Болт-замок

 

Полезная модель относится к области транспортной техники, а именно к устройствам крепления люков, капотов, обтекателей. Техническая задача, решаемая полезной моделью, заключается в обеспечении возможности крепления крышек люков, капотов, носовых и хвостовых обтекателей фюзеляжей и т.п. с неограниченным углом охвата (до 360°) криволинейной поверхности, снижения металлоемкости, трудоемкости изготовления и установки замков на изделие. Технический результат достигается за счет того, что болт-замок содержит штырь-болт с Т-образным наконечником и замок, установленный на внутренней поверхности окантовки и включающий фланец, запорную шайбу, пружину и колпачок. Штырь-болт является съемным и непосредственно соединяет крышку люка с окантовкой.

Модель относится к области транспортной техники, а именно к устройствам крепления люков, капотов, обтекателей.

Известны замки силовые с завальцовкой втулки (фланца) ОСТ1 13015-77, ОСТ1 10516-72, ОСТ1 10517-72, ОСТ1 12171-75, предназначенные для крепления крышек люков, капотов, съемных панелей и т.п., состоящие из втулки со штырем и пружиной и корпуса с шайбой запорной, пружиной и колпачком.

Также известен силовой замок для крепления люков транспортных средств, свидетельство RU 2041135 C 16 В 64 С 1/14, содержащий втулку с подпружиненным штырем и корпус с поворотным запорным элементом, взаимодействующим с подпружиненным пальцем, размещенным в корпусе замка, в котором запорный элемент выполнен с хвостовиком, имеющим чередующиеся резьбовые выступы и впадины, а палец выполнен с гнездом, имеющим на внутренней поверхности резьбовые выступы и впадины, соответственно взаимодействующие с впадинами и выступами хвостовика запорного элемента.

Втулка со штырем закрепляется на съемной крышке люка, а корпус - на окантовке (каркасе).

Недостатками описанных замков являются:

- невозможность применения на крышках люков, капотах и т.п. с углом охвата криволинейной части люка - углом между осью поворота крышки (или осью первого замка) и осью крайнего замка, более 50°;

- много детальность, большая трудоемкость изготовления и установки;

- значительное ослабление каркаса (окантовок) и крышек люков отверстиями под установку корпусов замков большого диаметра (13,5÷16 мм);

- возникновение больших дополнительных осевых нагрузок на штыри при восприятии замками радиальных нагрузок из-за конусного соединения верхнего и нижнего фланцев;

- не равномерное включение в работу замков из-за значительных радиальных люфтов, возникающих при выборке осевых зазоров между штырями и корпусами.

Данной моделью болт-замка решается задача, направленная на достижение следующего технического результата:

- обеспечение возможности крепления крышек люков, капотов, носовых и хвостовых обтекателей фюзеляжей, гондол, контейнеров и

т.п. с неограниченным углом охвата криволинейной части люка (до 360°);

- уменьшение габаритов и массы;

- снижение металлоемкости, трудоемкости изготовления и установки замков на изделие;

- уменьшение необходимого по условиям прочности нахлеста крышек и окантовок (каркаса) люков, что обеспечит снижение массы;

- значительное снижение дополнительных осевых нагрузок на штырь (болт) при восприятии замком радиальных (срезных) нагрузок;

- обеспечение электрического соединения съемной крышки люка (обтекателя и т.п.) с корпусом (окантовкой) без дополнительных деталей.

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что у болт-замка отсутствует верхний корпус (втулка), прикрепленный к крышке люка (капоту и т.п.), а крепление крышки к каркасу осуществляется непосредственно съемным штырь-болтом, работающим на срез от радиальных нагрузок, действующих в плоскости крышки, и на разрыв от нагрузок, приложенных перпендикулярно к поверхности крышки. При этом отсутствует конусное соединение крышки с каркасом, приводящее к возникновению дополнительных осевых нагрузок на штырь замка при восприятии радиальных и приводящее к значительным радиальным (в плоскости крышки) перемещениям при выборе осевого технологического зазора между штырем и корпусом замка, что, в свою очередь, приводит к большой неравномерности нагружения замков при работе крышки на сдвиг. Относительно небольшой диаметр штырь-болтов (по сравнению с одинаковыми по допустимым нагрузкам замками) приводит к меньшему ослаблению окантовок и крышек люков, требует обеспечения меньших перемычек и, следовательно, приводит к меньшему увеличению массы конструкции. Надежное электрическое соединение съемной крышки люка (обтекателя и т.п.) и корпуса, даже при установке крышки люка на герметике, достигается за счет непосредственного контакта штырь-болта с крышкой люка и корпусом.

Модель поясняется чертежами, где: на фиг.1 показан продольный разрез соединения крышки люка (обтекателя) с каркасом (окантовкой), на фиг.2 - поперечный разрез, на фиг.3 - вид сверху на замок в закрытом положении.

Болт-замок содержит штырь-болт 1, фланец 2, запорную шайбу 3, пружину 4, колпачок 5.

Болт-замок устанавливается на изделие и функционирует следующим образом.

Замок, состоящий из фланца 2, запорной шайбы 3, пружины 4 и завальцованного на фланец колпачка 5, крепится снизу к окантовке люка (каркасу) 7 двумя заклепками 6; через заранее открытые, согласованные друг с другом отверстия в крышке 8 и окантовке 7 вставляется штырь-болт 1. Т-образный наконечник штырь-болта проходит через овальное отверстие во фланце 2 (см. фиг.3), сжимает внутреннюю ветвь пружины 4 и входит в овальное отверстие в запорной шайбе 3. При повороте по часовой стрелке (при виде сверху) штырь-болт поворачивает запорную шайбу 3, при этом скошенные выступы на верхнем торце шайбы 3 скользят по скошенным выступам на нижнем торце фланца 2, шайба 3 поворачиваясь отжимается от фланца 2 сжимая внешнюю ветвь пружины 4. При повороте штырь-болта на 90° Т-образный наконечник штырь-болта упирается в выступ на торце фланца 2, ограничивающий поворот штыря. Запорная шайба 3 под действием сжатой пружины 4 своими скошенными выступами входит в пазы на торце фланца 2 и тем самым удерживает штырь-болт 1 от свободного поворота против часовой стрелки, то есть на открытие болт-замка. При приложении к штырь-болту определенного крутящего момента, направленного против часовой стрелки, болт поворачивает запорную шайбу, которая, сжимая пружину, скользит по наклонным выступам на торце фланца, поворачивается на 90° и снова фиксируется сжатой наружной ветвью пружины. При этом овальный паз в шайбе совпадает с овальным пазом во фланце, а Т-образный наконечник штырь болта упирается в выступ на торце фланца. Под действием сжатой внутренней ветви пружины штырь-болт выдвигается из крышки на несколько мм, пальцами руки извлекается из пакета, и крышка снимается с изделия.

Болт-замок, содержащий штырь-болт с Т-образным наконечником и замок, установленный на внутренней поверхности окантовки и включающий фланец, запорную шайбу, пружину и колпачок, отличающийся тем, что штырь-болт, непосредственно соединяющий крышку люка с окантовкой, выполнен съемным.



 

Похожие патенты:

Замковое соединение для монтажа и крепления трехслойных кровельных сэндвич-панелей относится к области строительства, а именно к элементам строительных конструкций, предназначенным для возведения кровли
Наверх