Способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес
О П И С А Н И E 991146
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3 а я влено 15.10.80 (21) 2994633/25-28 с присоединением заявки № (28) Приоритет.(51)М. Кл.
G 01 В 7/28
Гееударстеееньй квинтет
Опубликовано 23.01.83. Бюллетень № 3
Дата опубликования описания 23.01,83
Ne млетт нзебретеннй н етерытий (53) УДК 531.717. .2:621,833 (088.8) ——
В. М, Душкин ;- ;.т;"..у,д
Хабаровский филиал Всесоюзного проектйо-ГехнологическоЖ института энергетического машиностроения (72) Автор изобретения (7I) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС
Изобретение относится к техническому контролю в машиностроении, а именно к способам контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес.
Известен способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что боковые поверхности зубьев одного из колес покрывают тонким слоем,термоиндикаторной краски, пропускают через зацепление колес электрический ток и по полученному терморельефу контролируют раз- меры пятна контакта (11.
Неиболее близким к изобретению является способ контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют электрические параметры — омическое сопротивление смазочного слоя между сопрягающими зубьями колес, и по результатам измерения судят о пятне контакта (2).
Недостатком известных способов является невозможность контроля пятна контакта зубьев зубчатых колес в процессе их электроэрозионной обработки.
Цель изобретения — определение пятна контакта в процессе финишной электроэрозионной обработки зубчатых колес.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу измеряют значения рабочего тока
5 и тока короткого замыкания или рабочего напряжения и напряжения холостого хода, и по величине отношения друг к другу определяют мгновенное пятно контакта. то
На фиг. 1 и 2 показаны соответственно графики изменения тока и напряжения в смазочном слое в процессе электроэрозионной обработки зубчатых колес.
Способ реализуется следующим образом.
Перед началом процесса электроэрозионной обработки зубчатых колес измеряют значения тока короткого замыкания I K3 или напряжения холостого хода Охх в смазоч20 ном слое между сопрягающими зубьями при выбранном для электроэроэионной обработки режиме работы источника технологического тока. Затем выбирают и стабилизируют угло. вую. скорость привода и тормозной момент
991146
Ор 1к
NhN () ХК КЬ
Ip нагрузки обрабатываемых зубчатых колес, а также вязкость технологической . среды.
По мере ведения процесса электроэроэионной обработки зубчатых колес производят периодическое измерение значения рабочего тока 1Р или рабочего напряжения Up в смазочном слое между сопрягающимися зубьями.
По мере роста площади пятна контакта (фиг. 1 и 2) происходит падение рабочего тока Тр и рост рабочего напряжения Ор.
Когда площадь пятна контакта на рабочей поверхности зубьев обрабатываемых .зубчатых колес достигнет своего максимального, значения, то значение рабочего тока ТР снизится ро минимальногоЛ.рт„ „, а рабочее напряжение Up возрастет до своего максимального значения Up 1Х.
При дальнейшем ведении процесса электроэрозионной обработки, увеличение площади пятна контакта не происходит, и поэтому не изменяется минимальное значение рабочего тока 1ртл и максимальное значение рабочего напряжения 0Ртпс х, Таким образом, стабилизация рабочего тока Р и рабочего напряжения Up (фиг. 1 н 2) по казывает, что в результате финишной электроэрознонной обработки зубчатых колес достигнута максимально возможная площадь мгновенного пятна контакта рабочей поверхности зубьев.
Всличина площади контакта в процессе финишной электроэрозионной обработки определяется ло величине отношения:
Предлагаемый способ позволяет определить размеры мгновенного пятна контакта в процессе финишной электроэрозионной обра; ботки, что способствует повышению качества зубчатых колес.
Формула изобретения
Способ контроля пятна контакта зубьев
lS зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют электрические параметры смазочного слоя между сопрягающимися зубьями колес, и по результатам измерения судят о мгновенном пятне контакта, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью определения пятна контакта в процессе финишной электро. эрозионной обработки зубчатых колес, измеряют значения рабочего тока и тока короткого замыкания или рабочего напряжения и напряжения холостого хода, и по величине отношения друг к другу определяют мгновенное пятно контакта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР N4 418709, кл. 6 01 В 7/28, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР No 476438, кл. G Ol В 5/20, 1973 (прототип).
991146
Составитель И. Шваб
Техред А.Бабинец Корректор Г. Огар
Редактор Н. Бобкова
Тираж 600 Подписное
ВНЙИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 105/53
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


