Люк транспортного средства

 

Заявляемый люк (1) транспортного средства содержит крышку (3), закрывающую люк снаружи и установленную на корпусе с возможностью открывания изнутри. Крышка (3) закреплена на корпусе (2) с помощью петель (4). На крышке (3) установлен трехзвенный механизм открывания (5), связывающий при закрывании люка корпус (2) машины с крышкой (3) и состоящий из боковых и центрального звена, (6) и (7) соответственно. Центральное звено (7) выполнено в виде многоплечевого рычага, установленного на оси (8) с возможностью воздействия на фиксатор (9) крышки в открытом и закрытом положении люка. Боковые звенья (6) содержат тяги (11), (12), один конец которых закреплен на плечах центрального звена (7), а на другом конце на осях (13), (14) установлены поворотные запоры (15), (16). На звене (7) кроме того закреплена рукоятка (17). Фиксатор (9) имеет пазы (не показаны), соответствующие открытому и закрытому положению люка. Фиксация осуществляется с помощью пружинного регулируемого упора (18). По периметру проема люка, а также крышки (3), в местах их сопряжения, закреплены уплотнители (19). Люк снабжен установленной изнутри защитной панелью (20), выполненной с прорезями (21). Для облегчения прикладываемого усилия при открывании и закрывании люка, а также надежной фиксации в поднятом состоянии люка, предусмотрено уравновешивающее устройство торсионного типа с фиксирующим механизмом (25). Была решена задача повысить эксплуатационные характеристики за счет улучшения надежности и удобства обслуживания. 1 с.п.ф., 3 з.п.ф., 2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению в частности к смотровым люкам специальных транспортных средств, где необходимо обеспечить быструю эвакуацию экипажа и служит элементом прикрытия для безопасного ведения боевых действий.

Известен люк транспортного средства, выполненный в корпусе транспортного средства или оружейной установки, содержащий крышку, закрывающую люк снаружи и установленную на корпусе с возможностью открывания изнутри, и фиксатор крышки в открытом положении люка, при этом крышка состоит по меньшей мере из двух частей, соединенных между собой с возможностью последовательного складывания при открывании крышки и фиксирования их между собой, причем стыки частей крышки выполнены герметичными при закрытом положении крышки, а фиксатор крышки в открытом положении выполнен в виде подпружиненного рычага, установленного на оси на внутренней поверхности крышки с возможностью поворачивания под действием пружины при открывании крышки и фиксирования ее в открытом положении, кроме того, подпружиненный рычаг расположен вне проема люка (патент РФ 2291809, МПК B62D 25/24, B60J 9/00, F41H 5/22 (2006.01), опубл. 20.01.2007).

Также известен выбранный в качестве ближайшего аналога смотровой люк, выполненный в корпусе транспортного средства и содержащий непробиваемое стекло, закрепленное в проеме люка, броневую крышку, закрывающую люк снаружи машины и установленную на корпусе машины через петли с возможностью открывания изнутри машины, механизм открывания броневой крышки с замковым устройством, при этом стекло установлено на корпусе транспортного средства через рамку, петли, закрепленные на рамке, уплотнители, закрепленные по периметру рамки и проема люка, механизм открывания стекла выполнен трехзвенным с последовательным шарнирным соединением звеньев, связывающих корпус машины с рамкой, и обеспечением герметичного закрывания стекла, при этом среднее звено механизма открывания содержит рукоятку и замковое устройство, стопорящее механизм открывания при открытом и закрытом положениях стекла (патент РФ 2254509, МПК7 F16J 13/14, опубл. 20.06.2005).

Известная конструкция смотрового люка имеет недостаточно высокие эксплуатационные характеристики, а именно таких показателей как надежность и удобство обслуживания.

Это связано с наличием остекления люка, что ухудшает показатели по надежности для автомобилей специального назначения, а выполнение механизма открывания трехзвенным с последовательным шарнирным соединением звеньев, связывающих корпус машины с рамкой, не обеспечивает достаточную надежность, т.к. работа всего механизма зависит от срабатывания каждого звена. Кроме того, данный механизм обеспечивает открытие люка только до положения проветривания.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является улучшение эксплуатационных характеристик смотрового люка за счет повышения его надежности и удобства обслуживания.

Для решения поставленной задачи в люке транспортного средства, содержащем крышку, закрывающую люк снаружи и установленную на корпусе с возможностью открывания изнутри, трехзвенный механизм открывания, связывающий корпус машины с крышкой и имеющий центральное звено в виде многоплечевого рычага с закрепленной на нем рукояткой, установленного с возможностью воздействия на фиксатор крышки, уплотнители, закрепленные по периметру проема люка в местах сопряжения с крышкой, механизм открывания установлен на крышке, состоит из боковых и центрального звена, при этом боковые звенья, содержат тяги, один конец которых закреплен на плечах центрального звена, а на другом конце установлены поворотные запоры, кроме того, люк дополнительно снабжен установленной изнутри защитной панелью, выполненной с прорезями в местах выхода поворотных запоров и траектории движения основания рукоятки, а также закрепленным на корпусе машины и наружной стороне крышки уравновешивающим устройством торсионного типа с фиксирующим механизмом. Защитная панель может быть выполнена с углублением, в котором размещена рукоятка, кроме того смотровой люк может содержать слой теплоизолирующего материала, размещенного между крышкой и защитной панелью, и закрепленный снаружи алюминиевый настил.

Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что механизм открывания установлен на крышке, состоит из боковых и центрального звена, при этом боковые звенья, содержат тяги, один конец которых закреплен на плечах центрального звена, а на другом конце установлены поворотные запоры, позволяет повысить надежность и удобство обслуживания люка, улучшив тем самым его эксплуатационные характеристики.

Наличие закрепленного на корпусе машины и наружной стороне крышки уравновешивающего устройства торсионного типа с фиксирующим механизмом позволяет с меньшими усилиями открыть люк и надежно зафиксировать его в крайнем открытом положении, что повышает надежность и удобство обслуживания люка.

Отличительные признаки, заключающиеся в том, что люк дополнительно снабжен установленной изнутри защитной панелью, выполненной с прорезями в местах выхода поворотных запоров и траектории движения основания рукоятки, позволяет защитить детали механизма открывания, положительно влияет на удобство обслуживания люка.

Выполнение защитной панели с углублением, в котором размещена рукоятка, а также размещение слоя теплоизолирующего материала между крышкой и защитной панелью и установка снаружи алюминиевого настила также положительно влияет на эксплуатационные характеристики люка, а именно, надежность и удобство обслуживания.

Заявителю не известны люки с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг. 1 - люк транспортного средства, общий вид;

фиг. 2 - то же, защитная панель снята.

Люк 1 размещается в корпусе 2 транспортного средства (крыше кабины или функционального модуля) и содержит крышку 3, закрывающую люк снаружи и установленную на корпусе с возможностью открывания изнутри. Крышка 3 закреплена на корпусе 2 с помощью петель 4.

На крышке 3 установлен трехзвенный механизм открывания 5, связывающий при закрывании люка корпус 2 машины с крышкой 3 и состоящий из боковых и центрального звена, 6 и 7 соответственно. Центральное звено 7 выполнено в виде многоплечевого рычага, установленного на оси 8 с возможностью воздействия на фиксатор 9 крышки в открытом и закрытом положении люка. Боковые звенья 6 содержат тяги 11, 12, один конец которых закреплен на плечах центрального звена 7, а на другом конце на осях 13,14 установлены поворотные запоры 15, 16. На звене 7 кроме того закреплена рукоятка 17. Фиксатор 9 имеет пазы (не показаны), соответствующие открытому и закрытому положению люка. Фиксация осуществляется с помощью пружинного регулируемого упора 18.

По периметру проема люка, а также крышки 3, в местах их сопряжения, закреплены уплотнители 19.

Люк снабжен установленной изнутри защитной панелью 20, выполненной с прорезями 21 в местах выхода поворотных запоров 15, 16 и центрального звена 7, а также траектории движения основания рукоятки 17.

Для удобства обслуживания защитная панель 20 выполнена с углублением 22, в котором размещена рукоятка 17.

Люк может дополнительно содержать слой теплоизолирующего материала 23, размещенный между крышкой 3 и защитной панелью 20, а также закрепленный снаружи алюминиевый настил 24, установленный на поверхности люка с зазором от брони.

Теплоизолирующий материал с алюминиевым настилом 24 наряду с выполнением функции дополнительной защиты служит для обеспечения комфортных климатических условий внутри кузова.

Для облегчения прикладываемого усилия при открывании и закрывании люка, а также надежной фиксации в поднятом состоянии люка, предусмотрено уравновешивающее устройство торсионного типа с фиксирующим механизмом 25, закрепленное на корпусе 2 машины и наружной стороне крышки 3.

Для открывания люка перемещают рукоятку 17, соединенную с поворотным центральным звеном 7. Одновременно перемещаются тяги 11, 12 боковых звеньев, закрепленные на плечах звена 7. При таком воздействии на тяги поворотные запоры 15, 16 поворачиваются вокруг осей 13, 14, центральное звено 7 поворачивается вокруг оси 8, выходя из зацепления с корпусом 2 машины. Центральное звено 7 взаимодействует с пазом фиксатора 9, соответствующим открытому положению люка, пружинный регулируемый упор 18 фиксирует механизм открывания в открытом положении люка.

Для закрывания люка перемещают рукоятку 17, соединенную с поворотным центральным звеном 7, перемещая при этом тяги 11, 12 боковых звеньев. Поворотные запоры 15, 16 поворачиваются вокруг осей 13, 14, центральное звено 7 поворачивается вокруг оси 8, входя в зацепление с корпусом 2 машины. Одновременно центральное звено 7 взаимодействует с пазом фиксатора 9, соответствующим зарытому положению люка, пружинный регулируемый упор 18 фиксирует механизм открывания в закрытом положении люка.

Открывание и закрывание люка осуществляют с помощью уравновешивающего устройства торсионного типа с фиксирующим механизмом 25.

Заявляемое техническое решение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики люка.

Заявляемый люк транспортного средства соответствует требованию промышленной применимости и его изготовление возможно на стандартном технологическом оборудовании.

1. Люк транспортного средства, содержащий крышку, закрывающую люк снаружи и установленную на корпусе с возможностью открывания изнутри, трехзвенный механизм открывания, связывающий корпус машины с крышкой и имеющий центральное звено в виде многоплечевого рычага с закрепленной на нем рукояткой, установленного с возможностью воздействия на фиксатор крышки, уплотнители, закрепленные по периметру проема люка в местах сопряжения с крышкой, отличающийся тем, что механизм открывания установлен на крышке, состоит из боковых и центрального звена, при этом боковые звенья содержат тяги, один конец которых закреплен на плечах центрального звена, а на другом конце установлены поворотные запоры, кроме того люк дополнительно снабжен установленной изнутри защитной панелью, выполненной с прорезями в местах выхода поворотных запоров и траектории движения основания рукоятки, а также закрепленным на корпусе машины и наружной стороне крышки уравновешивающим устройством торсионного типа с фиксирующим механизмом.

2. Люк по п.1, отличающийся тем, что защитная панель выполнена с углублением, в котором размещена рукоятка.

3. Люк по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит слой теплоизолирующего материала, размещенного между крышкой и защитной панелью.

4. Люк по п.1, отличающийся тем, что дополнительно снабжен закрепленным снаружи алюминиевым настилом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к средствам упаковки, хранения и транспортировки грузов, в частности ступицы и тормозного барабана
Наверх