Устройство для контроля знаний обучаемых

 

.е. (n)9914 78

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-вурц уд з

6 09 В 7/02 (22) Заявлено 249981 (2>) 3340079/18-24 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 230183Бюллетень l4! 3

Дата опубликования описания 230183 (ЗЗ) Уфф 681.3.071 (088. 8 ) (72) Автор иэобретени я

В.Г.Вохмянин (71) Заявитель (54 ) УСТРОИСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ ОВУЧАЕИйХ Е ю

Ит/мокс ин а Ф

6 .t «И ним (К )а<+б-

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации учебного процесса с элементами программированного обучения в различных учебных заведениях.

Известно устройство, позволяющее производить управляемый вычислителем объективный контроль знаний учащихся последовательно по любым курсам, имеющимся в блоке формирования вопросов этих устройств. Вычислителем этого устройства-задача объективности контроля решается, как классическая задача математической статистики, а именно расчитывается объем выборки и значений случайной величины х (хзначение оценки за ответ на вопрос) иэ генеральной совокупности N (N количество вопросов контролируемого курса), с тем, чтобы среднее арифметическое значение х в произведенной выборке с вероятностью не менее Р отличалось от математического ожй-.даьия оценки х (х — значение оценки, адекватное фактическому уровню знаний ) на величину не более о. При этом значение и находится иэ неравен= ства

10 где и †.минимальное количество вопросов, необходииях для получения достоверных статистических оценок, 6 - дисперсия текущих значе15

- аргумент интеграла вероятности Ф (t )..

Вычисление п производится по приведенной формуле после каждого нри-2п веденного контрольного вопроса, начиная c tl $1), Недостатком устройства является то, что для реализации процесса объективного контроля требуется специализированный вычислитель н запоминающее устройство для хранения текущих значений оценок и промежуточных результатов счета.

Известно также устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку анализа ответов, соеди- 0

991478

55, где х, -% х.

1К-1 ненному с блоком формирования вопросов, счетчиком оценок, подключенным к вычислителю, и блоком сравнения, подключенным к блоку формирования вопросов и регистратору оценок, и счетчик вопросов, соединенный с 5 блоком формирования вопросов и блоком сравнения.

В этом устройстве обеспечивается процесс объективного контроля знаний учащихся с заданной достоверностью результатов контроля путем расчета количества вопросов (непосредствен но в процессе контроля), которые необходимо задать обучаемому, чтобы проверить его знания. Вычислителем этого устройства осуществляется процесс управления устройством, а также расчет числа по формуле

При этом в запоминающем стройстве этого вычислителя должны хранить- 25 ся значения N, Ь, Ро„и t t. 2) °

Недостатком этого устройства является то, что для расчета необходимого, количества предъявляемых вопросов требуется вычислитель, обладающий сложной структурой и значительным объемом памяти для хранения массива необходимых промежуточных значений t = f (Pp ) °

Наиболее близким к изобретению является устройство, использующее при органиэации процесса объективного контроля знаний метод, который для рассматриваемого случая может быть сформулирован так: с увеличением ко.— личества предъявляемых конкретному. 40 обучаемому контрольных вопросов среднее арифметическое значение оценки х стремитСя к значению оценки, адекватной фактическому уровню значений учащегося по контролируемому 45 предметному курсу Х. В целях объектив ного контроля знаний с.заданной достоверностью . за максимально возможную ошибку TGKoPo приближения может быть

- М принята величина, равная 3% от. х, 50

Таким образом, процесс предъявления вопросов сверх минимального количества и, обеспечивающего заданную мни достоверность, может быть прекращен после выполнения неравенства б 4.4 и

ИЪМаК, >»„с, а

" й-1) 4 где х — среднее арифметическое значение оценки эа t n предъявляемых вопросов.

Техническая реализация данного метода контроля знаний обучаемых осуществляется устройством, содержащим 65 йоследовательно включенные блок ввода ответов, первый блок сравнения и счетчик оценок, второй блок сравнения, подключенный непосредственно к блоку регистрации, а через формирователь вопросов — к первому блоку сравнения, регистр сигналов отклонения оценки, соединенный со счетчиком ( оценок.и вторым блоком сравнения, подключенный к счетчику оценок, соедиенному с блоком регистрации f3(Однако в известном устройстве не учитывается элемент сложности и важности вопросов. Вес оценки наиболее важных и сложных Bo?IpocoB приравнен к весу второстепенных вопросов. В связи с этим устройство имеет низкую точность контроля знаний.

Целью изобретения является повышение точности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и первый блок сравнения, второй вход которого соединен с первым выходом формирователя кодов копроса, и пос" ледовательно включенные .счетчик оценок, первый регистр, второй блок сравнения и блок регистрации, второй вход которого соединен с вторым выходом счетчика оценок, третий выход которого подключен к второму входу

Ф второго блока сравнения, второй выход которого соединен с входом формирователя кодов вопроса, введены последовательно включенные генератор, второй регистр и элемент И, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход — c первым входом счетчика оценок, второй вход которого подключен к выходу второго регистра, второй вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов вопроса, вход генератора поцключен к второму выходу блока ввода ответов.

Предлагаемое техническое решение основывается на прекращении процесса предъявления вопросов сверх минимального количества и после выполнения

МИН неравенства среднее арифметическое значение оценки за i u предъявленных вопросов,. причем сложность i-го вопроса определяется величиной к = 1, 2, 3, !

° ° ° ( среднее арифметическое значение оценки за i предъявленных вопросов, сложность которого определяется величиной К-1.

991478

B случае К=1 выражение (1j переходит в неравенство

1-0o k„-, Х,-К,„ -, где x - среднее арифметическое

1 значение оценки за i= n предъявляемых вопросов.

На чертеже схематически представлено устройство для контроля знаний обучаемых.

Устройство содержит первый блок 1 сравнения, счетчик 2 оценок, блок 3 ввода ответов, формирователь 4 кодов вопроса, второй блок 5 сравнения, блок 6 регистрации, регистр 7 сигналов отклонения оценки, элемент И 8, регистр 9 памяти веса вопроса, генератор 10.

Регистр 7 предназначен для формирования,текущих. отклонений значений x„- от x„-< и выполнен н виде известного в вычислительной технике регистра разности. Очередной код среднего значения оценки, вырабатываемый счетчиком 2, поступает на регистр 7, в результате чего предыдущее i„ „ значение средней сценки заменяется новым, и на выходе регистра 7 получается код разности этих значений, который поступает на первый вход блока 5 сравнения. На второй вход блока 5 с выхода счетчика 2 поступает код значения, равного О, 03 Х

Код этого значения получается эа счет физического исключения из кода выходного значения счетчика 2 пяти младших разрядов (так называемый логический сдвиг вправо на пять разрядов). Блок 5 осуществляет логическое сравнение кодов, поступающих с регистра 7 и со счетчика:2, и при превышении кодов с последнего над первым нырабатынает сигнал, по которому блок 6 печатает получаемое иэ счетчика 2 среднее значение оценки.

В противном случае на выходе блока 5 появляется сигнал для продолжения процесса предъявления вопросов.

Устройство для контроля знания обучаемых работает следующим образом.

При пуске устройства формирователь 4 выдает учащемуся один из вопросов контролируемого курса. Одновременно в регистр 9 с формирователя 4 записывается вес сложности и важности вопроса К = 1, 2, 3 ...., коммутируются цепи правильного ответа и производится блокировка, исключакщая повторное предъявление одного и того же вопроса в текущей контрольной серии. При наборе в блоке 3 кода правильного ответа в блоке 1 комму. тируются цепи индикации правильного отЬета и цепь передачи правильного ответа в счетчик 2 через элемент И 8.

Предлагаемое устройство для контроля знаний обучаемых благодаря учету сложности и важности каждого вопроса позволяет повысить объективность,. а следовательно, и точность :онт-: роля знаний.

Формула изобретения

У

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и первый блок сраннения, второй вход которого соединен с первым выходом формирователя кодов вопроса, и пос60

Но окончании набора кода правильного ответа по сигналу с блока 3 запус кается генератор 10, благодаря работе которого с выхода регистра 9 выдается количество импульсов, равное весу сложности и важности данного вопроса. При этом, элемент И 8 открывается столько раз, сколько на его вход подается импульсов с выхода регистра 9, и в счетчик 2 эапи10 сывается правильный ответ столько раз, чему равен вес данного вопроса.

При неверном ответе в счетчик 2 передается нулевой код непосредственно с регистра 9 столько раз, чему равен

15 вес данного вопроса. В результате этого на выходах счетчика 2 появляется каждый раз код среднего значения оценки, поступающий н регистр 7, а при количестве предъявленных воп20 росов, меньшем и », появляется сигнал, поступающий н блок 5 сравнения.

В результате этого при обнулении регистра. 9 формирователь 4 предъявляет учащемуся один из вопросов конт25 ролируемого курса. Далее цикл повторяется.

При количестне предъявляеьиях вопросов, большем или равном и,„„, на выходах счетчика 2 поянляется код среднего значения оценки, трансформированное значение которого поступает на один из входов блока 5, а нетрансформированное значение — в регистр 7, в результате чего на выходе последнего появляется код разности средних значений оценок, значение которого поступает на другой вход блока 5. При превышении значения кода, поступакщего с регистра 7, над трансформируемым кодом, поступа40 кщим из счетчика 2, блок 5 вырабатывает сигнал, по которому формирователь 4 предъявляет учащемуся один из вопросов контролируемого курса.

Далее цикл повторяется. В противном

45;случае блок 5 вырабатывает сигнал,, по которому блок 6 печатает среднее значение оценки, получаемое из .счетчика 2. На этом цикл контроля по данному курсу заканчивается.

991478

Составитель A Êàðëîâ

Техред A.Áàáèíåö Корректор Е.Рошко

Редактор В.Данко

Заказ 143/70 Тираж 486 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская. наб, 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 ледовательно включенные счетчик оценок, первый регистр, Второй блок сравнения и блок регистрации, второй вход которого соединен с вторым выходом счетчика оценок, третий выход которОго подключен. к второму входу второго блока сравнения, второй выход которого соединен с входом формирователя кодов вопроса, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены последовательно включенные генератор, второй регистр и элемент И, второй вход которого соединен с выходом первого блока сравнения, а выход — с первым входом счетчика оценок, второй вход которого подключен к выходу второго регистра, второй вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов вопроса, вход генератора подключен к второму выходу блока ввода ответов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2584265/18-24, 10 кл. G 09 B 7/02, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 514323, кл. G 09 В 7/02, 1973.

3. Авторское свидетельство СССР

9 780025, кл. С 09 В 7/02, 1978

15 (прототип ).

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх