Устройство для исследования динамики цилиндрических зубчатых колес
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<о989346 (61) Дополнительное к авт. свид-ву М 362218 (22) За явлено 11. 06. 81 (21) 3300257/ 25-28 (З4 М. Кл.з (3 01 М 13/02 сприсоединениемзаявки ¹â€” (23) Приоритет—
Государственным коммтет
СССР но делам нзобретеннй и открытий
Опубликовано 15.01.83. бюллетень № 2
РЗ) УДК621. 833.
14 531. 717. 11 (088. 8) Дата опубликования описания 15. 01. 83 (72) Автор изобретения
K.С,.Серов
Московский брдена Трудового Красного Ьнаменнстанкоинструментальный институт — — (71) Заявитель (54) УСТВОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ
ЭУВЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при иссле-довании динамических характеристик зацепления цилиндрических зубчатых передач, в том числе реверсивных.
tIo основному авт.св. В 362218 известно устройство,для исследования динамических характеристик зацепления,>о цилиндрических зубчатых передач со-. держащее два зацепляющихся между собой цилиндрических двухвенцовых эуб", чатых колеса, одно иэ которых выпол-. нено с шахматным расположением зубьев и состоит из ступицы и симметрично установленных на ней с возможностью поворота венцов, пальцы,закрепленные диаметрально противоположно на разных торцах дйска ступицы, и два датчика давления, каждый их которых.ус" тановлен на диске одного из венцов колеса с шахматным расположением зубьев и введен в контакт с одним из пальцев 513.
Однако данное устройство характеризуется низкой точностью измерений и оно не позволяет исследовать ревер-в сивный режим работы передач.
Цель изобретения — повышение точности измерения динамических характе- ЗО ристик зацепления при реверсивном режиме работы.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено преобразователями давления, каждый из которых установлен на диске одного из венцов колеса с шахматным .расположением зубьев симметрично датчику давления относительно пальца, а датчик и преобразователь каждого иэ венцов подключены по мостовой схеме ко входу усилительно-регистрирующей аппаратуры„
На фиг.l показана зубчатая передача с двухвенцовыми зубчатыми колесами; на фиг.2 — вид A на.фиг. l; на фиг.3 — схема подключения датчиков и преобразователей давления к усилительно- регистрирующей аппаратуре.
Устройство содержит два эацепляющихся цилиндрических двухвенцовых зубчатых колеса 1 и 2. Колесо 1 изготов" лено цельным с полным числом зубьев., .а колесо 2 — сборным; состоящим иэ . зубчатых венцов 3 и 4, установленных на общей ступице 5 симметрично отно сительно ее диска. Каждый венец 3 и
4 сборного колеса 2 имеет шаг зубьев,,равный удвоенному шагу зубьев цельного колеса 1. Венцы 3 и 4 установлены
989346 на ступице 5 со сдвигом относительно друг друга на величину углового шага зубьев колеса 1. Каждый из венцов колес 1 и 2 выполнен с шириной зубьев, равной ширине зубьев колес моделируемой передачи. На разных торцах дис" ка ступицы 5 сборного колеса 2 закреплены диаметрально противоположно паль ы 6 и 7, один из которых 6 введен в двухсторонний контакт с датчиком.8 и првобразователвм 9 давления, установ- о ленными в соосных отверстиях диска зуб-, чатого венца 3, а второй 7 соответственно с датчиком 10 и преобразователем 11 давления, установленными в соосных отверстиях диска зубчатого венца 4. Датчик 8 и преобразователь 9 включены в плечи измерительного моста 12, а датчик 10 и преобразователь 11 — в плечи измерительного моста 13. Осевое смещенче зубчатых венцов 3 и 4 на ступице 5 ограни- 2О чено кольцами 14.
Усилительно-регистрирующая аппаратура состоит из,двухканального усилителя 15 и регистратора 16. На вход одного канала усилителя 15 включен 25 измерительный мост 12, а на вход другого канала — измерительный мост
13.
Устройство работает следующим образом. 30
Двухввнцовые зубчатые колеса 1 и
2 моделируемой передачи устанавливают на шпинделе стенда (не показан) для динамических испытаний зубчатых передач, который позволяет с помощью 35в электроторсиографической измерительной системы измерять и регистрировать непрерывную кинематическую погрешность испытуемых передач. Датчики
8 и 10 к преобразователи 9 и 11 дав- 4Р ления сборного колеса 2 устройства с помощью проводов через токосъемныв устройства стенда соответственно включают в плечи измерительных мостов
12 и 13 кажого из каналов усилителя 45
15.
Включают измерительную и регистрирующую аппаратуру, а также привод стенда. Устанавливают требуемый режим работы зубчатых колес 1 и 2 и производят регистрацию динамических характеристик зацепления передачи.
Так как каждый венец, 3 и 4 сборного колеса 2 имеет шаг зубьев,равный удвоенному шагу зубьев цельного двух. венцового колеса 1 то при зацеплении колес каждый иэ венцов 3 и 4 сборного колеса 2 образует передачу с коэффициентом .перекрытия % (1. Таким образом, при работе устройства периодически в зацеплении G зубьями цель-60 ного колеса 1 входят то зубья венца
3, то зубья венца 4 сборного колеса
2 и, следовательно, в зависимости от направления вращения периодически датчики 8 и 10 или преобразователи 9 и 65
11 давления воспринимают переменное давление, ароцорциональное изменениям динамической и статичвской1 нагрузок в каждой отдельной паре последовательно зацвпляющихся зубьев.
Сигнал, снятый с диагонали измерительного моста 12, в плечи которого включены датчик 8 и преобразователь
9 давления, и сигнал, снятый с диагонали измерительного моста 13, в плечи которого включены датчик 10 и преобразователь 11 давления, подаются на входы каналов усилителя 15,, 1силенныв сигналы подаются далее на входы регистратора 16 для измерения и регистрации двух кривых, характеризующих фазы зацепления зубьев, динамические и статические нагрузки в каждой отдельной паре последовательно эацепляющихся зубьев колес
1 и 2 испытуемой передачи. При совместном рассмотрении кривых можно определить динамический коэффициент перекрытия зубьев передачи.
Эта операция может быть упрощена в результате записи кривой эон двухпарного и однопарного зацепления зубьев. С этой целью сигналы, снятые с выходов каналов усилителя 15, сум- мируют и подают на один из входов регистратора 16. Кривая зон двухпарного и однопарного зацепления зубьев колес 1 и 2 передачи одновременно характеризует и закон изменения передаваемого.исследуемой передачей суммарного крутящего момента. На один из входов регистратора 16 подается сигнал с электроторсиографической системы стенда.
В результате чего измерявтая и регистрируется кинематичвская погрешность исследуемой передачи.. Совместное рассмотрение вышеотмеченных динамических характеристик позволяет полнее проанализировать динамику работы каждой отдельной сопряженной пары зубьев и передачи в целом.
Предлагаемое устройство позволяет проводить при различных направлениях вращения передачи измерения по дифференциальному методу переменного давления, пропорционального изменениям динамической и статической нагрузок в каждой отдельной паре последовательно зацепляющихся зубьев колес моделируемой передачи при дина-. мическом режиме ее работы, и твм самым повысить точность измерений динамических характеристик зацепления при реверсивном режиме работы.
Формула изобретения
Устройство для исследования динамики цилиндрических зубчатых халва по авт.св. 9 336622221188, р т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повьыв989346 ния точности измерений динамических характеристик зацепления при реверсивном режиме .работы, оно снабжено преобразователями давления, каждый из которых установлен на диске одного иэ венцов колеса с шахматным расположением зубьев симметрично датчику давления относительно пальца, а датчик и преобразователь каждого из венцов подключены по мостовой схеме ко входу усилительно- регистрирукщей аппаратуры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 362218, кл, Ф» 01 М 13/02 1970, (прототип) .
989346
Вид, A
Фиг,8
Составитель М.Красненко
Редактор Н.Киштулинвц Твхред Л.Пекарь Корректор О.Билак
Заказ 11109/58 Тираж 871 Подпионов
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о крытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4



