Тиристорный электропривод постоянного тока с микропроцессорным управлением

 

Полезная модель относится к электротехнике, в частности, к областям автоматизированного электропривода и преобразовательной техники. Устройство содержит электродвигатель, соединенный соответственно с якорным тиристорным преобразователем и тиристорным возбудителем, силовые входы которых подключены к питающей сети, а их управляющие входы через импульсные трансформаторы соединены с выходами блока микропроцессорного управления, входы которого подключены к выходам датчиков контролируемых величин электропривода, к аналоговому тахогенератору и к пульту управления, аналоговый регулятор скорости, входы которого подключены соответственно к тахогенератору и аналоговому выходу пульта управления, а выход - к аналоговому входу микропроцессорного блока управления, при этом цифровой вход последнего соединен с цифровым выходом пульта управления. В устройстве аналоговый регулятор скорости может выполняться программируемым с управлением от блока микропроцессорного управления.

Полезная модель относится к электротехнике, в частности, к областям автоматизированного электропривода и преобразовательной техники.

Известен электропривод с микропроцессорной системой управления (МПСУ) тиристорным электроприводом [1], содержащий тиристорный преобразователь, МПСУ, датчики регулируемых величин (тока, скорости двигателя и др.) и пульт управления. В МПСУ реализуются система импульсно-фазового регулирования угла управления тиристорного преобразователя, регуляторы тока и скорости, устройства раздельного управления комплектами тиристоров преобразователя и устройства защиты. В качестве датчика скорости используется аналоговый тахогенератор, подключенный к МПСУ через АЦП.

Недостатком данного устройства является ограниченный диапазон регулирования минимальной скорости двигателя, который имеет место из-за недостаточной точности измерения при помощи АЦП сигналов низкого уровня, например, 1-10 мВ.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному решению и взятым за прототип является тиристорный электропривод по [2]. Функциональная схема данного электропривода приведена в [2] на стр.174. Здесь реверсивный тиристорный преобразователь ТП подключен к сети и

двигателю постоянного тока М через датчик тока ДТ. Микропроцессорная система обеспечивает регулирование угла управления ТП, тока i и скорости двигателя n, а также выбор работающей группы тиристоров. Управление скоростью двигателя осуществляется с пульта, в качестве датчика скорости используется аналоговый тахогенератор BR, подключенный к микропроцессору через блок преобразования «напряжение-код» ПНК (или АЦП).

Недостаток прототипа заключается в ограниченном диапазоне регулирования минимальной скорости, обусловленной погрешностью блока ПНК при измерении малых сигналов, что ухудшает статические характеристики электропривода. Например, для стандартного тахогенератора типа ТП-80, имеющего выходное напряжение 20 В при скорости 1000 об/мин и погрешности ПНК в 10 мВ, ориентировочно имеем минимальное измеряемое напряжение тахогенератора с погрешностью 10%

Этому напряжению в данном примере соответствует предельная минимальная скорость двигателя

Ниже значения nмин скорость не может регулироваться с требуемой точностью. Однако в системах широкорегулируемого электропривода

требуются более низкие скорости, например, nмин0,1 об/мин. Это принципиально невозможно получить в данном случае.

Технический результат заявляемого решения - улучшение статических характеристик электропривода.

Технический результат достигается тем, что в тиристорный электропривод постоянного тока с микропроцессорным управлением, содержащий электродвигатель, соединенный соответственно с якорным тиристорным преобразователем и тиристорным возбудителем, силовые входы которых подключены к питающей сети, а их управляющие входы через импульсные трансформаторы соединены с выходами блока микропроцессорного управления, входы которого подключены к выходам датчиков контролируемых параметров электропривода, к аналоговому тахогенератору и к пульту управления, дополнительно введен внешний аналоговый регулятор скорости, входы которого подключены соответственно к тахогенератору и аналоговому выходу пульта управления, а выход - к аналоговому входу блока микропроцессорного управления, при этом цифровой вход последнего соединен с цифровым выходом пульта управления. В устройстве аналоговый регулятор скорости может выполняться программируемым с управлением от микропроцессорного блока.

Отличительной особенностью полезной модели является то, что улучшение статических характеристик электропривода достигается за счет подключения к блоку микропроцессорного управления и пульту управления

аналогового регулятора скорости, который обеспечивает качественное регулирование скорости при широком изменении входных сигналов до 0,1 мВ.

На фиг.1 приведена схема заявляемого устройства, где приняты следующие обозначения:

1 - электродвигатель;

2 - обмотка возбуждения электродвигателя;

3 - якорный тиристорный преобразователь;

4 - тиристорный преобразователь для питания обмотки возбуждения электродвигателя (тиристорный возбудитель);

5, 6 - импульсные трансформаторы;

7 - датчики контролируемых параметров электропривода;

8, 9 - датчики тока соответственно якорного преобразователя и тиристорного возбудителя;

10 - датчик проводимости тиристоров преобразователя 3 (только в реверсивных электроприводах);

11, 13 - датчики температуры соответственно тиристоров преобразователя 3 и якоря двигателя 1;

12 - датчик напряжения;

14 - блок микропроцессорного управления, имеющий управляющие входы «Упр. вх.1» - для ввода аналогового сигнала и «Упр. вх.2» - для цифрового сигнала;

15 - внешний аналоговый регулятор скорости, например, пропорционально-интегрального типа, который может быть программируемым;

16 - аналоговый тахогенератор;

17 - пульт управления с выходами Uз и i з.в;

Uз - задающее напряжение, величина и знак которого определяют уровень скорости и направление вращения электродвигателя;

Uрс - аналоговый сигнал с выхода внешнего регулятора скорости 15;

iз.в - задающий сигнал в цифровой форме, определяющий ток возбуждения электродвигателя.

На фиг.2 приведена одна из возможных функциональных схем блока микропроцессорного управления 14 применительно к нереверсивному электроприводу, выполненная на программном уровне, где:

18, 19 - система импульсно-фазового управления соответственно преобразователей 3 и 4;

20, 21 - регуляторы тока соответственно якоря и обмотки возбуждения;

22-25 - аналогово-цифровые преобразователи (АЦП) выходных сигналов соответственно регулятора скорости 15 и датчиков контролируемых параметров электропривода 7;

26 - устройство защиты, на вход которого подаются сигналы с соответствующих АЦП.

Для реверсивного электропривода функциональная схема блока 14 дополняется устройством раздельного управления реверсивным якорным тиристорным преобразователем 3 и др. вспомогательными узлами.

В предлагаемом устройстве якорь электродвигателя 1, имеющего обмотку возбуждения 2, подсоединен к якорному тиристорному преобразователю 3, а обмотка возбуждения - к тиристорному возбудителю 4, тиристорные преобразователи 3, 4 подключены к питающей сети, входные цепи тиристоров через соответствующие импульсные трансформаторы 5 и 6 подсоединены к выходам блока микропроцессорного управления 14, входы которого соединены с выходами датчиков контролируемых параметров тока 8, 9, проводимости тиристоров 10, температуры 11, 13 и напряжения 12, управляющий вход блока микропроцессорного управления 14 соединен с выходом внешнего аналогового регулятора скорости 15, входы которого подключены к аналоговому тахогенератору 16 и к аналоговому выходу пульта управления 17, цифровой выход пульта 17 подключен к цифровому входу блока микропроцессорного управления.

Устройство (фиг.1, фиг.2) работает следующим образом.

На входы аналогового регулятора скорости 15 подаются сигналы с пульта управления 17 и аналогового тахогенератора 16. С пульта управления подается напряжение Uз , задающее величину скорости двигателя и его направление вращения. Напряжение на выходе тахогенератора UBR соответствует истинной скорости вращения двигателя. Напряжение на выходе регулятора скорости

где к - коэффициент передачи;

Т - постоянная интегрирования, является сигналом задания тока двигателя и подается на управляющий вход 1 блока микропроцессорного управления 14. На цифровой управляющий вход 2 блока микропроцессорного управления подается задание тока возбуждения двигателя i з.в с выхода пульта управления. Выходной сигнал U PC и аналоговые сигналы контролируемых параметров электропривода преобразуются в цифровой вид с помощью соответствующих АЦП 22-25.

Блок микропроцессорного управления на программном уровне выполняет следующие рабочие алгоритмы управления:

- по сигналам задания тока возбуждения iз.в и датчика тока 9 тиристорного возбудителя 4 выполняет алгоритм пропорционально-интегрального регулятора тока возбуждения двигателя 21 и системы импульсно-фазового управления 19. Выходные сигналы системы 19 (управляющие импульсы) подаются на тиристорный преобразователь 4 через импульсные трансформаторы 6. В результате ток возбуждения двигателя устанавливается на уровне заданного iз.в с нулевой статической ошибкой;

- по сигналам с выхода аналогового регулятора скорости UPC и датчика тока 8 якорного тиристорного преобразователя 3 выполняет алгоритм пропорционально-интегрального регулятора тока якоря двигателя 20 и системы импульсно-фазового управления 18. Выходные сигналы

системы 18 подаются на якорный преобразователь 3 и в обмотке якоря устанавливается ток на уровне заданного UPC с нулевой статической ошибкой.

В целом аналоговый регулятор скорости и программный регулятор тока обеспечивают высокое качество статических характеристик электропривода, как в области сверхмалых, так и больших скоростей. Данный результат достигается за счет эффективного аналогово-цифрового управления электропривода, при котором аналоговый регулятор скорости обеспечивает высокую точность ошибки отклонения по скорости, а программный регулятор тока - высокое качество регулирования тока двигателя с учетом специфических свойств тиристорного преобразователя: полууправляемость, нелинейность и дискретность управления.

Регулятор тока возбуждения обеспечивает постоянство тока возбуждения двигателя в однозонном электроприводе и изменяющий ток возбуждения в двухзонном электроприводе.

Программный блок защиты 26 выполняет алгоритм защитного отключения электропривода при аварийных ситуациях, таких, как короткое замыкание, превышение максимальной или заданной скорости вращения, перегрев двигателя или преобразователя и др. При этом используются соответствующие датчики тока, напряжения и температуры и АЦП для преобразования аналоговых сигналов в цифровой вид.

Следует отметить, что при отсутствии аналогового регулятора скорости и замене его аналогом в программном виде электропривод будет

иметь меньший диапазон регулирования скорости и худшие статические характеристики, как это имеет место в прототипе.

Для обеспечения функции самонастройки электропривода в устройстве может использоваться аналоговый программируемый регулятор скорости с входами установки величины коэффициента передачи и постоянной интегрирования с управлением от микропроцессорного блока управления.

Источники известности:

[1] В.Г.Файнштейн, Е.Г.Файнштейн. Микропроцессорные системы управления тиристорными электроприводами. М: Энергоатомиздат, 1986, 240 с.

[2] В.М.Перельмутер, В.А.Сидоренко. Системы управления тиристорными электроприводами постоянного тока. М: Энергоатомиздат, 1988, 303 с.

1. Тиристорный электропривод постоянного тока с микропроцессорным управлением, содержащий электродвигатель, соединенный соответственно с якорным преобразователем и тиристорным возбудителем, силовые входы которых подключены к питающей сети, а их управляющие входы через импульсные трансформаторы соединены с выходами блока микропроцессорного управления, входы которого подключены к выходам датчиков контролируемых величин электропривода, к аналоговому тахогенератору и к пульту управления, отличающийся тем, что в него дополнительно введен внешний аналоговый регулятор скорости, входы которого подключены соответственно к тахогенератору и аналоговому выходу пульта управления, а выход - к аналоговому входу блока микропроцессорного управления, при этом цифровой вход последнего соединен с цифровым выходом пульта управления.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в нем используется аналоговый программируемый регулятор скорости с управлением от блока микропроцессорного управления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и микропроцессорной технике и может быть использовано в технике релейной защиты объектов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрооборудованию транспортных средств, получающих питание от сети постоянного тока и предназначено для защиты в аварийных режимах цепи двигателя мотор-компрессора

Реверсивный вентильно-индукторный электропривод относится к электротехнике и предназначен для привода стрелочных переводов железнодорожного транспорта, который значительно удален от системы управления реверсом.

Система автоматического регулирования скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения построенная по принципу подчиненного регулирования параметров со скоростным и токовым контурами.
Наверх