Фиксирующая нагрудная шина

 

Полезная модель относится к медицине, в частности к травматологии и торакальной хирургии, и может быть использована для лечения множественных смещенных или флотирующих переломов ребер. Фиксирующую нагрудную шину моделируют по естественной кривизне конкретного пациента в виде змеевика таким образом, что длинные продольные части расположены параллельно друг другу и соединены изгибами между собой равными межреберным промежуткам.

Полезная модель относится к медицине, в частности к травматологии и торакальной хирургии, и может быть использована для лечения множественных смещенных или флотирующих переломов ребер.

Известна стальная фиксирующая пластина при створчатых переломах ребер, имеющая волнообразные наружные грани с заостренным концом, снабженным отверстием для фиксации (патент РФ 50402).

Известна шина Сергеева С.С. для иммобилизации костного остова грудной клетки (см. А.С. СССР 1724216, МПК A61F 5/04), содержащая жесткий каркас с поперечными армирующими элементами и крючкообразными зацепами, причем, с целью поддержания динамической компрессии зоны перелома в условиях жесткой фиксации поврежденных ребер и грудины, каркас в средней части снабжен трапециевидным изгибом с грудным и двумя опорными сегментами, элементами фиксации, размещенными на концевых частях каркаса, и эластичными тягами.

Известно устройство для стабилизации грудной клетки квадратными поливиковыми панелями (см. Капустин Р.Ф., Володько Ф.Ф. Лечение окончатых переломов ребер // Здравоохранение Белоруссии, - 1990. - 2. - С.43-45), когда панель закрепляли на грудной клетке специальными крючками, изготовленными из заостренных спиц Киршнера, при этом, под местной анестезией, специально изготовленной ручкой-держателем, вводили экстраплеврально 3-4 крючка, захватывая ребра, после введения крючков над кожей перпендикулярно к ее поверхности оставались торчащие спицы, шина накладывалась так, что торчащие концы спиц попадали в отверстия в шине. Шина закреплялась специальными шайбами.

Известно устройство для иммобилизации множественных смещенных или флотирующих переломов ребер в виде пластмассовой шины, исходно изогнутой по кривизне грудной клетки и имеющей множество округлых отверстий, в которые вставляют концы перикостально проведенных лигатур (В.И.Маслов, доктор мед. Наук М.А.Тахтамыш - Хирургия. Журнал им. Н.И.Пирогова, 2007; 3: 39-43).

Недостатками устройств является их нефизиологичность: при плотной фиксации шины к поврежденным и сломанным ребрам происходит жесткая стабилизация значительного фрагмента грудной стенки, то есть в области соприкосновения шины с грудной стенкой ее дыхательная подвижность (расширение и сужение межреберных промежутков, а также поднятие и опускание ребер) становится невозможной, что вызывает гиповентиляцию прилежащих сегментов легких к фиксированному фрагменту, а также делает неэффективным кашлевой толчок из них. Кроме того, в случае около лигатурного нагноения диагностировать вовремя этот процесс является затруднительно, практически невозможно выполнить такие диагностические исследования как рентгенография, УЗИ в той части груди, где фиксирована шина.

Задачей полезной модели является улучшение устройства для внешней лигатурной фиксации флотирующих участков грудной стенки.

Поставленная задача решается тем, что фиксирующая нагрудная шина выполнена из изолированного медного провода с поперечным сечением 0,5×1,0 см, смоделирована по естественной кривизне грудной клетки пациента в виде змеевика так, что длинные продольные части расположены параллельно друг другу и соединены изгибами между собой, равными межреберным промежуткам.

Устройство схематично показано на фиг., где: 1 - лигатуры, 2 - вышележащее целое ребро, 3 - нижележащее целое ребро, 4 - флотирующий фрагмент сломанного ребра, 5 - грудинный конец сломанного ребра, 6 - вертебральный конец сломанного ребра, 7 - шина.

Шину изготавливают у постели больного в виде змеевика с длиной прямых участков, превосходящих места переломов ребер на 3-4 см с захождением выше и ниже на целые ребра, а также на грудинные и вертебральные концы сломанных ребер. Шину моделируют по естественной кривизне грудной клетки конкретного пациента. Материалом для ее изготовления служит медный провод в полихлорвиниловом изоляторе с поперечном сечением 0,5 см на 1,0 см. (кабель ВВГ).

Устройство используют следующим образом.

Под общим обезболиванием моделируют шину в зависимости от величины флотирующего фрагмента по кривизне поверхности грудной стенки. Шину моделируют в виде змеевика таким образом, что длинные продольные части, соединенными изгибами, располагаются параллельно друг другу, с расстоянием между ними, равным межреберным промежуткам шинированной области. Далее шину прикладывают к грудной клетке и фиксируют с помощью перикостально проведенных лигатур 1. Лигатуры 1 проводят вокруг вышележащего целого 2 и нижележащего целого ребер 3 и по одной - две лигатуры вокруг флотирующего фрагмента 4, а также вокруг грудинного 5 и вертебрального 6 концов сломанных ребер. За выведенные концы перикостально проведенных лигатур подтягивают реберный клапан, восстанавливая естественную конфигурацию грудной стенки, после чего в натянутом состоянии концы лигатур завязывают на шине 7, чем фиксируют реберный клапан в нужном положении.

Устройство разработано и проверено в патологоанатомическом исследовании на 3 мужских и 2 женских трупах с множественными смещенными или флотирующими переломами ребер и внедрено в клиническую практику. Во всех случаях удалось с помощью нагрудной шины фиксировать флотирующие участки ребер.

Преимущество предлагаемого устройства заключается в физиологичности иммобилизации грудной стенки, а именно: шина легко изменяет свою конфигурацию (легко растягивается и сжимается) в верхнем и нижнем направлении по типу гармошки, что при фиксации ее лигатурами к ребрам не мешает сужению и расширению межреберных промежутков в акте дыхания, кроме того, умеренная жесткость и относительная гибкость продольных участков не ограничивает расширение грудной стенки в переднезаднем направлении. В целом, шина наложенная вдоль ребер, выполняет достаточную иммобилизацию и не ограничивает дыхательную экскурсию грудной клетки, что положительно сказывается на вентиляции прилежащих отделов легкого, уменьшается количество респираторных осложнений.

Фиксирующая нагрудная шина, характеризующаяся тем, что выполнена из изолированного медного провода с поперечным сечением 0,5×1,0 см, смоделирована по естественной кривизне грудной клетки пациента в виде змеевика так, что длинные продольные части расположены параллельно друг другу и соединены изгибами между собой, равными межреберным промежуткам.



 

Похожие патенты:
Наверх