Осветительное устройство транспортного средства
ОП И САН И Е („,998169
И ЗЬБPЕТЕ Н ИЯ
Союз Советских
Социалистииеск их
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.03.81 (21) 3265792/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) / Кл з
В 60 S 1/60
Гасударственный кемитет
СССР (53) УДК 629.113. .066.621.32 (088.8) Опубликовано 23.02.83. Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 28.02.83 пв делам иаееретеиий и открытий (72) Автор изобретения
H. Л. Егин (71) заявитель (54) ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОИСТВО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
Изобретение относится. к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам очистки стекол фар транспортных средств для улучшения видимости во время туманов, дождей; снегопадов и при сильном забрызгивании стекол фар грязью.
Известны осветительные устройства .со стеклоочистителем фар транспортных средств содержащее фару с рассеивателем света, подвижную щетку, закрепленную на держателе, который посредством шарнирно-рычажного механизма соединен с электродвигателем через понижающий редуктор (1).
Однако это устройство не позволяет полностью очистить рассеиватель света фары при сильном его загрязнении, так как щетка имеет малую площадь контакта. с рассеи-. вателем, замедленное действие и недостаточное усилие прижима. Поскольку рассеиватель имеет выпуклую форму и неподвижен, то трудно добиться точного сопряжения профиля плоской резиновой щетки с всей поверхностью рассеивателя фары, что приводит к образованию неочищенных зон на поверхности рассеивателя. Кроме того, срок. службы щеток незначителен из-за их абразивного износа. Качество очистки ухудшают вибрации щеток при движении автомобиля по неровностям.
Шарнирно-рычажные механизмы привода щеток имеют небольшой ресурс, в них быстро появляются люфты, уменьшающие - площадь очистки рассеивателя фар. При наличии на автомобиле дополнительных фар невозможно использование известных устройств для одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия места для их установки, а использование только основных фар с фиксированными рассеивателями не обеспечивает изменения степени освещения при различных погодных условиях и режимах движения.
Наиболее близким к изобретению по тех - нической сущности является осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем (21.
Однако указанное устройство обеспечивает неполную очистку поверхности рассеи998169
55 вателя фары из-за малой площади контакта щетки с рассеивателем, недостаточной скорости перемещений и слабого прижима щетки.
Низкие технико-эксплуатационные качества указанного устройства вызываются вибрациями, возникающими при движении транспортного средства и при перемещении щеток по рассеивателю; незащищенностью щеток и их привода от внешних механических воздействий; возникновением перед водителем мельканий и теней при работе, а также невозможностью одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия места для установки. В результате этого не обеспечивается изменение степени освещения профиля дороги при различных погодных условиях и режимах движения.
Существенным недостатком известного устройства является также нарушение работы устройства вследствие обледенения рассеивателей и щеток.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освещения для различных погодных условий эксплуатации, и повышения эффективности очистки рассеивател я.
Поставленная цель достигается тем, что в осветительном устройстве транспортного средства, содержащем фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, рассеиватель выполнен из нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикаль но, при этом устройство снабжено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических элементов и блоком управления, связанным с датчиками и омывателем.
Рассеиватель с несколькими кинематически связанными с электродвигателем оптическими элементами, обеспечивает регулировку степени освещения при различных погодных условиях, например, во время тумана или дождя, за счет автоматической установки нужного рассеивателя в фаре. Кроме того, он расширяет функциональные возможности устройства за счет изменения диаграммы и расстояния освещенности в зависимости от скорости движения автомобиля путем использования датчиков скорости транспортного средства и датчиков положения оптических элементов, связанных с блоком управления. Использование подвижного рассеивателя повышает эффективность его очистки щеткой.
На чертеже приведена функциональная схема устройства.
1О
2О
25 зо
Осветительное устройство состоит из цилиндрического рассеивателя 1, выполненного из прозрачного материала и содержащего несколько оптических элементов, например, типа прожекторного, полупрожекторного, универсального и противотуманного, выполненных, например, из стекла, и связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрической контур рассеивателя 1, сверху герметично закрытого крышкой 2. В нижней части к рассеивателю 1 прикреплена ведомая шестерня 3 привода его вращения, которая входит в зацепление с ведущей шестерней 4, установленной на дополнительной оси электромагнитной муфты 5. Последняя расположена в замедляющем редукторе 6 с приводом от вала 7 электродвигателя 8.
Рассеиватель 1 установлен на диске 9, по боковой поверхности которого он скользит опорным кольцевым фланцем 10, и зафиксирован запорным пружинящим кольцом 11.
В нижней части диска 9 установлены электродвигатель 8 и редуктор 6, а в верхней части диска на кронштейне 12 установлен рефлектор 13 с лампой 14 накаливания. Кронштейн 12 с рефлектором 13 крепятся к диску 9 регулировочными винтами 15. Диск 9 установлен на шарнире 16 кронштейна 17 крепления устройства к корпусу автомобиля и зафиксирован регулировочными винтами 18. С обратной стороны рефлектора 13 установлена объемная, профилированная, волокнистая щетка 19, смонтированная на основной оси 20 редуктора 6 и связанная через коническую передачу 21 с валом 7 электродвигателя 8. Омыватель 22 рассеивателя связан с блоком 23 управления и подает жидкость по шлангу 24 в жиклер 25, расположенный между щеткой 19 и рассеивателем 1. Щетка 19 закрыта кожухом 26, установленным на корпусе редуктора 6. Кожух 26 защищает щетку 19 от попадания на нее и на рассеиватель 1 грязи и препятствует разбрызгиванию щеткой влаги по уже очищенной поверхности рассеивателя 1. Жидкость с грязью стекает с рассеивателя 1 и щетки 19 через зазор а между кожухом 26 и корпусом редуктора 6, причем зазор выполнен в виде прорези и расположен только с задней стороны кожуха 26.
Внутри рассеивателя 1 на кольцевых кронштейнах 27 установлены постоянные магниты 28. Количество их равно количеству оптических элементов в цилиндрическом рассеивателе 1. Они расположены на различных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя 1 и под центрами оптических элементов таким образом, что напротив каждого оптического элемента расположен один из магнитов 28 на заданном расстоянии. На диске 9 установлены датчики 29 положения оптических элементов. Эти датчики расположены на указанных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Они помещены под центром рефлектора 13 в количестве, равном числу оп9981б9
15.
25
Формула изобретения
45
55 тических элементов рассеивателя 1, и подключены к блоку 23 управления, к которому также подключены датчики 30 скорости движения автомобиля. В качестве датчиков 29 положения оптических элементов используются, например, герметизированные койтакты-герконы.
Устройство может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах. В ручном режиме управления водитель может включить электродвигатель 8, электромагнитную муфту 5 и омыватель 22 при помоши тумблеров в блоке 23 управления вручную при необходимости очистки рассеивателя 1 от загрязнений, или для установки нужного оптического элемента перед рефлектором 13 фары.
В автоматическом режиме управления включение электродвигателя 8, омывателя 22 и муфты 5 производится блоком 23 управления, который автоматически устанавливает нужный оптический элемент перед рефлектором 13 за счет поворота рассеивателя 1 в нужное положение, в зависимости от скорости движения автомобиля, например, прожекторный оптический элемент, предназначенный для максимальных скоростей движения автомобиля, полупрожекторный и универсальный — для средних, а противотуманный — для малых скоростей движения.
При этом значения действительной скорости вводятся в блок управления при помощи сигнала с датчика 30 скорости движения автомобиля, а положения оптических элементов вводятся в блок 23 управления с датчиков 29 положения оптических элементов.
При включении электродвигателя 8 вращающий момент с его вала 7 передается через замедляющий редуктор 6 на дополнительную ось электромагнитной муфты 5 и через коническую передачу 21 — на основную ось 20 привода щетки 19, приводя ее во вращательное движение относительно цилиндрической поверхности рассеивателя 1.
При вращении объемной, профилированной, волокнистой щетки 19, соприкасающейся с рассеивателем 1, последний очищается от загрязнений. Для равномерной очистки всей поверхности рассеивателя 1 включается электромагнитная муфта 5, через которую вращающий момент передается ведущей шестерне 4, а от нее на ведомую шестерню 3, запрессованную в рассеиватель 1. Рассеиватель начинает поворачиваться относительно диска 9 скользя по нему опорным фланцем 10. Для предохранения от перекосов и соскальзывания с диска 9 рассеиватель 1 фиксируется запорным пружинящим кольцом 11, установленным в кольцевой проточке рассеивателя 1, расположенной под диском 9. Регулировочные винты 15 служат для изменения горизонтального положения рефлектора 13 за счет перемещения кронштейна 12 с винтами 15 в нужном направлении в прорезях диска 9. Вертикальное положение осветительного устройства регулируется винтами 18, установленными в кронштейне 17 крепления устройства к корпусу автомобиля.
Одновременно с включением двигателя 8, блок 23 управления включает омыватель 22, который подает жидкость по шлангу 24 через жиклер 25 между щеткой 19 и рассеивателем 1, что значительно повышает качество очистки и сокращает ее сроки.
При положении любого оптического элемента рассеивателя 1 перед рефлектором 13 и при несоответствии положения этого оптического элемента скорости движения автомобиля в данное время, с датчиков 29 поступает сигнал на включение муфты 5, что приводит к вращению рассеивателя 1.
При его вращении перемещаются кронштейны 27 с магнитами 28, расположенными на различных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Каждый магнит находится против одного оптического элемента, поэтому взаимодействует лишь с одним из датчиков 29 положения оптических элементов при соответствии положения рассеивателя данной скорости движения автомобиля. Тогда контакты заданного датчика 29 замыкаются и подают управляющее напряжение на блок 23 управления, который выключает муфту 5 и прекращает вращение рассеивателя до следующего момента несоответствия положения оптического элемента скорости движения автомобиля.
Устройство обеспечивает повышение эффективности очистки рассеивателей света при неблагоприятных атмосферных условиях и автоматическое регулирование степени освещения в различных условиях эксплуатации. Это повышает безопасность движения транспортных средств и устраняет необходимость установки дополнительных осветительных устройств при снижении их веса и повышении технико-эксплуатационных показателей.
Осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освещения для различных погодных условий эксплуатации и повышения эффективности очистки рассеивателя, рассеиватель выполнен из нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикально, при этом устройство снабжено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических эле998169
Составитель E. Сердюк
Редактор А.Шандор Texpeд И. Верес Корректор И.Шулла
Заказ 1041/28 Тираж 673 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ментов и блоком управления, связанным с датчиками и омывателем.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1565955, кл. А 4 F, опублик. 1980.
2. Патент США № 3624857, кл. 15—
250.04, опублик. 1971, (прототип).



