Клапан обратный
Полезная модель направлена на повышение надежности запирания и скорости срабатывания клапана.
Указанный технический результат достигается тем, что клапан обратный содержит цилиндрический корпус, запорный элемент, установленный с возможностью осевого перемещения внутри корпуса, седло, закрепленное с помощью втулки, направляющую клетку с отверстиями для протока жидкости, закрепленную в корпусе с помощью стопорного кольца. Втулка соединена резьбовым соединением с цилиндрическим выступом направляющей клетки. Запорный элемент поджат к седлу с помощью витой пружины. Между корпусом и направляющей клеткой установлено уплотнительное кольцо.
Полезная модель относится к нефтедобывающей промышленности и может быть использована в нефтяном оборудовании.
Известен клапан обратный (патент на полезную модель 100579. публ. 20.12.2010), принятый в качестве прототипа, содержащий цилиндрический корпус, запорный элемент, установленный с возможностью осевого перемещения внутри корпуса, седло, закрепленное с помощью втулки, направляющую клетку с отверстиями для протока жидкости, при этом втулка соединена резьбовым соединением с цилиндрическим выступом направляющей клетки. Направляющая клетка закреплена в корпусе с помощью стопорного кольца. Между корпусом и направляющей клеткой установлено уплотнительное кольцо.
Недостатками известного устройства клапана являются сложность конструкции и низкая надежность.
Задачей полезной модели является повышение надежности запирания и скорости срабатывания клапана.
Указанный технический результат достигается тем, что клапан обратный содержит цилиндрический корпус, запорный элемент, установленный с возможностью осевого перемещения внутри корпуса, седло, закрепленное с помощью втулки, направляющую клетку с отверстиями для протока жидкости, закрепленную в корпусе с помощью стопорного кольца. Втулка соединена резьбовым соединением с цилиндрическим выступом направляющей клетки. Запорный элемент поджат к седлу с помощью витой пружины. Между корпусом и направляющей клеткой установлено уплотнительное кольцо.
Устройство клапана поясняется рисунком.
На рисунке изображен общий вид клапана, который состоит из клапанной пары 1 (запорный элемент-седло), цилиндрического корпуса 2, в котором установлены направляющая клетка 3, втулка 4. Направляющая клетка 3 опирается на внутренний выступ в корпусе 2. Между запорным элементом и основанием клетки 3 установлена витая пружина 5. В канавке на наружной поверхности направляющей клетки 3 установлено уплотнительное кольцо 6. Направляющая клетка 3 зафиксирована стопорным кольцом 7.
Седло клапанной пары 4 закреплено втулкой 4, которая накручивается на цилиндрический выступ направляющей клетки 3, снабженный наружной резьбой.
Преимуществом данной конструкции является цельность конструкции и простота изготовления. Усиленная клетка выдерживает нагрузки от воздействия стального лома Ø28 мм и длиной 1 м, сбрасываемого для слома штуцера в сбивном клапане при спускоподъемных работах. Данная конструкция клапана выдерживает до трех межремонтных периодов. Конический свод клетки повторяет внутренний угол полости, предохраняющий шарик от залипаний в верхнем положении в результате зашлаковывания полостей.
Клапан обратный используют следующим образом.
Клапан устанавливают в насосно-компрессорную трубу.
После включения насоса жидкость поступает через втулку 4 к клапанной паре 1, при этом запорный элемент перемещается по направляющей клетке 3 толкая пружину 5, образуя проток жидкости через отверстия клетки на выход клапана.
При остановке насоса клапанная пара 1 под давлением столба жидкости в трубе запирается, тем самым предотвращает обратный поток жидкости в насосно-компрессорной трубе. При этом благодаря пружине 5 происходит более четкое и быстрое запирание клапанной пары.
При необходимости замены рабочих элементов клапана сливают жидкость из трубы над обратным клапаном с помощью сливного клапана, извлекают клапан, снимают стопорное кольцо 7 и вынимают направляющую клетку с втулкой. Затем разъединяют втулку и направляющую клетку и заменяют детали клапанной пары.
Направляющая клетка 3 устанавливается в корпус 2 клапана по наружному диаметру с зазором, а герметизация происходит при помощи уплотнительного кольца 6.
При ремонте клапана замена запорных элементов производится единым блоком, что позволяет извлечь клапанную пару в условиях производства. Конструкция клапана позволяет использовать различные по составу и размерам клапанные пары.
Таким образом, применение подпружиненного запорного элемента позволило повысить надежность и скорость запирания клапана.
1. Клапан обратный, содержащий цилиндрический корпус, запорный элемент, установленный с возможностью осевого перемещения внутри корпуса, седло, закрепленное с помощью втулки, направляющую клетку с отверстиями для протока жидкости, втулка соединена резьбовым соединением с цилиндрическим выступом направляющей клетки, отличающийся тем, что запорный элемент поджат к седлу пружиной.
2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что направляющая клетка закреплена в корпусе с помощью стопорного кольца.
3. Клапан по п.1, отличающийся тем, что между корпусом и направляющей клеткой установлено уплотнительное кольцо.
4. Клапан по п.1, отличающийся тем, что запорный элемент поджат к седлу с помощью витой пружины, установленной между запорным элементом и клеткой.