Подъемная гидротранспортная установка

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.04.81 (21) 3306033/27-11<, 992360

Союз Советских

Социалистических

Республик (5l) М. Кл.з с присоединением заявки №вЂ”

В 65 G 53/30

Гвсударстаеиимй кемитет

СССР (23) Приоритет—

Опубликовано 30.01.83. Бюллетень №4

Дата опубликования описания 05.02.83 (53) УДК 621.867..7 (088.8) йв Миам изойретеиий и етирмтий (72) Автор изобретения

Е. С. Гуменников с

Специальное проектно-конструкторское и тех ологическоеМюрс (71) Заявитель (54) ПОДЪЕМНАЯ ГИДРОТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА

Изобретение относится к трубопроводному гидротранспорту грузов, а именно к подъемным гидротра нспортны м установкам, и может быть использовано в угольной и горнорудной промышленности.

Известна подъемная гидротранспортная установка, содержащая заполненный водой вертикальный транспортный трубопровод, расположенные в нем грузовые контейнеры на воздушных понтонах, шлюзовую камеру с загрузочно-обменным аппаратом 11j

Установка содержит для возврата порожних контейнеров дополнительный .транспортный трубопровод или канатный транспортер, а также механизм для передачи порожних контейнеров на поверхности и внизу между трубопроводами, что усложняет конструкцию установки и уменьшает ее надежность.

Ввод грузовых контейнеров в транспортный трубопровод через загрузочно-обменный аппарат также уменьшает надежность работы установки.

Известна подъемная гидротранспортная установка, содержащая заполненный водой вертикальный транспортный трубопровод, 2 расположенный в нем грузовой контейнер на воздушном понтоне, снабженном клапаном, шлюзовую камеру с загрузочным окном, расположенную в нижней части транспортного трубопровода, и разгрузочную камеру с механизмом фиксации -контейнера, расположенную в верхней части транспортного трубопровода (2).

Грузовой контейнер снабжен разгрузочным клапаном и расположенным в его нижней части, загрузочным клапаном. Загрузка и разгрузка материала через люки клапанов грузового контейнера не обеспечивает надежности эксплуатации установки из-за трудности обеспечения герметизации клапанов. Кроме того, сама загрузка и

1 выгрузка крупнокускового материала через люки, ограниченных по условиям гидростатики размеров, весьма затруднена.

Установка не содержит направляющих для грузового контейнера. В результате

2О контейнер при движении ударяется о стенки контейнера под действием потока обтекающей воды.

Кроме того, отсутствует автоматизация открывания клапана воздушного потока

992360

S5 для спуска грузового контейнера и закрывания клапана шлюзовой камеры.

Цель изобретения — повышение надежности устройства в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в подъемной гидротранспортной установке воздушный понтон снабжен кронштейнами, а грузовой контейнер — расположенной в его верхней части и взаимодействующей с механизмом фиксации крышкой со смонтированными на ней в вертикальных плоскостях пластинами, в каждой из которых выполнен продольный паз, имеющий в средней части расширяющийся по дуге окружности участок, и осями, смонтированными в кронштейнах воздушного понтона с возможностью поворота и имеющими на концах расположенные в упомянутых продольных пазах ползуны, длина которых меньше диаметра расширяющегося участка паза и больше ширины этого паза, причем шири на шлюзовой камеры меньше ширины транспортного трубопровода, а ширина крышки контейнера меньше ширины транспортного трубопровода и больше ширины шлюзовой камеры.

Транспортный трубопровод снабжен смонтированными на его внутренней поверхности вертикальными направляющими, а крышка контейнера — опорами, взаимодействующими с этими направляющими.

Клапан воздушного понтона выполнен в виде поплавка, а понтон снабжен вертикальным штоком, установленным вдоль него с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с грузовым контейнером при его разгрузке.

На фиг. 1 изображена разгрузочная камера установки в разрезе, общий вид; на фиг. 2 — шлюзовая камера установки в разрезе, общий вид; на фиг. 3 — сечение

А — А на фиг. 1.

Подъемная гидротранспортная установка содержит заполненный водой вертикальный транспортный трубопровод 1 с гидроизоляционной оболочкой 2, разгрузочную камеру 3, расположенную в верхней части трубопровода 1, приемный бункер 4 и шлюзовую камеру 5 с загрузочным окном 6, выработкой 7 для очистки просыпи и компенсационной выработкой 8.

В трубопроводе 1 расположен грузовой контейнер 9, например в форме опрокидного скипа, снабженный осями 10, смонтированными в кронштейнах 11 с возможностью поворота.

Кронштейны 11 смонтированы на воздушном понтоне 12, имеющем два отсека 13 и 14. Отсек 13 постоянно герметизирован и нейтрализует большую часть «мертвого» веса контейнера 9, а отсек 14 снабжен клапаном 15 с направляющими ребрами на тяге 16 с ограничительным механизмом 17.

Клапан 15 выполнен в виде поплавка и служит для закрытия отсека 14 понтона 12 при его подъеме и для открытия отсека 14

Зо

Зо

35 и заполнения жидкостью при спуске его на загрузку.

Внутри понтона 12 герметично смонтирована сквозная труба 18, в которой расположен с возможностью продольного перемещения вертикальный шток 19 управления клапаном 15, взаимодействующим с контейнером 9 при его разгрузке. Клапан 15 имеет кронштейн 20 для взаимодействия с штоком 19.

Оси 10 имеют на концах ползуны 21, расположенные в продольных пазах 22 пластины 23.

Контейнер 9 снабжен расположенной в его верхней части пустотелой крышкой 24, на которой .смонтированы в вертикальных плоскостях пластины 23, паз 22 которых имеет . в средней части расширяющийся по дуге окружности участок.

Длина ползунов меньше диаметра расширяющегося участка паза 22 и меньше ширины этого паза.

Крышка 24 снабжена опорами 25 и серьгой 26, взаимодействующей с механизмом 27 фиксации контейнера в его крайне верхнем положении.

Установка снабжена расположенными в ее верхней части насосом 28 с патрубком

29 и компенсирующей емкостью 30.

Контейнер 9 имеет крюк 31, с которым перед его опрокидыванием сцепляется серьга 32, укрепленная на тросе 33 грузовой лебедки 34, смонтированной на камере 3.

Пластины 23 размещены между ограничительными ребрами 35, а крышка 24 имеет стабилизатор 36 в виде усеченного конуса и ее опоры 25 взаимодействуют с вертикальными направляющими 37, смонтированными на внутренней поверхности трубопровода 1 посредством кронштейнов 38.

Ширина камеры 5 меньше ширины транспортного трубопровода 1, а ширина крышки 24 меньше ширины трубопровода 1 и больше ширины камеры 5.

В месте сопряжения трубопровода 1 и камеры 5 смонтировано эластичное уплотнение 39. Окно 6 снабжено выдвижным питателем 40 и герметичным откидным клапаном 41.

Нижняя часть камеры 5 выполнена с посадочным заужением 42 и вертикаль ным проемом 43 для кронштейна 20 клапана 15. Заужение 42 сопрягается с выработкой 7 для очистки просыпи, которая, в свою очередь, соединена с компенсационной выработкой 8 через патрубок 44 с шибером

45 и насосом 46.

Выработка 7 герметизируется вертикальными перегородками 47 и 48. Перегородка 48 имеет люк с крышкой 49 для доступа в выработку 7 после перекачки жидкости из камеры 5.

Установка работает следующим образом.

992360

Подъем контейнера 9 происходит -за счет выталкивающей силы, действующей на погруженные в жидкость контейнер 9 и понтон 12, при отсутствии жидкости в отсеке 14 и закрытом клапане 15.

При выходе крышки 24 и контейнера 9 из жидкости в камере 3 происходит замедление скорости их движения, так как .быстро уменьшается объем вытесненной ими жидкости.

Серьга 26, крышки 24 входит в контакт с механизмом- 27 фиксации контейнера и фиксируется им. Затем часть жидкости из камеры 3 перекачивается насосом 28 через патрубок 29 в компенсирующую емкость 30 и понтон 12 вместе с контейнером9 опускается на величину, позволяющую ползунам 21 совместиться с расширяющимся по дуге окружности участком паза 22 в пластинах 23 для возможности опрокидывания контейнера 9 на осях 10.

Перед опрокидыванием контейнера 9 на крюк 31 нанизывается серьга 32, после чего опрокидыванием и подъемом контейнера 9 управляет лебедка 34.

При опрокидывании контейнера 9 груз поступает в бункер 4, а клапан 15 понтона

12 открывается с помощью штока 19.

В отсек 14 поступает жидкость, после чего вес понтона 12 и контейнера 9 становится больше веса вытесненной жидкости.

Контейнер может не быть герметичным и также заполняться жидкостью.

Затем контейнер лебедкой 34 возвращается в исходное положение. Ползуны 21 вновь совпадают с пазами 22, утяжеленный жидкостью понтон фиксирует контейнер в пазах 22 и серьга 32 снимается с крюка.

После срабатывания в обратную сторону механизма 27 грузовой контейнер с понтоном 12 перемещается вниз к камере 5, причем крышка 24 может либо герметизировать контейнер, либо отставать от„него, постоянно являясь направляющим элементом для устройства.

При заходе понтона 12 в камеру 5 происходит его гидродинамическое торможение, поскольку вытесняемая жидкость перетекает через более узкий зазор между стенками камеры и понтоном 12.

С упором крышки 24 на сопряжение с уплотнением 39 и с достижением ползунами 21 нижней границы паза 22 движение контейнера 9 прекращается. Открытием шибера 45 жидкость перепускается в выработку 8 так, чтобы освободить контейнер 9 и отсек 14 понтона 12.

Затем насосами 46 жидкость вновь нагнетается в камеру 5, причем клапан 15 прижимается к нижней части понтона и герметизирует его.

Одновременно выдвигается из окна 6 питатель 40, открывая клапан 41, происходит загрузка контейнера 9 полезным иско6 паемым, затем питатель вновь убирается, закрывая за собой клапан 41.

После этого закачиваемая жидкость поднимает посредством понтона контейнер вплотную к крышке 24. Для преодоления мощной прижимающей силы, действующей на крышку 24 сверху, необходимо давлениев камере

5 уровнять с внешним, после чего контейнер

9 с понтоном 12 устремляется вверх, а насос 46 уже под полной нагрузкой перекачивает жидкость из выработки 8 в трубопровод 1. Объем жидкости, перекачиваемой под напором гидростатического столба, равен объему жидкости, доставленной в отсек 14 понтона при открытии клапана

15, а последний равен весу полезного груза.

Вес металлоконструкции полностью нейтрализуется отсеком 13.

Разгрузка контейнера путем опрокидывания, перемещение контейнера по вертикальным направляющим транспортного трубопровода и торможение контейнера перед шлюзовой камерой позволяет обеспечить надежную работу установки.

Формула изобретения

1. Подъемная гидротранспортная установка, содержащая заполненный водой вертикальный транспортный трубопровод, расположенный в нем грузовой контейнер на воздушном понтоне, снабженном клапаном, шлюзовую камеру с загрузочным

30 окном, расположенную в нижней части транспортного трубопровода, и разгрузочную камеру с механизмом фиксации контейнера, расположенную в верхней части транспортного трубопровода, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежносЗ5 ти в эксплуатации, воздушный понтон снабжен кронштейнами, а грузовой контейнер — расположенной в его верхней части и взаимодействующей с механизмом фиксации крышкой со смонтированными на ней в вертикальных плоскостях пластинами, в каждой из которых выполнен продольный паз„имеющий в средней части расширяющийся по дуге окружноети участок, и осями, смонтированными в кронштейнах воздушного понтона с возмож45 ностью поворота и имеющими на концах расположенные в упомянутых продольных пазах ползуны длина которых меньше диаметра расширяющегося участка паза и .больше ширины этого паза, причем ширина шлюзовой камеры меньше ширины

50 транспортного трубопровода, а ширина крышки контейнера меньше ширины транспортного трубопровода и больше ширины шлюзовой камеры.

2. Установка по и. 1, отличающаяся тем, что транспортный трубопровод снабжен смонтированными на его внутренней поверхности вертикальными направляющими, а крышка контейнера — опорами, взаимодействующими с этими направляющими.

3. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что клапан воздушного понтона выполнен в виде поплавка, а понтон снабжен вертикальным штоком, установленным вдоль него с возможностью продольного перемещения и взаимодействия с грузовым контейнером при его разгрузке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 829520, кл. В 65 G 53/30, 19.02.79.

2. Авторское свидетельство СССР № 548531, кл. В 66 В 9/02, 12.05.72 (прототип).

992360

Составитель A. Чижиков.Редактор Н. Стащишина Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Заказ 11226/20 Тираж 947 Подл исное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подъемная гидротранспортная установка Подъемная гидротранспортная установка Подъемная гидротранспортная установка Подъемная гидротранспортная установка Подъемная гидротранспортная установка Подъемная гидротранспортная установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводному транспорту сыпучих материалов, преимущественно, дробленной и мелкоизмельченной горной массы, и может быть использовано в горно-металлургической промышленности, в строительной и химической индустрии, а также в других смежных отраслях

Изобретение относится к гидротранспорту сыпучих материалов, преимущественно дробленой и мелкоизмельченной горной массы, и может быть использовано в горно-металлургической промышленности, в строительной и химической индустрии, а также в других смежных отраслях для перемещения руд, концентратов, хвостов, закладочных и других материалов

Изобретение относится к гидротрубопроводному транспорту с использованием приспособлений для очистки внутренних стенок трубопровода от отложений для восстановления пропускной способности его "живого сечения" и предназначено для перекачки преимущественно водоугольных суспензий

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта для транспортировки жидких материалов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта для транспортировки жидких материалов

Изобретение относится к области гидротранспорта твердых сыпучих материалов, в частности к объемным насосам для перекачивания абразивных полидисперсных гидросмесей, и может быть использовано во многих отраслях промышленности при гидротранспортировании материалов с различными крупностью, плотностью и концентрацией в рабочих жидкостях любой плотности и вязкости

Изобретение относится к трубопроводному гидротранспорту материалов в угольной, строительной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к нефтяной промышленности, может использоваться также для транспорта грузов через водные преграды

Изобретение относится к устройствам для гидротранспортирования сыпучих материалов
Наверх