Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала (варианты)

 

Полезная модель относиться к промышленному рыболовству, а именно к устройствам, обеспечивающим горизонтальное раскрытие устья рыболовного трала.

Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, состоит из распорного элемента и крепежа для соединения с ваером и кабелями трала, распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины и укрепленного на валу, гребного винта, при этом вал последнего перпендикулярно соединен с осью гидротурбины. Кроме того, вал гребного винта соединен с осью гидротурбины посредством конической зубчатой передачи.

При втором варианте устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, включает распорный элемента и крепеж для соединения с ваером и кабелями трала, при этом распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины, генератора и укрепленного на валу, гребного винта, при этом вал оснащен электрическим двигателем, приводимый в действие электротоком, генерируемым генератором.

Полезная модель позволяет повысить эффективность работы трала во время траления, улучшить уловистость трала на единицу времени, а так же уменьшить габариты распорного элемента при сохранении распорной силы.

2 п.ф и 1 з.в. 4 рис.

Полезная модель относиться к промышленному рыболовству, а именно к устройствам, обеспечивающим горизонтальное раскрытие устья рыболовного трала.

Известна распорная траловая доска крыловидная с V-образным профилем, содержащая изогнутые крылья разной длины, расположенные ступенчато и образующие между собой каналы, продольные ребра и киль. (см. патент РФ 2292713, A01K 73/045, 2006 г.)

Известна распорная траловая доска, содержащая несущую профилированную пластину и предкрылки, верхнюю и нижнюю шайбы, балласт, стрингеры для обеспечения необходимой жесткости доски, центральные стрингеры для крепления траловой дуги и гребенки для крепления кабелей трала, средство крепления ваера. Дуга траловой доски расположена симметрично оси пластины и предкрылков, средство крепления ваера установлено на горизонтальной оси симметрии пластины и предкрылков, верхний кабель трала закреплен за гребенку у верхней шайбы доски, а нижний кабель - за гребенку у нижней ее шайбы. Несущая пластина и предкрылки изогнуты по цепной линии (см. патент РФ 2267271, A01K 73/045, 2006 г.)

Вышеописанные траловые доски из-за своих конструктивных особенностей расположения крыльев обладает недостаточной распорной силой.

Наиболее близким техническим решением является устройство для горизонтального раскрытия устья трала, включающее раму с укрепленной на ней распорного элемента и крепежа для соединения с ваером и кабелями трала. (см. авторское свидетельство СССР 743657 A01K 73/04 1980 г.). Данное устройство позволяет изменять величину распорной силы и обеспечивает постоянный угол атаки пластины.

Однако, данное устройство обладает высоким гидродинамическим сопротивлением и при использовании устройства больших габаритов - 6-10 кв.м их сопротивление может составлять несколько тонн, для преодоления которого траулеру необходимо прилагать дополнительное тяговое усилие, а это приводит к повышенному расходу топлива. Кроме того, эти устройства - траловые доски имеют громоздкую конструкцию, создающие неудобство при эксплуатации.

Технической задачей заявленной полезной модели, выражается в уменьшении габаритов распорного элемента при сохранении распорной силы и повышении эффективности работы во время траления, что позволяет увеличить уловистость трала на единицу времени, а так же снизить сопротивление распорного устройства в частности и траловой системы в целом, за счет чего снижается тяговая нагрузка на главный двигатель судна, что приводит к снижению расхода топлива.

Для достижения необходимого технического результата в устройстве для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, включающем распорный элемента и крепеж для его соединения с ваером и кабелями трала, при этом распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины и укрепленного на валу, гребного винта, при этом вал последнего перпендикулярно соединен с осью гидротурбины. Кроме того, вал гребного винта соединен с осью гидротурбины посредством конической зубчатой передачи.

При втором варианте, устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, включает распорный элемент и крепеж для его соединения с ваером и кабелями трала, при этом распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины, электрогенератора и укрепленного на валу гребного винта, при этом вал оснащен электрическим двигателем, приводимый в действие электротоком, который вырабатывается электрогенератором.

На фиг.1 - схема устройства на рыболовном трале, на фиг.2 - общий вид устройства, на фиг.3 - схема устройство 1 вариант, на фиг.4 - схема устройство 2 вариант.

Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, состоит из распорного элемента, выполненного в виде пропеллерной гидротурбины 1, укрепленной на валу 2, который закреплен в подшипниках 3 (фиг.3) и гребного винта 4, при этом вал 5 (фиг.3) последнего перпендикулярно соединен с осью 2 гидротурбины 1, заключенной в корпусе 6.

Устройство снабжено крепежом 7 для соединения с ваером 8 и крепежом 9 с кабелями 10 (фиг.2) трала 11 (фиг.1).

Вал 5 гребного винта 4 соединен с осью 2 гидротурбины 1 посредством конической зубчатой передачи 12, 13 (фиг.3). Пропеллерная гидротурбина 1 имеет рабочее колесо 14, а вал 2 гидротурбины 1 и вал 5 гребного винта 4 находятся в подшипниках 3 и 15 соответственно.

Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала (вариант 2), состоит из распорного элемента, выполненного в виде пропеллерной гидротурбины 1, электрогенератора 16 и укрепленного на валу 2 (фиг.4), гребного винта 4, при этом вал 5 оснащен электрическим двигателем 17, приводимый в действие электротоком, генерируемым генератором 18 (фиг.4).

Пропеллерная гидротурбина 1 имеет рабочее колесо 14, а ось 2 гидротурбины и вал 5 гребного винта 4, в подшипниках 3, 15 соответственно (фиг.4).

Устройство работает следующим образом:

Устройство закреплено между кабелями 10 рыболовного трала и ваером 8, на котором и осуществляется буксировка трала 11. При постановке трала 11, на ходу судна (не показан), после спуска трала 11, а затем кабелей 10, происходит травление ваеров 8, устройство оказывается в потоке воды и буксируется судном вместе с траловой системой. Как только устройство оказывается в воде, под воздействием набегающего потока, который образуется в результате движения судна, рабочее колесо турбины 14 (фиг.1) начинает вращаться, передавая крутящий момент валу 2 на котором рабочее колесо жестко закреплено. Вал 2 в свою очередь закреплен в упорных подшипниках 3, которые обеспечивают вращение с минимальными потерями на трение. (Вариант 1). Кроме того, на валу 12 жестко закреплена ведущая коническая шестерня 12, которая сопряжена с другой конической ведомой шестерней 13, жестко закрепленной на оси 5, расположенной в подшипнике 15 и передающей крутящий момент гребному винту 4, в результате вращением которого создается упор, перемещающий устройство в горизонтальной плоскости перпендикулярно направлению буксировки трала 11. Так как трал 11 оснащается двумя устройствами, расположенными симметрично вертикальной оси трала, а упоры создаваемые парными устройствами направлены в прямо противоположные стороны, кабели 10 трала 11, в месте соединения с устройствами, разводятся в противоположные стороны, тем самым обеспечивая горизонтальное раскрытие устья трала 11. Для стабилизации положения в горизонтальной плоскости устройство снабжается килем 19 (фиг.2).

Вариант 2. (Фиг.4) Отличающийся тем, что вал 2 жестко (или через редуктор) соединен с ротором электрогенератора 16, за счет вращения которого вырабатывается электрический ток, передающийся по кабелю 18 на электродвигатель 17, который вращает вал 5 на котором закреплен гребной винт 4.

1. Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, включающее распорный элемент и крепеж для соединения его с ваером и кабелями трала, отличающееся тем, что распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины и укрепленного на валу гребного винта, при этом вал последнего перпендикулярно соединен с осью гидротурбины.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вал гребного винта соединен с осью гидротурбины посредством конической зубчатой передачи.

3. Устройство для горизонтального раскрытия устья рыболовного трала, включающее распорный элемент и крепеж для его соединения с ваером и кабелями трала, отличающееся тем, что распорный элемент выполнен в виде пропеллерной гидротурбины, генератора и укрепленного на валу гребного винта, при этом вал оснащен электрическим двигателем, приводимый в действие электротоком, генерируемым генератором.



 

Наверх