Система жидкостного охлаждения бортовой аппаратуры летательного аппарата
Полезная модель относится к области самолетостроения, в частности к жидкостным системам охлаждения, обеспечивающим термостабилизацию радиоэлектронной аппаратуры, установленной на летательном аппарате.
Технической задачей предлагаемой полезной модели является снижение массы, а также повышение надежности и ресурса системы охлаждения.
При этом жидкостная система охлаждения содержит:
- блок управления и контроля;
- блок подачи охлаждающей жидкости;
- блок подогрева жидкости;
- воздушно-жидкостный теплообменник;
- замкнутый циркуляционный контур охлаждающей жидкости;
- радиоэлектронную аппаратуру.
Новым является то, что один выход гидравлического распределителя охлаждающей жидкости соединен с входом теплообменника, другой с обводной линией, соединенной с жидкостным циркуляционным контуром за теплообменником. Соотношение расходов охлаждающей жидкости через выходы управляемого гидравлического усилителя регулируется с помощью электропривода по сигналам блока управления и контроля, который контролирует температуру на входе в радиоэлектронную аппаратуру. Это позволяет постоянно поддерживать в требуемом диапазоне температуру охлаждающей жидкости на входе в радиоэлектронную аппаратуру.
Предлагаемая полезная модель относится к области самолетостроения, в частности к системам жидкостного охлаждения, обеспечивающим термостабилизацию радиоэлектронной аппаратуры, устанавливаемой на борту летательного аппарата.
Эта модель может быть использована и в других областях техники.
Известна система жидкостного охлаждения аппаратуры (патент RU 2326791 C1 «Система жидкостного охлаждения аппаратуры», МПК B64D 47/00), в которой в замкнутом циркуляционном контуре охлаждающей жидкости установлен трехходовой кран, для подключения дополнительной линии охлаждения. Однако такой кран не обеспечивает непрерывное регулирование температуры охлаждающей жидкости на входе в аппаратуру.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является система жидкостного охлаждения самолета ЭИ (руководство по технической эксплуатации самолета ЭИ, копия прилагается), обеспечивающая непрерывный процесс регулирования температуры охлаждающей жидкости, содержащая блок охлаждения, состоящий из воздушно-жидкостных теплообменников, управляемой воздушной заслонки, установленной перед теплообменниками в воздушном канале. С помощью управления поворотом заслонки регулируется количество подаваемого в теплообменники забортного воздуха и, следовательно, температура выходящего из теплообменника охлаждающей жидкости.
Недостатком такой системы является то, что для обеспечения требуемого большого теплоотвода, требуется большой расход забортного воздуха, и заслонка вследствие значительных габаритов воздушного канала вместе с электроприводом, управляющим ее поворотом, представляет собой агрегат большой массы.
Кроме того, при изменении угла поворота заслонки от 0° до 90° в воздушном потоке на поверхности заслонки возникают срывы потока, вызывающие вибрацию заслонки и вибрационные нагрузки на выходном звене электропривода, что существенно снижает его ресурс и надежность.
Технической задачей предлагаемой полезной модели является устранение указанных недостатков, а именно: повышение надежности и ресурса системы охлаждения» снижение массы. Поставленная задача достигается тем, что:
- отсутствует регулирование расхода забортного воздуха через теплообменник, а, следовательно, и регулируемая воздушная заслонка с приводом управления;
- в линии подачи охлаждающей жидкости из радиоэлектронной аппаратуры в теплообменник установлен гидравлический распределитель потоков (например, как по патенту 105974 «Распределитель потоков хладагента», МПК F25B 45/00), имеющий два выхода, один из которых соединен трубопроводом с входом в теплообменник, а второй - обводным трубопроводом с замкнутым циркуляционным контуром охлаждающей жидкости за теплообменником.
Так как гидравлический распределитель потоков установлен в линии подачи жидкости, которая в 1000 раз плотнее воздуха, его габариты и масса не идут ни в какое сравнение с воздушной заслонкой. Распределитель и его привод не подвержены пульсирующим знакопеременным нагрузкам, что позволяет получить значительно более высокие показатели надежности и ресурса электропривода, чем для электропривода воздушной заслонки.
Предполагаемая полезная модель обладает новизной и промышленной применимостью.
Схема предлагаемой полезной модели представлена на фиг.1 и состоит из блока подачи охлаждающей жидкости 1 в радиоэлектронную аппаратуру 2, блока подогрева жидкости 3, блока управления и контроля 4, воздушно-жидкостного теплообменника 5, замкнутого циркуляционного контура охлаждающей жидкости, состоящего их трубопроводов 6, соединенных определенным образом, управляемого с помощью электропривода гидравлического распределителя потоков 7, один из выходов которого соединен трубопроводом 6 с входом теплообменника 5, второй с помощью обводного трубопровода 8 с трубопроводом 6 замкнутого циркуляционного контура.
Предлагаемая полезная модель работает следующим образом. Охлаждающая жидкость из блока подачи 1 поступает в радиоэлектронную аппаратуру 2 по трубопроводу 6 замкнутого циркуляционного контура и в блок подогрева 3, из которого она (подогретая при необходимости) вновь поступает в трубопровод 6 замкнутого циркуляционного контура перед входом в радиоэлектронную аппаратуру 2. После радиоэлектронной аппаратуры 2 охлаждающая жидкость по трубопроводу 6 направляется на вход управляемого распределителя потоков 7, а из одного его выхода по трубопроводу 6 на вход в теплообменник 5, из другого - по обводному трубопроводу 8 в трубопровод 6 замкнутого циркуляционного контура за теплообменником.
Соотношение расходов охлаждающей жидкости через выходы управляемого гидравлического распределителя потоков 7 регулируется с помощью его электропривода по сигналам блока управления и контроля 4, который контролирует температуру жидкости на входе в радиоэлектронную аппаратуру 2. Это позволяет постоянно поддерживать в требуемом диапазоне температуру охлаждающей жидкости на входе в радиоэлектронную аппаратуру 2.
Таким образом, предлагаемая полезная модель позволяет снизить массу, а также повысить надежность и ресурс системы охлаждения за счет изменения способа регулирования температуры охлаждающей жидкости.
В настоящее время выпущены рабочие чертежи на систему жидкостного охлаждения.
Система жидкостного охлаждения бортовой аппаратуры летательного аппарата, содержащая воздушно-жидкостной теплообменник, отличающаяся тем, что воздушно-жидкостной теплообменник включен в замкнутый циркуляционный контур охлаждающей жидкости, состоящий из блока подачи охлаждающей жидкости, блока управления и контроля, блока подогрева, соединенных трубопроводами, а также установленного в линии подачи охлаждающей жидкости в теплообменник, гидравлического распределителя потоков, один выход которого соединен с входом теплообменника, а другой - с жидкостным циркуляционным контуром за теплообменником с помощью обводного трубопровода.