Задвижка

 

Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах и каналах скважин, транспортирующих нефть, техническую воду. Полезная модель направлена на уменьшение габаритов и металлоемкости задвижки. Задвижка содержит корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер, соединенный с валом-шестерней. В опорном торце полукорпуса выполнен уступ в виде кольцевой выточки, на котором расположен наружный конец вала-шестерни. Задвижка снабжена технологическими соединительными болтами, ограничителем поворота шибера, выполненного в виде штифта, установленного между полукорпусами в прорези в шибере.

Полезная модель относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использована в качестве запирающего и регулирующего устройства на трубопроводах, транспортирующих агрессивную рабочую среду, например, нефть с высоким объемным содержанием СО2 и Н2 С, техническую воду под давлением до 35 МПа, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин.

Известна задвижка SU 95027, корпус которой выполнен безфланцевым. Закрепление корпуса осуществляется между фланцами трубопровода сквозными болтами. Недостатком данной задвижки является низкая технологичность изготовления, большие габариты и металлоемкость.

Известна задвижка по патенту на полезную модель RU 54646, выбранная в качестве прототипа, содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер с зубчатым венцом, вал-шестерню. Задвижка содержит приводной механизм, содержащий корпус, состоящий из двух полукорпусов, при этом, вал-шестерня установлен в корпусе приводного механизма.

Недостатком известной задвижки являются большие габариты, которые определяются размерами фланцев трубопровода, а также размером корпуса приводного механизма, выступающего за фланцы.

Полезная модель направлена на уменьшение габаритов и металлоемкости задвижки.

Технический результат достигается в задвижке, содержащей корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер, соединенный с валом-шестерней, при этом, в опорном торце полукорпуса выполнен уступ, на котором расположен наружный конец вала-шестерни. Для повышения технологичности изготовления, уступ выполнен в виде кольцевой выточки. Для удобства монтажа задвижка снабжена технологическими соединительными элементами. Для удобства эксплуатации задвижка снабжена

ограничителем поворота шибера, который может быть выполнен в виде штифта, установленного между полукорпусами в прорези в шибере.

Задвижка показана на рисунках:

фиг.1 - задвижка (разрез сбоку);

фиг.2 - задвижка (фронтальный разрез);

фиг.3 - задвижка, установленная в линию.

Задвижка (фиг.1) состоит из корпуса, образованного двумя безфланцевыми полукорпусами 1, 2 с проходными каналами 3, между которыми расположено распорное кольцо 4. Шибер 5 с проходным отверстием 6 установлен между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси 7 и снабжен зубчатым венцом 8. Зубчатый венец 8 соединен с валом-шестерней 9, с наружным концом 10. В опорном торце 13 полукорпуса 1 выполнен уступ 11 для доступа к наружному концу 10 при установке задвижки между фланцами 12 трубопровода (на фиг.3 наружный конец не показан). Уступ 11 может быть выполнен в виде кольцевой выточки (фиг.2). Для технологичности изготовления, полукорпусы 1, 2 могут выполняться зеркальными (как показано на фиг.1, 3). Для удобства монтажа задвижка снабжена технологическими соединительными элементами 14, например, болтами (на фиг.2 показаны три болта). Для удобства эксплуатации задвижка снабжена ограничителем поворота шибера: в шибере 5 выполнена прорезь 15, а между полукорпусами 1, 2 установлен ограничитель 16, выполненный в виде штифта.

Задвижка работает следующим образом.

До установки задвижки между фланцами 12 трубопровода полукорпусы 1, 2 собранной задвижки соединены болтами 14 (фиг.1, 2). Управление потоком рабочей среды через проходные каналы 3 достигается при повороте наружного конца 10 вала-шестерни 9 (например, ключом), соединенного с зубчатым венцом 8 шибера 5. Полное открытие/закрытие задвижки достигается при крайних положениях штифта 16 в прорези 15 шибера 5.

Таким образом, габариты задвижки определяются размерами стандартных фланцев трубопроводов. При этом, снижается металлоемкость задвижки. Задвижка технологична в изготовлении и отличается высокими эксплуатационными характеристиками.

1. Задвижка, содержащая корпус, состоящий из двух полукорпусов, разделенных распорным кольцом, между полукорпусами с возможностью поворота вокруг своей оси размещен шибер, соединенный с валом-шестерней, при этом в опорном торце полукорпуса выполнен уступ, на котором расположен наружный конец вала-шестерни.

2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что уступ выполнен в виде кольцевой выточки.

3. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что снабжена технологическими соединительными элементами.

4. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что снабжена ограничителем поворота шибера.

5. Задвижка по п.4, отличающаяся тем, что ограничитель поворота выполнен в виде штифта, установленного между полукорпусами в прорези в шибере.



 

Похожие патенты:

Задвижка // 54646

Задвижка // 63894

Кран // 65600

Клапан // 82287
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к регулирующей трубопроводной арматуре, и может быть использовано для управления расходом жидкой или газообразной среды, в том числе агрессивной, пожаро-взрывоопасной, ядовитой
Наверх