Система электронной автоматической оплаты проезда по платной автодороге

 

Полезная модель относится к средствам электронной оплаты платной автодороги с использованием сети подвижной радиотелефонной связи. Система электронной автоматической оплаты проезда по платной автодороге, включает мобильный терминал связи пользователя 1, содержащий приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях 2, элемент безопасности, содержащий уникальный идентификационный номер 3, упомянутый мобильный терминал пользователя связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи 16. В систему включен сервисный центр оператора автодороги 12, содержащий сервер обработки запросов 13, сервер базы данных 14 и процессинговый центр 15, сервер обработки запросов через процессинговый центр связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи. На въезде на платную автодорогу установлено контрольное оборудование 4 с возможностью фиксации времени и проверки уникального идентификационного номера элемента безопасности мобильного терминала пользователя, упомянутое контрольное оборудование связано с сервером обработки запросов сервисного центра оператора автодороги и с въездным шлагбаумом 5. На выезде с платной автодороги установлено контрольное оборудование 8, связанное с выездным шлагбаумом 9. Контрольное оборудование связано с сервером обработки запросов сервисного центра оператора платной автодороги, который через процессинговый центр оператора автодороги формирует запрос, ассоциированный с номером мобильного терминала пользователя в сети оператора подвижной радиотелефонной связи, на списание средств с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи и передает его в сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи, который формирует SMS сообщение пользователю мобильного терминала, с указанием необходимой суммы, подлежащей внесению на лицевой счет пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи.

Полезная модель относится к средствам электронной оплаты платной автодороги с использованием сети подвижной радиотелефонной связи.

Известна система электронной оплаты автоматизированной платной автостоянки, (Полезная модель 103208 от 21 декабря 2010), включающая мобильный терминал связи пользователя, сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи, связанный с мобильным терминалом связи пользователя, сервисный центр оператора парковки.

В систему дополнительно включен центр безопасности, обеспечивающий выдачу ПИН-кода пользователю, согласованному с номером мобильного терминала связи пользователя в сети оператора подвижной радиотелефонной связи.

Мобильный терминал связи пользователя дополнительно содержит приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, элемент безопасности, содержащий уникальный идентификационный номер, и номер вводимого транспортного средства.

В систему также включено контрольное оборудование, включающее радиочастотный приемопередатчик, взаимодействующий с приемопередатчиком мобильного терминала связи пользователя и определяющий время начала стоянки транспортного средства.

Контрольное оборудование связано с въездным шлагбаумом автостоянки. Сервисный центр оператора парковки включает сервер базы данных парковки, сервер обработки запросов от радиочастотного приемопередатчика контрольного оборудования и процессинговый центр, сервер оператора центра безопасности связан с сервером обработки запросов оператора автостоянки, сервер обработки запросов оператора автостоянки через процессинговый центр связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи, обеспечивая списание необходимой суммы за пользование платной стоянкой с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи и возможностью передачи информации контрольному оборудованию для выезда транспортного средства с территории автостоянки и на мобильный терминал связи пользователя, при этом центр безопасности связан с сервером обработки запросов оператора автостоянки и с мобильным терминалом связи пользователя, обеспечивая проверку ПИН-кода и проверку его соответствия идентификационному номеру элемента безопасности в мобильном терминале связи пользователя.

Задачей заявляемой полезной модели является создание безопасной системы электронной автоматизированной оплаты проезда по платной автодороге (платному участку автодороги).

Техническим результатом, на который направлена разработка системы электронной автоматизированной оплаты проезда по платной автодороге (платному участку автодороги), является удобство пользователя за счет безопасной и удобной системы оплаты и высокой пропускной способности пунктов оплаты проезда.

Система электронной автоматической оплаты проезда по платной автодороге, включает мобильный терминал связи пользователя, содержащий приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, элемент безопасности, содержащий уникальный идентификационный номер, упомянутый мобильный терминал пользователя связан с серверным центром оператора подвижной радиотелефонной связи, контрольное оборудование связано со шлагбаумом и включает радиочастотный приемопередатчик, взаимодействующий с приемопередатчиком мобильного терминала связи пользователя и снабжено идентификатором и устройством подачи звукового или светового сигнала. Система ОТЛИЧАЕТСЯ тем, что в систему включен сервисный центр оператора автодороги, содержащий сервер обработки запросов, сервер базы данных и процессинговый центр, сервер обработки запросов через процессинговый центр связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи. На въезде на платную автодорогу установлено контрольное оборудование с возможностью фиксации времени и проверки уникального идентификационного номера элемента безопасности мобильного терминала пользователя, упомянутое контрольное оборудование связано с сервером обработки запросов сервисного центра оператора автодороги и с въездным шлагбаумом. На выезде с платной автодороги установлено контрольное оборудование, связанное с выездным шлагбаумом. Контрольное оборудование связано с сервером обработки запросов сервисного центра оператора платной автодороги, который через процессинговый центр оператора автодороги формирует запрос, ассоциированный с номером мобильного терминала пользователя в сети оператора подвижной радиотелефонной связи, на списание средств с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи для оплаты проезда по автодороге и передает его в сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи, который формирует SMS сообщение пользователю мобильного терминала, с указанием необходимой суммы, подлежащей внесению на лицевой счет пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи.

Мобильный терминал содержит элемент безопасности, выполненный в виде отдельного физического носителя (микросхемы), жестко связанного с мобильным терминалом, и приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях (локального бесконтактного взаимодействия). Элемент безопасности мобильного терминала обладает уникальным номером, присвоенным производителем и реализованным аппаратным образом.

Контрольное оборудование размещено в пунктах оплаты проезда и оснащено приемопередатчиком для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, совместимым с приемопередатчиком мобильного устройства, и устройством для подачи светового/звукового сигнала. Контрольное оборудование связано со шлагбаумами, контролирующими проезд транспортных средств через пункты оплаты проезда. Контрольное оборудование размещается в пунктах оплаты проезда таким образом, чтобы пользователь, сидящий на месте водителя автомобиля с леворульным управлением, мог через открытое окно автомобиля поднести свой мобильный терминал на расстояние в несколько сантиметров к приемопередатчику контрольного оборудования.

Сервисный центр оператора автодороги, связанный с контрольным оборудованием, включает сервер базы данных автодороги, сервер обработки запросов, поступающих к оператору автодороги, и процессинговый центр, сервер обработки запросов оператора автодороги через процессинговый центр связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи, обеспечивая списание необходимой суммы за пользование платной автодорогой с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи.

Для того чтобы воспользоваться услугами платной автодороги, пользователю необходимо зарегистрироваться в сервисном центре оператора автодороги. Регистрация пользователя заключается в том, что номер мобильного терминала пользователя в сети оператора подвижной радиотелефонной связи взаимоувязывается с уникальным номером элемента безопасности мобильного устройства, и в базе данных формируется соответствующая запись. Такая регистрация может быть осуществлена удаленно через сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи.

Радиочастотное взаимодействие между мобильным терминалом и контрольным оборудованием посредством приемопередатчиков осуществляется предпочтительно на частоте 13,56 Мгц, предпочтительно согласно стандарту ISO 14443.

Элемент безопасности в мобильном терминале может быть реализован в виде отдельного конструктивного элемента на плате мобильного терминала, может быть реализован в SIM-карте мобильного терминала, в этом случае под отдельной программируемой микросхемой понимают SIM-карту, или в виде отдельного съемного элемента (по типу карты памяти), доступ к функциональности которого осуществляется путем его жесткого подключения к мобильному терминалу.

В настоящий момент такие мобильные терминалы производятся на коммерческой основе крупнейшими мировыми производителями мобильных телефонов, например Nokia и Samsung. В качестве конкретных моделей таких телефонов можно указать Nokia 6131 NFC, Nokia 6212 Classic, Nokia C7 и Samsung S5230 NFC, Samsung Nexus, Sagem My 700X Contactless, Sagem Cosyhpone.

Контрольное оборудование представляет собой устройство, обеспечивающее автоматизированный проезд через пункты оплаты проезда на въезде и выезде с платной автодороги (платного участка автодороги). Это устройство включает стойку, оснащенную приемопередатчиками для осуществления локального взаимодействия таким образом, чтобы пользователю, сидящему на месте водителя (с левым рулем), было удобно поднести свой мобильный терминал к приемопередатчику на расстояние 5 см через открытое окно автомобиля, стойки также снабжены средством подачи аудио или светового сигнала. Контрольное оборудование связано с автоматическим шлагбаумом. Контрольное оборудование содержит БАЗУ данных, содержащую обновляемый через определенные промежутки времени посредством взаимодействия с сервером базы данных оператора автодороги «черный список» идентификационных номеров элементов безопасности мобильных терминалов, с которыми связаны задолженности по оплате предыдущих проездов по дороге. Контрольное оборудование имеет идентификатор, соответствующий пункту въезда/выезда на котором расположено данное контрольное оборудование.

Система электронной оплаты автоматизированной платной автостоянки включает:

Мобильный терминал связи пользователя 1, включающий радиочастотный приемопередатчик 3 и снабженный элементом безопасности 2 с уникальным идентификационным номером.

Контрольное оборудование пункта оплаты проезда на въезде на платную автодорогу 4, связанное с автоматическим въездным шлагбаумом 5, включающее радиочастотный приемопередатчик 6 и устройство для подачи светового/звукового сигнала 7.

Контрольное оборудование пункта оплаты проезда на выезде с платной автодороги 8, связанное с автоматическим выездным шлагбаумом 9, включающее радиочастотный приемопередатчик 10 и устройство для подачи светового/звукового сигнала 11.

Сервисный центр 12 оператора автодороги, содержащий сервер обработки запросов 13, сервер базы данных 14, процессинговый центр 15.

Сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16

Система работает следующим образом (рис.1):

1. Для пользования услугами платной автодороги пользователь регистрируется у оператора платной автодороги 12. Во время регистрации номер мобильного терминала пользователя 1 в сети оператора подвижной радиотелефонной связи взаимоувязывается с уникальным номером элемента безопасности 2 мобильного терминала 1, в базе данных 14 оператора платной автодороги 12 формируется соответствующая запись. Регистрацию осуществляют удаленно через сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16.

2. Перед въездом на платную автодорогу пользователь подъезжает к пункту оплаты проезда на въезде на платную автодорогу, оснащенному контрольным оборудованием 4, и подносит свой мобильный терминал 1 к приемопередатчику 6 контрольного оборудования 4. Путем радиочастотного взаимодействия приемопередатчика 3 мобильного терминала 1 и приемопередатчика 6 контрольного оборудования 4 в контрольное оборудование передается уникальный идентификационный номер элемента безопасности 2 мобильного терминала 1. Контрольное оборудование 4 осуществляет проверку идентификационного номер элемента безопасности 2 на предмет наличия в «черном списке» неплательщиков. Если идентификационный номер элемента безопасности 2 содержится в «черном списке», то контрольное оборудование 4 передает устройству 7 команду подать запрещающий звуковой/световой сигнал. Если идентификационный номер элемента безопасности 2 отсутствует в «черном списке», то в элемент безопасности 2 мобильного терминала 1 записывается время пересечения пункта оплаты и идентификатор контрольного оборудования 4, контрольное оборудование 4 подает команду на устройство 7 дать разрешающий звуковой/световой сигнал и команду на въездной шлагбаум 5 открыть шлагбаум.

3. Пользователь въезжает на платную автодорогу, въездной шлагбаум закрывается

4. Если идентификационный номер элемента безопасности 2 отсутствует в «черном списке», то контрольное оборудование 4 передает идентификационный номер элемента безопасности 2, время пересечения пункта оплаты, свой идентификатор, а также сообщение о том, что пользователь мобильного терминала с этим элементом безопасности начал движение по автодороге, на сервер обработки запросов 13 сервисного центра оператора автодороги 12. В базе данных 14 сервисного центра оператора автодороги 12 создается соответствующая запись. Если идентификационный номер элемента безопасности в «черном списке» присутствует, то в базе данных 14 оператора автодороги 12 создается запись соответствующего содержания для дальнейшей претензионной работы.

5. Для выезда с платной автодороги пользователь подъезжает к пункту оплаты проезда на выезде с платной автодороги и подносит свой мобильный терминал 1 к приемопередатчику 10 контрольного оборудования 8. Вследствие взаимодействия приемопередатчика 3 мобильного терминала 1 и приемопередатчика 10 контрольного оборудования, в контрольное оборудование передается уникальный идентификационном номер элемента безопасности 2 мобильного терминала 1, идентификатор контрольного оборудования 4 и время пересечения пункта оплаты при въезде на платную автодорогу, после чего в элемент безопасности записывается итоговая стоимость проезда по платной автодороге с указанием пройденного пути и общего времени пребывания на платной автодороге, рассчитанная контрольным оборудованием. Итоговая стоимость проезда по платной автодороге рассчитывается исходя из пройденного пути по платному участку автодороги с использованием идентификаторов контрольного оборудования, расположенных на въезде и выезде платной автодороги. Контрольное оборудование 8 передает на выездной шлагбаум 9 команду открыть шлагбаум и подать разрешающий звуковой/световой сигнал устройству 11.

6. Шлагбаум открывается, и пользователь выезжает с платной автодороги.

7. Контрольное оборудование 8 передает идентификационный номер элемента безопасности 2 мобильного терминала 1, время пересечения пункта оплаты, свой идентификатор, итоговую стоимость проезда по платной автодороге с указание пройденного пути и общего времени пребывания на платной автодороге серверу обработки запросов 13 сервисного центра оператора платной автодороги 12. Сервер обработки запросов 13 направляет эти данные в базу данных 14, где создается запись соответствующего содержания, а также номер элемента безопасности 2 сопоставляется с номером мобильного терминала 1 в сети оператора подвижной радиотелефонной связи. Сервер обработки запросов 13 на основании этих данных формирует запрос об оплате проезда по платной автодороге.

8. Сервер обработки запросов 13 сервисного центра оператора автодороги 12 передает запрос об оплате проезда в процессинговый центр 15 оператора автодороги 12.

9. Процессинговый центр 15 оператора автодороги 12 формирует запрос, ассоциированный с номером мобильного терминала 1 в сети оператора подвижной радиотелефонной связи, на списание средств с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи и передает его в сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16.

10. Сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16 списывает необходимую сумму с лицевого счета пользователя мобильного терминала 1 и формирует сообщение с деталями списания (сумма списания, цель списания (оплата автодороги) с указанием количества пройденного времени и пути), которое доставляется в мобильный терминал пользователя посредством SMS интерфейса. Также сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16 формирует подтверждение о списании средств, которое направляется в процессинговый центр 15 сервисного центра оператора автодороги 12. В случае нехватки денежных средств на лицевом счете пользователя сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16 формирует сообщение соответствующего содержания и передает это сообщение в процессинговый центр 15 оператора автодороги 12, также сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи 16 формирует SMS сообщение пользователю мобильного терминала 1, с указанием необходимой суммы, подлежащей внесению на лицевой счет пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи.

11. Процессинговый центр 15 сервисного центра оператора автодороги 12 фиксирует информацию об оплате/неуплате проезда по платной автодороге пользователя мобильного терминала 1 и передает информацию базе данных 14.

12. В базе данных 14 формируется запись об оплате/неуплате проезда платной автодороги пользователя мобильного терминала 1. В случае неуплаты номер идентификационный номер элемента безопасности 2 мобильного терминала 1 заносятся в «черный список».

Система электронной автоматической оплаты проезда по платной автодороге, характеризующаяся наличием мобильного терминала связи пользователя, связанного с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи и содержащего приемопередатчик для радиочастотного взаимодействия на близких расстояниях, элемент безопасности, включающий уникальный идентификационный номер, система характеризуется также наличием контрольного оборудования, связанного со шлагбаумом и оснащенного радиочастотным приемопередатчиком, взаимодействующим с приемопередатчиком мобильного терминала связи пользователя, упомянутый шлагбаум имеет идентификатор и устройство подачи звукового или светового сигнала, при этом в систему включен сервисный центр оператора автодороги, содержащий сервер обработки запросов, сервер базы данных и процессинговый центр, сервер обработки запросов через процессинговый центр связан с сервисным центром оператора подвижной радиотелефонной связи, упомянутое контрольное оборудование установлено на въезде на платную автодорогу с возможностью фиксации времени и проверки уникального идентификационного номера элемента безопасности мобильного терминала пользователя, контрольное оборудование связано с сервером обработки запросов сервисного центра оператора автодороги и с въездным шлагбаумом, на выезде с платной автодороги дополнительно установлено контрольное оборудование, связанное с выездным шлагбаумом и с сервером обработки запросов сервисного центра оператора платной автодороги, который через процессинговый центр оператора автодороги формирует запрос, ассоциированный с номером мобильного терминала пользователя в сети оператора подвижной радиотелефонной связи, на списание средств с лицевого счета пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи для оплаты проезда по автодороге и передает его в сервисный центр оператора подвижной радиотелефонной связи, который формирует SMS сообщение пользователю мобильного терминала, с указанием необходимой суммы, подлежащей внесению на лицевой счет пользователя у оператора подвижной радиотелефонной связи.



 

Наверх