А-А на фиг.1;

на фиг.3 - узел соединения эластичной манжеты с торцевыми поверхностями втулки,

на фиг.4 - соединение конусообразных лепестков полимерной стяжкой.

Подшипник скольжения содержит пропитанную жидкой смазкой, например, маслом втулку 1, выполненную из пористого спеченного антифрикционного композитного материала, содержащую внутреннюю рабочую поверхность 2 трения, наружную поверхность 3 и торцевые поверхности 4, 5. На торцевых поверхностях 4, 5 установлены эластичные манжеты 6, выполненные с конусообразными лепестками 7, 8. Конусообразные лепестки 7, 8 закреплены в конусообразных проточках 9, 10,

выполненных на торцевых поверхностях 4, 5 втулки 1. Конусообразные лепестки 7, размещены со стороны внутренней рабочей поверхности 2 трения, а конусообразные лепестки 8, размещены со стороны наружной поверхности 3. Конусообразные лепестки 7, 8 соединены полимерными стяжками 11. Под конусообразными лепестками 7 на внутренней рабочей поверхности трения 2 выполнены канавки-ловители 12.

Работа предлагаемого подшипника скольжения осуществляется следующим образом.

Предварительно пористую втулку 1 пропитывают жидкой смазкой, например, маслом. Подшипник скольжения запрессовывают в деталь или узел механизма (на фиг. не показаны), так, чтобы его наружную поверхность 3 закрыть герметично. При вращении вала (на фиг. не показан), последний взаимодействует с внутренней рабочей поверхностью 2 трения втулки 1, при этом происходит ее нагревание, в результате чего из пористого материала втулки 1 выделяется жидкая смазка (масло) и поступает в зону терния. Из зоны трения жидкая смазка (масло) по зазору между валом (на фиг. не показан) и внутренней рабочей поверхности 2 трения втулки 1 поступает к торцевым поверхностям 4, 5, герметично закрытым эластичными манжетам 6 с конусообразными лепестками 7, 8, которые препятствуют утечке жидкой смазки (масла) через поры материала втулки 1 на торцевые поверхности 4, 5. При этом поры втулки 1 освобождаются от жидкой смазки (масла), а жидкая смазка (масло) на торцевых поверхностях 4, 5 втулки 1 поступает в канавки-ловителя 12, откуда дренажирует в пористую втулку 1 и заполняет собой освободившиеся поры, происходит циркуляция жидкой смазки (масла)

внутри подшипника скольжения. Циркуляция жидкой смазки (масла) происходит постоянно во время работы подшипника скольжения.

Наличие выполненных с конусообразными лепестками эластичных манжет, установленных на торцевых поверхностях пористой втулки, обеспечивает герметичное перекрытие торцевых поверхностей, исключая тем самым потерю жидкой смазки сквозь поры материала втулки на торцевых поверхностях и создает замкнутую циркуляционную систему смазки внутри подшипника скольжения, что повышает эффективность использования смазки, снижает расход смазки и повышает долговечность подшипника скольжения.

Подшипник скольжения, включающий пропитанную жидкой смазкой пористую втулку, содержащую торцевые поверхности, отличающийся тем, что на торцевых поверхностях пористой втулки дополнительно установлены эластичные манжеты, выполненные с закрепленными в конусообразных проточках конусообразными лепестками, соединенными между собой полимерными стяжками.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к машиностроению и может быть использована при производстве и модернизации радиальных подшипников скольжения мощных турбин и турбогенераторов
Наверх