Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта

 

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта относится к области машиностроения, а именно к производству втулок с низким коэффициентом трения, не требующих смазки, для рычажной тормозной системы рельсового транспорта, например, пассажирского и грузового. Втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид, при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамидостальное

Технический результат, получаемый при реализации заявляемого изобретения выражается в увеличении срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов. 1 с.п.ф., 1 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к производству втулок с низким коэффициентом трения, не требующих смазки, для рычажной тормозной системы рельсового транспорта, например пассажирского и грузового, в том числе вагонов метрополитена.

В настоящее время в машиностроении для изготовления таких втулок широкое применение получили фенопласты - разнообразные пластмассы на основе фенолоформальдегидных смол. Эти материалы для изготовления деталей технического назначения отличаются особой прочностью и повышенной устойчивостью к различным воздействиям. В машиностроении из них изготавливают колеса, шестерни, втулки и другие детали различных ударопрочных механизмов.

Однако при производстве таких втулок из фенопласта выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.

Фенол - нервный яд, вызывающий острые и хронические отравления, способный проникать внутрь организма человека через незащищенные участки кожи. Вдыхание паров фенола вызывает раздражение верхних дыхательных путей, а при длительном воздействии - общее отравление. Предельно допустимая концентрация паров фенола в воздушном пространстве рабочей зоны производственных помещений - 0,1 мг/м3 .

Так известны втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненные из фенопласта марки У-301-07, (см. фенопласт марок У-301-07 и У-2-301-07 по ТУ 2253-001-2572341-99, Организация - поставщик: ООО «Пластик» Тульская обл., Узловая, 4), содержащего фенолоформальдегидную смолу, хлопковую целлюлозу с добавками (тальк, магнезия, известь, СЖК), при следующем соотношении компонентов, масс.%.

Фенолоформальдегидная смола 46,5
Хлопковая целлюлоза43,8
Добавки 9,7

Однако, данные втулки имеют низкие прочностные характеристики. Кроме того, из-за наличия в составе материала втулок большого количества формальдегидной смолы, при изготовлении таких втулок выделяется фенол, формальдегид и пыль, что требует принятия повышенных мер безопасности.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту и выбранной в качестве прототипа является втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель в виде смеси полиоксадиазольного и хлопчатобумажного волокон, антиадгезив в виде стеарата цинка и/или стеарата кальция, связующее в виде фенолоформальдегидной или крезолоформальдегидной смолы

Кроме того, в состав материала известной втулки входит адгезив - поливинилацетат и/или поливинилбутираль и порошковый наполнитель - оксид кремния.

(См. патент РФ 2298707 по кл. Р16С 33/04, В61Н 13/34, заявл. 04.10.2005 г., опубл. 10.05.2007 г. «Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта»).

Известная втулка выполнена двухслойной и состоит из внутреннего рабочего слоя скольжения и наружного демпфирующего слоя.

Известная втулка технологически сложна в изготовлении, при эксплуатации возможно расслоение ее частей. Кроме того, при изготовлении таких втулок т.к. исходный композиционный материал содержит большое количество формальдегида, выделяются свободные фенол, формальдегид и пыль.

Задачей полезной модели является повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.

Техническим результатом, позволяющим решить эту задачу, является увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.

Поставленная задача достигается тем, что в известной втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненной из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, согласно полезной модели втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид, при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамидостальное

Проведенные исследования по патентным и научно-техническим источникам информации свидетельствуют о том, что предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта неизвестна и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критерию «новизна».

Предлагаемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта может быть изготовлена с использованием оборудования и материалов, как отечественной, так и зарубежной промышленности, следовательно, отвечает критерию «промышленная применимость».

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой втулке рычажной тормозной системы рельсового транспорта новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу, а именно повышение срока службы втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта, упрощение процесса изготовления и снижение вредных выбросов в окружающую среду при ее изготовлении.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокна и/или углеродного волокна позволяет увеличить износостойкость втулки, исключить коррозию, что в свою очередь повышает срок службы втулки.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве антиадгезива - дисульфида молибдена, являющегося антифрикционной добавкой, позволяет снизить коэффициент трения и уменьшить износ поверхностей трения, что опять - таки повышает срок службы втулки.

Выполнение втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта из композиционного материала, содержащего в качестве связущего полиамид, позволяет упростить процесс изготовления втулки, снизить вредные выбросы в окружающую среду при изготовлении при одновременном повышении прочностных и антифрикционных свойств, что еще в большей степени повышает срок службы втулки.

Соотношение компонентов композиционного материала втулки, масс.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамидостальное

установлено экспериментально и позволяет достичь требуемых показателей противоизносных и антифрикционных свойств трущихся деталей.

Таким образом, совокупность существенных признаков позволяет достичь технического результата, а именно увеличение срока службы втулки за счет повышения ее технических характеристик, которое достигается путем качественного и количественного соотношения, входящих в материал втулки компонентов.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежом:

На фиг.1 - изображен общий вид втулки в разрезе.

Заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта изготавливают методом литья под давлением в литьевой машине из композиционного материала, который условно назван ПЦ-10.

Сравнительный анализ технических характеристик заявляемой втулки из материала ПЦ-10 и втулок известных заявителю из его практики из материалов ОПМ-94, VI-301-07.TУ 2253-001257-2341-99, Фф 201 ТУ 2253-125-5578270 приведен в табл.1.

Таблица 1
п/пОсновные показателиОПМ-94VI-301-07.ТУ 2253-001257-2341-99Фф 201 ТУ 2253-125-5578270ПЦ-10

1 ЦветчерныйОт светло-коричневого до темно-коричневого черныйчерный
2 Изгибающее напряжение при максимальной нагрузке, МПа, не менее150 7070 220
3Водопоглощение, %10 76 1,2-1,4
4Разрушающее напряжение при сжатии, МПа 15080-120 160160
5 Ударная вязкость по Шарпи на образцах без надреза, Дж/м2 , не менее306 6060
6 Разрушающее напряжение при растяжении, МПа 4028-30 37,5-40155
7 Температура размягчения и работоспособности °С 6060 60200
8 Модуль упругости при изгибе, ГПа, не менее7,2-7,5

Из таблицы 1 видно, что

заявляемые втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта обеспечивают повышенный КПД тормозной рычажной передачи в течение длительной работы исходя из следующих преимущественных физико-механических свойств:

1. Низкое влагопоглащение - 1,2-1,4%
2. Высокое разрушающее напряжение при растяжении - 160 МПа
3. Высокотемпературная работоспособность - 200°С
4. Высокая стойкость к удару - 7,2-7,5 ГПа
5. Высокая ударная вязкость по Шарпи - 60 Дж/м2

Экспериментально установлено, что технические характеристики предлагаемой втулки рычажной тормозной системы рельсового транспорта значительно превосходят те же характеристики втулки, полученной из известных материалов.

Таким образом, по сравнению с известными втулками заявляемая втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта обладает повышенным сроком службы при сниженном выбросе вредных примесей в окружающую среду при ее изготовлении.

Дополнительным эффектом при изготовлении предлагаемой втулки является упрощение процесса ее изготовления и резкое увеличение производительности труда так как процесс ее изготовления сводится к литью под давлением в литьевой машине из композиционного материала ПЦ-10, который готовят простым перемешиванием компонентов, представляющих собой гранулы.

Пример 1:

Берут стекловолокно, добавляют углеродное волокно и дисульфид молибдена и смешивают с полиамидом при следующем соотношении компонентов, масс.%

Стекловолокно10,0
Углеродное волокно15,0
Дисульфид молибдена 2,0
Полиамидостальное

Затем полученную композицию загружают в литьевую машину, где под действием высокой температуры и давления получают композиционный материал в расплавленном состоянии, который затем заливают в пресс-формы требуемых размеров, обеспечивающие получение втулок в виде, который показан на фиг.1.

Пример 2:

Берут те же компоненты, что и в примере под номером 1, но при следующем соотношении компонентов, масс.%:

Стекловолокно20,0
Углеродное волокно10,0
Дисульфид молибдена 1,0
Полиамидостальное,

которые перемешивают и вводят в литьевую машину, где они переходят в расплавленное состояние и далее полученную массу заливают в пресс-формы определенных размеров, обеспечивающих получение втулок, показанных на фиг.1 после охлаждения массы композиционного материала.

Втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта, выполненная из композиционного материала, содержащего волокнистый наполнитель, антиадгезив и связующее, отличающаяся тем, что втулка выполнена из композиционного материала, содержащего в качестве волокнистого наполнителя стекловолокно и/или углеродное волокно, в качестве антиадгезива - дисульфид молибдена, в качестве связующего - полиамид, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Стекловолокно10-30
Углеродное волокно5-15
Дисульфид молибдена 0,5-4,0
Полиамидостальное



 

Наверх