Опора трубопровода в футляре

 

Полезная модель относится к области прокладки технологических и магистральных трубопроводов и может быть использована, в частности, при строительстве переходов, прокладываемых под инженерными сооружениями, в качестве опоры, предназначенной для протаскивания трубопровода внутри защитного футляра/кожуха или внутри другой трубы. Задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является увеличение надежности опоры, упрощение ее монтажа. Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации трубопровода. Поставленная задача решается тем, что в опоре трубопровода пластина между трубой и хомутом состоит из двух частей, каждая из которых жестко закреплена на внутренней поверхности соответствующего полухомута и выполнена из фрикционно-диэлектрического материала. При этом ребра жесткости, взаимодействующие с болтовыми соединениями, расположены с обеспечением исключения вращения головки болта. 1 н.п. ф-лы, 3 фиг.

Полезная модель относится к области прокладки технологических и магистральных трубопроводов, предназначена для их протаскивания внутри защитного футляра/кожуха или внутри другой трубы и может быть использована в качестве опоры, в частности, при строительстве переходов, прокладываемых под автомобильными и железными дорогами, по дну водоемов или в стесненных условиях, например, под существующими насыпями, а также другими инженерными сооружениями.

Известно опорно-направляющее кольцо (ОНК) на переходе трубопровода в защитном кожухе, включающее не менее двух кольцевых сегментов, выполненных цельными с защитными выступами из диэлектрического материала и стянутых между собой болтовыми соединениями. А между кольцевыми сегментами и трубопроводом установлена защитно-корректирующая прокладка (патент РФ на полезную модель 62192, МПК F16L 1/028, F16L 7/00. Опубл. 27.03.2007 г.).

К недостаткам известного опорно-направляющего кольца относится усложненность монтажа кольцевых сегментов на защитно-корректирующую прокладку из-за отсутствия ее закрепления на трубопроводе. Кроме того, защитно-корректирующая прокладка, не являясь фрикционной, не исключает перемещения опоры по трубопроводу, что недопустимо, т.к. опоры должны располагаться на трубопроводе на расчетном фиксированном расстоянии. Не исключено и самопроизвольное раскручивание гайки болтового соединения при вибрациях трубопровода.

Известно также опорно-направляющее кольцо для трубопровода, содержащее последовательно соединенные между собой дуги в количестве, не менее двух, выполненные из металлических полос и расположенные по окружности, диаметр которой превышает диаметр трубы трубопровода в месте расположения опорно-направляющего кольца. Причем дуги выполнены с разъемными соединениями в виде отогнутых уголков, снабженных ребрами жесткости - двумя или более - и скрепленных болтовыми соединениями, и каждая дуга снабжена закрепленным на нем опорным элементом - одним или более в виде приваренного металлического колодца с соответствующим вкладышем, выполненным из полиэтилена низкой плотности методом литья в пресс-форме и соединенным со стенками колодца запрессовкой с обеспечением фиксатора в виде продольного выступа на стенке колодца, совмещенного с соответствующей впадиной на стенке вкладыша. А вкладыш в поперечном сечении выполнен с внутренними полостями, открытыми со стороны плоскости дуги, и оси которых взаимоперпендикулярны с продольной осью трубопровода (патент РФ на полезную модель 122462, МПК F16L 7/02. Опубл. 27.11.2012 г.).

Однако, установка опорно-направляющего кольца непосредственно на трубопровод может привести к нарушению антикоррозийного покрытия трубопровода. Помимо этого, не исключено самопроизвольное раскручивание гайки болтового соединения при вибрациях трубопровода.

Наиболее близкой к предлагаемой по своей технической сущности является опора трубопровода в футляре, содержащая превышающий диаметр трубопровода хомут из двух полухомутов, нижний из которых снабжен, как минимум, двумя ножками, стягивающие полухомуты болтовые соединения, пластину между трубой и хомутом и ребра жесткости, взаимодействующие с полухомутами и ножками. При этом пластина прижата к трубопроводу полухомутами через элементы из пиломатериалов (Типовые строительные конструкции, изделия и узлы. Серия 5.905.-25.05. «Оборудование, узлы, детали наружных и внутренних газопроводов». Выпуск 1, часть 2 «Оборудование, узлы, детали. Рабочие чертежи», УГ 15.00. Введены в действие ОАО СПКБ «Газпроект»-БТЦ приказом 81 от 07 ноября 2005 года).

Но в этой опоре имеющиеся элементы из пиломатериалов уменьшают срок ее службы и надежность. Кроме того, из-за низкого коэффициента трения между элементами из пиломатериалов и металлом полухомутов не исключен сход полухомутов с прокладки при протягивании трубопровода в футляре, что снижает надежность опоры. При этом усложнен монтаж полухомутов на элементы из пиломатериалов и пластину из-за отсутствия их закрепления, и не исключено самопроизвольное раскручивания гайки болтового соединения при вибрациях трубопровода.

Задачей, на решение которой направлена заявленная полезная модель, является увеличение надежности опоры, упрощение ее монтажа.

Технический результат заключается в повышении надежности эксплуатации трубопровода.

Поставленная задача решается тем, что в опору трубопровода в футляре, содержащую превышающий диаметр трубопровода хомут из двух полухомутов, нижний из которых снабжен, как минимум, двумя ножками, стягивающие полухомуты болтовые соединения, пластину между трубой и хомутом и ребра жесткости, взаимодействующие с полухомутами и ножками, дополнительно введены ребра жесткости, взаимодействующие с болтовыми соединениями, а пластина состоит, как минимум, из двух частей, каждая из которых жестко закреплена на внутренней поверхности соответствующего полухомута и выполнена из фрикционно-диэлектрического материала. При этом ребра жесткости, взаимодействующие с болтовыми соединениями, расположены с обеспечением исключения вращения головки болта.

Разделение пластины, как минимум, на две части, каждая из которых жестко закреплена на внутренней поверхности соответствующего полухомута, упрощает монтаж полухомутов опоры на трубопроводе.

Выполнение частей пластины из фрикционно-диэлектрического материала повышает коэффициент трения между полухомутом и трубопроводом, что исключает перемещение опоры по трубопроводу при его протягивании в футляре и тем самым повышает ее надежность. Одновременно пластина из фрикционно-диэлектрического материала электроизолирует трубопровод от влияния источников блуждающих токов, предотвращая электрокоррозию трубопровода.

Расположение введенных ребер жесткости, взаимодействующих с болтовыми соединениями, с обеспечением исключения вращения головки болта упрощает монтаж полухомутов опоры на трубопроводе.

На фиг.1 изображена опора трубопровода с металлическими ножками, общий вид; на фиг.2 изображена опора трубопровода с опорной частью ножек из антифрикционно-диэлектрического материала, общий вид; на фиг.3 - вид А фиг.1, 2.

Опора трубопровода 1 содержит (фиг.1, 2) превышающий диаметр трубопровода 1 хомут из двух полухомутов 2 и 3, нижний 3 из которых снабжен двумя ножками 4, стягивающие полухомуты 2 и 3 болтовые соединения 5, пластину из двух частей 6 и 7, ребра жесткости 8, взаимодействующие с полухомутами 2, 3 и ножками 4. Ребра жесткости 9, взаимодействующие с болтовыми соединениями 5, расположены с обеспечением исключения вращения головки болта болтовых соединений 5.

В опоре трубопровода 1 пластина может быть выполнена, например, из паронита, полухомуты 2, 3 и ножки 4 - металлические; опорная часть 10 ножки 4 - металлическая (фиг.1) или из антифрикционно-диэлектрического материала (фиг.2), например, Susta РЕЕК и т.п. Опорная часть 10 из антифрикционно-диэлектрического материала, электроизолирующая опору от влияния источников блуждающих токов, закрепляется на металлической ножке 4 с помощью, например, запрессовки или установки на клей, или разъемного соединения 11. Торцы пластины совпадают или выступают за торцы полухомутов 2 и 3. С целью исключения саморазвинчивания гайки болтового соединения 5 при вибрации трубопровода 1 используется стопорный элемент 12.

При необходимости верхний полухомут 2 может быть снабжен ножкой (не показана), исключающей соприкосновение наружного антикоррозийного покрытия трубопровода 1 с внутренней поверхностью футляра, что исключает нарушение наружного антикоррозийного покрытия трубопровода 1.

Опора трубопровода в футляре работает следующим образом.

Под трубопровод 1 подводят полухомут 3, снабженный двумя ножками 4, с жестко закрепленной на его внутренней поверхности фрикционно-диэлектрической пластиной 7. Затем на трубопровод 1 оппозиционно полухомуту 3 накладывают полухомут 2 с жестко закрепленной на нем фрикционно-диэлектрической пластиной 6. При этом фрикционно-диэлектрические пластины 6 и 7 должны совпадать с торцами полухомутов 2 и 3 или выступать за них (фиг.3).

Вставляют головку болтового соединения 5 в пространство между ребрами жесткости 9, взаимодействующими с болтовым соединением 5 (фиг.3). А под гайкой болтового соединения 5 помещают стопорный элемент 12.

Стягивают полухомуты 2 и 3 болтовым соединением 5 необходимым усилием затяжки и фиксируют гайку болтового соединения 5 стопорным элементом 12. Затем располагают на трубопроводе 1 на расчетном расстоянии необходимое количество опор.

После чего трубопровод 1 протаскивают через футляр с помощью лебедок, талей и других механизмов.

Заявленная опора трубопровода в футляре повышает надежность эксплуатации трубопровода и может быть использована в диапазоне температуры окружающей среды от -60° до +40°C.

Опора трубопровода в футляре, содержащая превышающий диаметр трубопровода хомут из двух полухомутов, нижний из которых снабжен, как минимум, двумя ножками, стягивающие полухомуты болтовые соединения, пластину между трубой и хомутом и ребра жесткости, взаимодействующие с полухомутами и ножками, отличающаяся тем, что в опору дополнительно введены ребра жесткости, взаимодействующие с болтовыми соединениями, а пластина состоит, как минимум, из двух частей, каждая из которых жестко закреплена на внутренней поверхности соответствующего полухомута и выполнена из фрикционно-диэлектрического материала, при этом ребра жесткости, взаимодействующие с болтовыми соединениями, расположены с обеспечением исключения вращения головки болта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области тепло- и электроснабжения, а именно - к способам изготовления трубопроводного транспорта вышеуказанного назначения
Наверх