Компенсатор для трубопроводов

 

„,Я94855

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 11 07.80 (21) 2955964/29-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 L 51/00

Гееударственнмй квмнтет

СССР

Опубликовано 07.02.83. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 17;02.83 (53) УДК 621.643 (088.8) IN делам нзебретеннй и втврытий (72) Автор изобретения

С. А. Светницкий.I

Донецкий государственный проектный и научно-исследовательский . институт промышленного строительства<<Донецкий

Промстройниипроект» (71) Заявитель (54) КОМПЕНСАТОР ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ т

Fm "тр бтг

Изобретение относится к области трубопроводной техники, преимущественно к компенсирующим устройствам трубопроводов, прокладываемых в сложных горно-геологических условиях, например, иа подрабатываемых территориях.

Известен компенсатор, содержащий трубчатый П-образный гибкий элемент (1).

Недостатком данного компеисатора является значительные габариты, обусловленные величиной вылета, йеобходимого для компенсации возможных продольных перемещений трубопровода.

При использовании компеисатора в трубопроводах, прокладываемых непосредственно в грунте на подрабатываемых территориях, деформация грунта может происходить в одйом направлении за все время эксплуатации трубопровода. Поэтому расчетная величийа габарита компенсатора может быть очень значительной.

Наиболее близким к предлагаемому является П-образный компенсатор, в котором места перехода трубопровода в вылеты соединены тягой, при этом соединение тяги с компенсатором обеспечивает ограниченное свободное перемещение трубопровода (2).

Недостатками известного компенсатора являются большие габариты и низкая надежность работы в условиях деформируемых грунтов при полной выборке зазоров в месте соединейия тяги с вылетами.

В случае проточного сцепления грунта с трубопроводом, деформация грунта может вызвать значительные продольные усилия в трубопроводе, приводящие к разрушению трубопровода. о

Целью изобретения является уменьшение габаритов компейсатора и повышейие надежности в работе.

Эта цель достигается тем, что тяга жестко соединена с основаниями вылетов, при этом площадь поперечного сечения тяги оп11 ределяется соотношением где T — площадь поперечного сечения стенки трубопровода;

Ет„— площадь поперечйого сечения тяги;

6",, — предел текучести материала тяги; т -предел текучести материала трубопровода.

994855

Кроме того, для ограничения величины местных продольных деформаций тяги, на ней последовательно установлены упоры и стяжки со стопорами, причем каждая стяжка закреплена одним концом на тяге, а дру5 гим взаимодеиствует посредством стопоров с упорами.

На чертеже схематично изображен компенсатор для трубопроводов.

Компенсатор состоит,из П-образного деформируемого элемента 1, концы вылетов щ которого жестко соединены между собой тягой 2, которая выполнена из пластичного материала, например из малоуглеродистой стали. На тяге установлены упоры 3 и стяжки 4, один конец которых жестко скреплен с тягой, а второй снабжен ограничителями 5 1 и размещен в упорах с зазорами Ь между упорами и ограничителями.

Устройство работает следующим образом.

Вследствие деформации грунтовой среды, воздействующей при этом на подземный трубопровод, в нем возникают осевые усилия, замыкающиеся на тягу 2. До момента, когда осевые усилия меньше усилий продольной деформации тяги, возможна сдвиж- ?5 ка грунта относительно трубопровода. В случае прочного сцепления грунта с трубопроводом, осевые усилия могут превысить необходимое усилие пластической деформации тяги 2.

При этом деформация стяжки 4 будет ЗО происходить на определенном участке, вследствие неоднородности структуры или местных ослаблений материала тяги. Это вызовет перемещение свободного конца соответствующей стяжки 4 относительно упора 3, и деформацию гибкого элемента 1.

После перемещения стяжки 4 относительно упора 3 на величину зазора ь, ограничители 5, дойдя до упора 3, остановят деформацию данного участка тяги 2. В случае, если деформации компенсатора на величи- 40 ну зазора и будет недостаточно, т.е. не исчезнутФилы, обусловленные дальнейшей деформацией грунта, в работу включится следующий участок тяги 2 с соответствующими ему упорами 3 и стяжками 4.

Использование в предлагаемой конструкции компенсатора жестко связанной с его вылетами тяги с упорами и стяжками, позволит уменьшить необходимую величину компенсации, за счет повышения усилия, необходимого для деформации компенсатора и тем самым уменьшить его габариты и . повысить надежность.

Формула изобретения

1. Компенсатор для трубопроводов, включающий П-образный деформируемый элемент и тягу, соединяющую основания его вылетов, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов компенсатора и повышения надежности его в работе, тяга жестко соединена с основанием вылетов, при этом площадь поперечного сечения тяги определяется соотношением т тг тр бт где à — площадь поперечного сечения тяги;

Š— площадь поперечного сечения трубопровода; т

6«предел текучести материала тяги;

6т -предел текучести материала труботр провода.

2. Компенсатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ограничения величины местных продольных деформаций тяги, на ней последовательно установлены упоры и стяжки со стопорами, причем каждая стяжка закреплена одним концом на тяге, а другим взаимодействует посредством стопоров с упорами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

i. Справочник по теплоснабжению и вентиляции. Киев, 1976, с. 387.

2. Патент Германии № 277612, кл, 47 f 15/01, опублик. 1902 (прототип) .

994855

Составитель В. Пинчук

Редактор Г. Волкова Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 588 22 Тираж 923 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Компенсатор для трубопроводов Компенсатор для трубопроводов Компенсатор для трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной технике и может быть использовано для компенсации температурных осевых перемещений магистральных трубопроводов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для подвижного соединения трубопровода выхлопной системы автомобиля с двигателем, а также при сооружении трубопроводов

Изобретение относится к трубопроводной технике, а именно к устройствам для соединения высоконапорных магистральных трубопроводов преимущественно большого диаметра (более 150 мм) газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, и предназначено для осевой компенсации тепловых расширений, а также рабочих и монтажных смещений

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для компенсации температурных удлинений теплопроводов

Изобретение относится к специальному стыку, являющемуся компенсатором теплового расширения и предназначенному для использования на горячих трубопроводах

Изобретение относится к областям: атомного теплотехнического, химического машиностроения, космической техники и может быть использовано в трубопроводах для транспортировки жидкой и газовой среды под давлением

Изобретение относится к устройствам для компенсации перемещений трубопроводов и может быть использовано в гидропневмосистемах для транспортировки жидкостей и газов
Наверх