Центральная тяга переменной длины для сцепки
О0 ИСAÍÈЕ „,ЩЦЩ4
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.10.80 (21) 2993389/30-15 (51) М. Кл.
А 01 В 59/06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гесударстеекнмк кемнтет
СССР (53) УДК 631.3. .072.32 (088.8) Опубликовано 07.02.83. Бюллетень №5
Дата опубликования описания 17.02.83 вв делам изобретений и еткрмтий т "ь.
)..
В. А. Сюкияйнен
Липецкий ордена Ленина тракторный завод""-:-... =..." . к / имени ХХГН съезда КПСС (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЯГА ПЕРЕМЕННОЙ ДЛИНЫ
ДЛЯ СЦЕПКИ
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к элементам навесных систем тракторов и полунавесных сцепок, передающих большие осевые нагрузки.
Известна .центральная тяга переменной длины, включающая два регулировочных винта и втулки с рычагом (1).
Недостатком тяги является то, что она не имеет свободного хода, позволяющего быстро регулировать ее длину при яавеши- io ванин сельскохозяйственных орудий.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является тяга переменной длины для сцепки, включающая два соединенных фиксатором и подпружиненных телескопических звена при этом внутреннее звено и фиксатор имеют сопряженные пальцевые выступы (2).
Недостатком известной тяги является то, что из-за наличия продольных пазов уменьшена рабочая поверхность фиксатора и внутреннего телескопического звена, ненадежна и сложна конструкция уплотнения телескопического звена с продольными пазами, а также необходимость отсоединения троса управления рычагом фиксатора при вращении телескопических звеньев для изменения длины центральной тяги.
Цель изобретения — повышение надежности работы при передаче больших усилий с сохранением габаритов сцепки.
Поставленная цель достигается тем, что фиксатор выполнен в виде подпружиненных относительно друг друга полуколец, расположен во внешнем телескопическом звене и имеет приспособление для сведения полуколец, причем выступы на фиксаторе имеют высоту, уменьшающуюся к концам полуколец, а на внутреннем телескопическом звене они выполнены непрерывными; приспособление выполнено в виде подвижной клиновой втулки, причем наружное звеяо имеет шарики, расположенные между клиновой втулкой и полукольцами; тяга имеет трос управления, связанный посредством кольца с клиновой втулкой.
На чертеже изображена предлагаемая центральная тяга.
Центральная тяга состоит из наружного телескопического звена 1, в передней части которого имеется овальное отверстие для
993843
Формула изобретения установки фиксатора 2 и два отверстия для установки шариков 3, а в задней части— паз для установки защелки 4.
Внутри наружного телескопического звена 1 установлено внутреннее телескопическое звено 5, имеющее кольцевые пазы, в которые входят кольцевые выступы фиксатора 2.
На передней части внутреннего телескопического звена 5 укреплена рукоятка 6, а в задней части имеются прорези, в которые заходит защелка 4, связывающая в закрытом положении телескопические звенья от проворота. В переднюю часть внутреннего телескопического звена завинчивается винт
7, а в расточку с задней стороны установлена пружина 8. В заднюю часть наружного телескопического звена 1 через переходную гайку 9 завиичен винт 10.
Фиксатор 2 состоит из двух полуколец, имеющих кольцевые выступы и отверстия для установки пружин 11 (не показано).
Снаружи телескопического звена 1 установлена подвижная втулка 12, которая в передней части имеет расточку и фаску, в задней части подвижной втулки 12 установлена пружина 13. Снаружи на подвижную втулку 12 установлено подвижное кольцо 14, а в передней части — резиновое уплотнение 15.
К подвижному кольцу 14 крепится трос 16.
Полукольца фиксатора 2 в запертом состоянии под действием пружин 11 не могут раздвинуться, так как они через шарики 3 упираются в подвижную втулку 12.
Для открывания фиксатора 2 необходимо потянуть за трос 16, он переместит подвижную втулку 12, сжав пружину 13. Как только фаска подвижной втулки 12, передвигаясь, расположится над, шариками 3, они будут освобождаться и под действием пружин 11 полукольца фиксатора 2 и шарики 3 будут раздвигать ля. Когда над шариками 3 расположится расточка подвижной втулки 12, полукольца фиксатора 2 раздвинутся на полную величину, освободив внутреннее телескопическое звено 5, которое под действием пружины 8 выдвинется, обеспечив нежесткое расположение винта 7 центральной тяги.
Для того, чтобы фиксатор 2 закрылся, необходимо нажать на винт 7, при этом внутреннее телескопическое звено 5 будет утапливаться. Подвижная втулка 12 под действием пружины 13 давит фаской на шарики
3, они стремятся сжать полукольца фиксатора 2, сильная пружина 13, преодолев сопротивление пружин 11, через шарики 3 сожмет пружины, полукольца фиксатора 2
5 о
15 ю
25 зо
4О
50 сблизятся и запрут телескопические звенья
1 и 5 одновременно защелка 4 свяжет телескопические звенья или будет находиться во взведенном состоянии если паз внутреннего телескопического звена 5 не совпадает с защелкой 4. При изменении длины центральной тяги вращением за рукоятку 6 защелка 4 совпадет с пазом внутреннего телескопического звена 5 и свяжет телескопические звенья 1 и 5 таким образом, что при вращении за рукоятку 6 будут вывинчивать-. ся или ввинчиваться винты 7 и 10.
Центральная тяга переменной длины в сравнении с известной тягой при тех же габаритах и одинаковом числе кольцевых проточек имеет большую рабочую поверхность на 30 /0, что снижает удельные давления и повышает долговечность узла.
1. Центральная тяга переменной длины для сцепки, включающая два соединенных фиксатором и подпружиненных телескопических звена, при этом внутреннее звено и фиксатор имеют сопряженные кольцевые выступы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе, при передаче больших усилий с сохранением габаритов оценки, фиксатор выполнен в виде подпружиненных относительно друг друга полуколец, расположен во внешнем телескопическом звене и имеет приспособление для сведения полуколец, причем выступы на фиксаторе имеют высоту, уменьшающуюся к концам полуколец, а на внутреннем телескопическом звене они выполнены непрерывными.
2. Тяга переменной длины по п. 1, отличающаяся тем, что приспособление выполнено в виде подвижной клиновой втулки, причем наружное звено имеет шарики, расположенные между клиновой втулкой и полукольцами.
3. Тяга переменной длины по п. 1, отличающаяся тем, что она имеет трос управления, связанный посредством кольца с клиновой втулкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тракторы Т40 М. — Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
М., «Машиностроение», 1979 с. 136.
2. Авторское свидетельство СССР № 488373, кл. А 01 В 59/06, 1973 (прототип) .
993843
Составитель В. Шукин
Редактор Г. Прусова Техреду И. Верес Корректор Н. Король
Заказ 6Â4/1 Тираж 719 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


