Катушка индуктивности

 

Полезная модель относится к производству катушек индуктивности предназначенных для использования преимущественно в конструкциях дросселей и трансформаторов различного назначения. Катушка, содержащая намотанное на каркас необходимое число витков изолированного провода, выполнена из провода прямоугольного сечения, а изоляция провода представляет собой армированный стеклотканью монолит, который состоит из стеклоткани, намотанной вокруг провода по спирали с перекрытием и пропитанной эпоксидным компаундом, отвержденным после наматывания провода на каркас. Технический результат: устранение воздушных межвитковых промежутков в катушке, что повышает плотность намотки катушки и позволяет разместить в окне сердечника дросселя или трансформатора большее число витков провода того же сечения, увеличивает ее теплопроводность и улучшает отвод тепла от катушки при работе. Кроме того, это позволяет обеспечить надежность катушки без ее пропитки. Ил.2

Полезная модель относится к производству катушек индуктивности предназначенных для использования преимущественно в конструкциях дросселей и трансформаторов различного назначения.

Известна катушка индуктивности, содержащая намотанное на каркас необходимое число витков изолированного провода и отвержденный эпоксидный компаунд, заполняющий при пропитке межвитковые зазоры (Гинзбург Л.Л. высоковольтные трансформаторы и дроссели с эпоксидной изоляцией. Л.Энергия. 1978. С.171-172).

Поперечное сечение изолированного провода определяется в первую очередь формой сечения проводника, а во вторую очередь - равномерностью распределения вокруг него слоя изоляции. Проводник прямоугольного сечения при нанесении на него изоляции приобретает форму сечения близкую к прямоугольной, но при этом углы скруглены, а стороны в той или иной мере выпуклые. Вследствие этого при рядовой многослойной намотке такого провода между соседними витками в ряду и между рядами образуются воздушные промежутки, которые затем в процессе пропитки заполняются эпоксидным компаундом. Недостатком известной катушки является низкая плотность намотки и недостаточно высокая теплопроводность катушки вследствие образования больших межвитковых зазоров. Кроме того, не всегда достигается полное удаление воздуха из катушки при ее пропитке, что может привести к попаданию в нее влаги в процессе эксплуатации и к пробою изоляции.

Техническим результатом полезной модели является устранение воздушных межвитковых промежутков в катушке, что повышает плотность намотки катушки и позволяет, например, разместить в окне сердечника дросселя или трансформатора большее число витков провода того же сечения, увеличивает ее теплопроводность и улучшает отвод тепла от катушки при работе. Кроме того, устранение воздушных промежутков позволяет обеспечить надежность катушки без ее пропитки.

Это достигается тем, что катушка индуктивности, содержащая намотанное на каркас необходимое число витков изолированного провода, согласно полезной модели, выполнена из провода прямоугольного сечения, а изоляция провода представляет собой армированный стеклотканью монолит, который состоит из стеклоткани, намотанной вокруг провода по спирали с перекрытием и пропитанной эпоксидным компаундом, отвержденным после наматывания провода на каркас.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где на фиг.1 показана катушка индуктивности, на фиг.2 - провод в разрезе.

На каркас 1 намотан в несколько рядов провод 2 прямоугольного сечения, который обвит по спирали с перекрытием 30% по ширине стеклотканевой изоляцией 3 - лентой ЛЭСБ 0,15×20, предварительно под вакуумом пропитанной термореактивным компаундом горячего отверждения.

В процессе намотки провода его изоляция не имеет строго определенной формы, она пластична и деформируется, обеспечивая минимально необходимое расстояние между витками, достаточное для обеспечения электрической прочности и определяемое лишь суммой толщин слоев стеклоткани. Избыток компаунда при этом из стеклоткани вытесняется, одновременно вытесняя из межвитковых промежутков воздух и гарантированно их заполняя. После намотки катушки ее нагревают, производя отверждение компаунда.

В результате этого получается катушка с межвитковой изоляцией, образующей монолит, армированный стеклотканью, в котором границы между изоляцией соседних витков практически отсутствуют. Такая конструкция катушки характеризуется высокой плотностью намотки, хорошей теплопроводностью, влагостойкостью и механической прочностью, что обеспечивает надежность ее эксплуатации. Важным достоинством конструкции является обеспечение этих качеств без необходимости пропитки катушки после ее намотки.

Катушка индуктивности, содержащая намотанное на каркас необходимое число витков изолированного провода, отличающаяся тем, что выполнена из провода прямоугольного сечения, а изоляция провода представляет собой армированный стеклотканью монолит, который состоит из стеклоткани, намотанной вокруг провода по спирали с перекрытием и пропитанной эпоксидным компаундом, отвержденным после наматывания провода на каркас.



 

Наверх