Дистанционный привод управления коробкой передач

 

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, к устройствам для переключения передач в механических ступенчатых коробках передач с применением дистанционного привода. Технический результат заключается в обеспечении надежности работы механизма переключения передач с качающимся рычагом. Дистанционный привод управления коробкой передач содержит устройство управления приводом с рычагом управления, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач и соединенный с качающимся рычагом, выступающим из коробки передач. Устройство управления и механизм переключения передач соединены механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач. Периферийные концы тросов шарнирно соединены с качающимся рычагом, каждый на заданном расстоянии от центра его качания, с возможностью передачи усилий на рычаг вдоль расположенных перпендикулярно друг другу осей, проходящих через ось качающегося рычага. По крайней мере один из тросов соединен с качающимся рычагом посредством промежуточных звеньев, включающих установленный на оси двуплечий рычаг, с одним из плеч которого шарнирно соединен конец троса, а с другим - конец реактивной тяги, второй конец которой шарнирно соединен с качающимся рычагом.

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, к устройствам для переключения передач в механических ступенчатых коробках передач с применением дистанционного привода.

Известен тросовый привод переключения передач [патент на ПМ 84788], содержащий устройство управления приводом, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач, соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов. Передние концы тросов шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач. Периферийные концы тросов соединены с поводком, закрепленным на штоке механизма переключения передач. Конец троса, передающий штоку поступательный импульс выбора передачи, установлен параллельно оси штока. Конец троса, передающий штоку вращательный импульс включения передачи, установлен перпендикулярно оси штока и в нейтральном положении механизма переключения передач направлен по касательной к окружности с центром, проведенным из оси штока механизма переключения.

Технический результат от использования известной полезной модели заключается в удобстве монтажа и технического обслуживания при сохранении надежности работы. Конструкция привода обеспечивает достижение заявленного технического результата.

Недостаток известного привода заключается в ограниченных возможностях его применения, т.к. он рассчитан на взаимодействие с механизмом переключения передач, у которого рычаг, непосредственно переключающий передачи, закреплен на штоке, совершающем перемещения вдоль своей оси при выборе передач и повороты вокруг оси при включении передач.

Для коробок передач, у которых применяется механизм переключения передач с качающимся рычагом, известный привод не может быть использован, поскольку в этом случае имеет место другая кинематическая схема механизма переключения, требующая от дистанционного привода подачи рабочих импульсов с другими параметрами. Это обусловлено тем, что выбор и включение передач осуществляются путем отклонения качающегося рычага относительно центра качания влево-вправо и вперед-назад.

Задача заявляемой полезной модели состоит в расширении функциональных возможностей тросовых приводов.

Технический результат заключается в обеспечении надежности работы механизма переключения передач с качающимся рычагом.

Технический результат достигается дистанционным приводом управления коробкой передач, содержащим устройство управления приводом с рычагом управления, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач и соединенный с качающимся рычагом, выступающим из коробки передач. Устройство управления и механизм переключения передач соединены механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач.

Периферийные концы тросов шарнирно соединены с качающимся рычагом, каждый на заданном расстоянии от центра его качания, с возможностью передачи усилий на рычаг вдоль расположенных перпендикулярно друг другу осей, проходящих через ось качающегося рычага.

По крайней мере один из тросов соединен с качающимся рычагом посредством промежуточных звеньев, включающих установленный на оси двуплечий рычаг, с одним из плеч которого шарнирно соединен конец троса, а с другим - конец реактивной тяги, второй конец которой шарнирно соединен с качающимся рычагом.

На чертеже представлен заявляемый дистанционный привод.

На крышке коробки передач 1 в сферической опоре установлен качающийся рычаг 2, соединенный с тросами дистанционного привода - тросом выбора передач 3 и тросом включения передач 4. Трос 3 соединен с рычагом 2 через промежуточные звенья. Конец троса 3 посредством шарнирного соединения соединен с одним плечом двуплечего рычага 5, установленного на оси 6. К другому плечу рычага 5 присоединена реактивная тяга 7, второй конец которой шарнирно соединен с рычагом 2. Усилия, передаваемые тросами 3 и 4 направлены вдоль перпендикулярных друг другу осей М-М' и N-N', проходящих через ось S качающегося рычага 2.

Водитель управляет переключением передач из кабины посредством рычага управления (на чертеже не показан). Тросы 3 и 4 передают отклоняющие импульсы от рычага управления на качающийся рычаг 2, в результате чего включается необходимая передача. Тросы 3 и 4 должны передавать импульсы на качающийся рычаг во взаимно перпендикулярных направлениях (вдоль осей М-М' и N-N'), чтобы обеспечить выбор и включение нужной передачи. Это достигается выполненной с заданными параметрами кинематической связью между рычагом управления и качающимся рычагом 2. Периферийные концы тросов 3 и 4 могут быть соединены непосредственно с качающимся рычагом 2 в случае, если условия компоновки позволяют расположить их перпендикулярно друг другу, или соединяются через промежуточные звенья, как это показано на чертеже.

В схеме, представленной на чертеже, трос 3, передающий импульсы выбора передач, через двуплечий рычаг 5 передает движение тяге 7. Конец тяги, соединенный с качающимся рычагом 2, совершает движения вдоль оси М-М'. При этом импульс, передаваемый концом тяги качающемуся рычагу, направлен перпендикулярно концу троса 4, соединенного непосредственно с качающимся рычагом 2.

Таким образом схема присоединения тросов, показанная на чертеже, обеспечивает надежную работу механизма переключения передач.

1. Дистанционный привод управления коробкой передач, содержащий устройство управления приводом с рычагом управления, установленное в кабине водителя, и механизм переключения передач, установленный на коробке передач и соединенный с качающимся рычагом, выступающим из коробки передач, соединенные механической связью в виде пары заключенных в жесткую оболочку тросов, передние концы которых шарнирно соединены с рычагом управления, а периферийные концы - с механизмом переключения передач, отличающийся тем, что периферийные концы тросов шарнирно соединены с качающимся рычагом, каждый на заданном расстоянии от центра его качания, с возможностью передачи усилий на рычаг вдоль расположенных перпендикулярно друг другу осей, проходящих через ось качающегося рычага.

2. Дистанционный привод по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере один из тросов соединен с качающимся рычагом посредством промежуточных звеньев, включающих установленный на оси двуплечий рычаг, с одним из плеч которого шарнирно соединен конец троса, а с другим - конец реактивной тяги, второй конец которой шарнирно соединен с качающимся рычагом.



 

Наверх