Способ контроля несоосности ротора и статора электрической машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (u}997189
Союз Советских
Социалистическнх . Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13. 05. 81 (21 ) 3289562/24-07
Р1)М g+ з
Н 02 К 5/16 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государствеииый комитЕт ссср ио делам изобретений и открытий ($3) УДК 621.313 ° 3 (088.8) Опубликовано 150233. Бюллетень Н9 6
Дата опубликования описания 150233. (72) Автор изобретения юа
И.М.Максаков (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕСООСНОСТИ РОТОРА
И СТЕНТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению, а .более конкретно к методам -контроля характеристик электрических машин, и может быть использовано для определения несоосности ротора и статора в процессе сборки машин, а также для определения остаточных сил одностороннего магнитного притяжения в собранных машинах с га-зовыми или жидкостными подшипниками скольжения статического типа.
Иэвестен способ контроля неравномерности воздушного зазора много4азных электрических машин, основанный на измерении ЭДС, возникающих в обмотках машины при вращении ротора с остаточной намагниченностью (1) °
Данный способ предусматривает сое-. динение обмоток статора по схеме разомкнутого многоугольника, для чего .необходимы дополнительные злектричес" кие выводы со статора. Это приводит к усложнению конструкции машины, особенно многофазной, и создает значительные трудности при контроле сов-. ранных электрических машин закрытого типа. Таким образом, применение способа целесообразно лишь для некото-. рых электрических машин на. этапе изготовления.
Наиболее близким к изобретению является способ магнитного це 1трирования электрической машины, предусматривающий подачу питания на обмотки возбуждения статора и изменение сил одностороннего магнитного притяжения между ротором и статором (2).
Применяемый здесь способ контроля требует наличия специального измерительного оборудования для замера сил взаимодействия ротора и статора, сложен в реализации при контроле несоосности собранных закрытых машин.
15 Цель изобретения — упрощение способа контроля несоосности. ротора и статора электрических машин с подшипниками скольжения статического типа.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля несоосности ротора и статора,включающему подачу напряжения на обмотки статора, подачу рабочего тела в подшипники
25 скольжения производят после приложе.ния напряжения к обмоткам статора,определяют максимальное и минимальное давления всплытия ротора в подшипни" ках при различных положениях машины
ЗО относительно оси вращения, а о величи-
997189
ЗО
40
Формула изобретения
Я
60 не несоосности судят по разности этИх давлений.
На фиг. 1 приведена схема, поясняющая предложенный способ; на фиг. 2 одно из нозможных взаимных положений сил, действующих на ротор; на фиг.3условно показана занисимость давления всплытия от положения машины относительно оси вращения, Электрическая машина имеет.статор
1 с обмотками, ротор 2, вкладыши 3 подшипников скольжения, колесо 4.
На магистрали подвода рабочего тела к подшипникам установлен, например, манометр 5. Прибор для регистрации всплытия ротора, например, содержит источник 6 питания и лампочку 7, соединен с ротором 2 (через колесо 4) и статором 1.
Контроль осущестнляется следующим образом.
На обмотки статора l подается напряжение, создающее магнитное поле.
При несоосности рабочих поверхностей статора 1 и ротора 2 возникает сила одностороннего магнитного притяжения
F. Ротор оказывается под действием по крайней мере двух сил: тяжести Q и магнитной F, Величина и направление результирующей этих двух сил, силы R зависит от неличин и взаимного расположения состанляющих сил, следовательно и от положения машины относительно оси вращения ротора 2.
Подача рабочего тела н подшипники вызынает всплытие ротора 2 при давлениях, создающих несущую способность превышающую силу прижатия ротора 2 к вкладышам 3. Фиксируют давление всплытия. Затем поворачивают машину на накоторый угол относительно оси вращения и повторяют испытания, В результате получают ряд давлений всплытия Р в зависимости от угла положения машины М . По положению наимень,шего и наибольшего всплытия Р,„.„ и
Р судят о направлении несоосности, rnе(х что необходимо при регулировании взаимного положения ротора 2 и статора
1 с целью их магнитного центрирования. Величина несоосности статора 1 и ротора 2 и соответствующее значение силы одностороннего магнитного притяжения для данного напряжения на обмотках возбуждения определяется по разности давлений Р „„ и Рщц„.
Замер давлений согласно данному способу производится, например, обычным манометром 5,устанонленным на магистраль подвода рабочего тела к подшипнйкам скольжения.
Момент нсплытия ротора 2 фиксиру" ется, например, по началу его вращения под действием постоянного малого момента, При этом целесообразно нагрузить ротор 2 моментом, недостаточным для его пронорачивания во вкладышах Э без подачи смазки. По мере повышения давления в подшипниках сникается сила прижатия ротора 2 к вкладышам Э, следовательно и удерживающая его сила трения. При определенном давлении сила трения становится недостаточной для удержания ротора
2, начинается его вращение. Требуемый вращающий момент на роторе 2 для некоторых типов электрических машин возникает непосредственно при запитке обмоток возбуждения статора 1. Для прочих машин необходимый момент может быть приложен известными метода.— ми, например для турбомашин — подачей воздуха малого давления на колесо 4. Начало вращения ротора 2 регистрируется также без затруднения, на пример визуально, Для машин с электропронодными вкладышами 3 подшипников скольжения момент всплытия ротора 2 удобно фиксировать по размыканию электрической цепи ротор-вкладыш, При этом источник 6 питания должен обеспечивать малое напряжение, несколько вольт, для исключения пробоя малых зазоров. В качестве регистрирующего прибора здесь может быть использована лампочка 7, гаснущая в момент всплытия, или тестер.
Описанный способ позволяет производить контроль несоосности ротора и статора электрических машин с использованием обычных измерительных приборов без применения специальной оснастки и не требует переделки или доработки машин, что позволяет применять его в лабораторных, заводских
-и полевых. условиях.
Способ контроля несоосности ротора и статора электрической машины с газо- или гидростатическими подшипниками скольжения, включающий подачу напряжения на обмотки статора, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения, подачу рабочего тела в подшипники скольжения производят после подачи напряжения на обмотки стентора, определяют максимальное и минимальное давления всплытия ротора в подшипниках или различных положениях машины относительно оси вращения, а о величине несоосности судят по разности этих давлений, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское снидетельство СССР
9 585578, кл. Н 02 К 15/00, 1976, 2. Патент США Р 3798757, кл. 29-596(Н 02 К 15/00), 1974.
997189
Составитель Ф.Подольская
Редактор Л.Алексеенко Техред М.Тепер
Корректор В.прохненко
Подписное
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 952/74 Тираж 685
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


