Способ измерения напряжений в контакте колеса с опорной поверхностью
(72) Авторы изобретения
В . H. Ермилов и О. Б. Треть ов . 1;";; с. ь Н .в
;, т . «,)
«т ь ; «
Нвучнс-исснедсввтедьсиий институт тввддод *npn»nnnjnnocrn (71 ) За я вител ь (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В КОНТАКТЕ
КОЛЕСА С ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
Изобретение относится к средствам исследования механики взаимодействия колеса с дорожным покрытием и касается, способа измерения напряжений в контакте колеса с опорной поверхностЪю.
Известен способ измерения напряжений в контакте колеса с опорной поверхностью, заклкчаюшийся в том, что осуществляют пробный и контрольный заезды колеса на опорную поверхность, в процессе которых измеряют нанряже!
О ния 1 .
В этом способе в процессе пробного заезда контролируется точность попадания заданного участка колеса на измерительную систему и настройка аппа !5 ратуры на требуемый диапазон иэмере ний. Действующие в контакте напряжения измеряются в процессе контрольного заезда. Этот способ позволяет произвести йзмерение на локальном участке контакта колеса с опорной поверхностью, составляющем приблизительно 1/1000 от общей плошади контакта. Однако зо2 на контакта колеса с опорной поверхностью, непосредственно примыклощая к исследуемой области контакта, вызывает искажение полученных результатов эа счет ее неизбежного воздействия иа измерительный элемент иэ-за эффекта затекания материала колеса s зазор между измерительным элементом и опор ной поверхностью. Это приводит к снижению точности измерений.
Цель нзобертения - повышение точ» ности измерений.
Эга цель достигается благодаря тому, что в способе измерения напряжений в контакте колеса с опорной поверхностью, заключающемся в том, что осуществляют пробный и контрольный заезды колеса на опорную поверхность, в процессе ко» торых измеряют напряжения, во время контрольного заезда на поверхность ко леса в окрестности зоны контакта в иап» равлении, перпендикулярном опорной . поверхности, воздействуют струей сжато923 4
После этого осуществляют контрольный заезд колеса„
В процессе контрольного заезда на поверхность колеса воздействует струя сжатого воздуха, проникающего в зазор между плунжером 7 и плитой 4, которая препятствует затеканию поверхности колеса в этот зазор.
В процессе контрольного заезда и=- tO меряют напряженИй в контакте колеса с опорной поверхностью 5 с помощью упругого измерителя 2 напряжений.
Предлагаемый способ позволяет усгранить значительные погрешности при
15 измерении касательных и нормальных
;напряжений, а за счет одновременного измерения проскальзывания повысить точность измерения.
Способ измерения напряжений в контакте колеса с опорной поверхностью, заключающийся в том, что осуществляют пробный и контрольный заезды колеса на опорную поверхность, в процессе которых измеряют напряжения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью поз@ ышения точности измерений, во время .контрольного заезда - на поверхность колеса в окрестности зоны контакта в направлении, перпендикулярном опорной поверхности, воздействуют струей сжа,того воздуха с давлением Р, равным замеренному напряжению в пробном заезде.
3 998 го воздуха с давлением Р, равным эамеренному напряжению в пробном заезде.
На чертеже представлено устройство, с помощью которого реализуется предлагаемый способ.
Устройство содержит корпус 1, упругий измеритель 2. напряжений, выполненный в виде кольца с крестовиной, на которую наклеены тензодатчики 3, закрепленного в корпусе 1. На корпусе 1 установлена плита 4 с опорной поверхностью 5. В плите 4 выполнено отверстие 6, в кото ром с зазором установлен плунжер 7, который одним своим торцом закреплен на упругом измерителе 2 напряжений, а другим установлен эаподлицо с опорной поверхностью 5 плиты 4. Уст ройство снабжено источником 8 сжатс го воздуха, который посредством трубо- з, провода 9 соединен с корпусом 1, Способ реализуется следующим об» разом.
Перед проведением измерений произ водят координацию исследуемого колеса относительно опорной поверхности 5 плиты 4, устанавливая его таким обра зом, чтобы на плунжер 7 попало исследуемое сечение колеса. В корпус 1 от источника 8 подают сжатый воздух с давлением от 0,1 до 15 кгс/см (для колес легковых автомобилей это давле ние не превышает 5 кгс/см ). После этого осуществляется пробный заезд колеса на опорную поверхность 5 пли ты 4 и с помощью упругих измерителей 2 напряжений измеряют давление колеса на плунжер 7. Затем возвращают колесо в исходное перед измерением положение и регулирую г давление s uo точнике 8 сжатого воздуха, устанавли- . вая его равным тому давлению, которое было замерено на плунжере 7 в процессе пробного заезда.;, Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
No 186187, кл. G 01 Ь 1/18, 1966 (прототип) .
Составитель М. Добычин
Редактор В. Лазаренко Техред И.Гергель Корректор О. Билак
Заказ 1145/66 Тираж 871 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


