Телескопический буровой став
(72) Автор изобретения
В. Л. Гой
j
/ (71) Заявитель (54) ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ БУРОВОЙ СТАВ
Изобретение относится к горной промышленности, а именно к машинам для бурения скважин.
По основному авт. св. И 559019 известен телескопический буровой став, используемый при проходке неглубоких скважин и шурфов, включающий шнековую трубу с буровым наконечником на нижнем конце, внутри которой смонтированы верхняя втулка с левой конической резьбой и нижняя втулка о с правой конической резьбой. Внутри шнековой трубы расположена круглая штанга с закрепленной на конце двусторонней резьбовой муфтой с левой и правой резьбой и имеющей. кольцевой опорный выступ. Вращение буро15 вого става осуществляется вращателем 11).
Недостатком этого устройства является невозможность реверсирования бурового става под нагрузкой. Такой реверс необходим, 20 например, при прихвате шнековой трубы в скважине, когда для ликвидации аварийной ситуации буровому c ãàâó придается обратное вращение с подъемом.
Целью изобретения является обеспечение возможности реверса бурового става под нагрузкой.
Поставленная цель достигается тем, что телескопический буровой став снабжен узлом фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты в резьбовых втулках н механизмом его управления с приводом.
Узел фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты может быть вы. полнен в вида шарового замка
Привод механизма управления узлом фиксации с целью удобства обслуживания может быть расположен в верхней части штанги.
На фиг. 1 изображен телескопический буровой став, общий вид; иа фиг. 2 — узел фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты., Телескопический буровой став состоит из полой штанги 1, на нижнем конце которой закреплена резьбовая муфта 2 с левой 3 и правой 4 конической резьбой, и шнековой трубы 5, внутри которой имеются резь989028
3 бовые втулки 6 и 7 (фиг. 2). Для привода бурового става имеется вращатель 8. Шнековая труба 5 снабжена буровым долотом
9 и имеет проточки 10 для расположения запирающих элементов-шариков 11 узла фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты 2 в резьбовых втулках 6 и 7, выполненного в виде шарового замка.
Шарики 11 располагаются в окнах муфты 2, в полости которой размещен механизм управ- 10 пения шарового замка, выполненный в виде тяги 12, нижний конец которой имеет бурт
13 и хвостовик 14, диаметр которого меньЪ ше диаметра бурта.
В верхней части тяги 12 установлен при- 15 вод механизма управления узла фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты, который выполнен в виде связанного осью 15, пропущенной через паз 16 штанги, штурвала 17 с фиксатором 18, 20
Телескопический буровой став работает следующим образом.
Резьбовая муфта 2, вращаясь по часовой стрелке, завинчивается до упора в резьбовом гнезде нижней втулки 6. Крутящий момент при этом передается от вращателя 8 через штангу 1 с резьбовой муфтой 2 и коническую резьбу на шнековую трубу 5 и долото 9.
При необходимости увеличения глубины бурения вращатель реверсируется, резьбовая муфта 2 вывинчивается из резьбового гнезда нижней втулки 6. Затем штанга 1 поднимается, вращатель вновь реверсируется и резьбовая муфта 2 завинчивается в гнездо верхней втулки 7 до упора в кольцевой опорный выступ.
Для возможности реверса бурового става под нагрузкой муфты 2 фиксируют в резьбовых втулках. 6 и 7 от осевого перемещения в шнековой трубе 5. Для этого wrypвал 17, ось 15 и тягу 12 перемещают в нижнее положение и буртом 13 запирают шарики 11 в радиусной выточке 10.
С целью удобства обслуживания штурвал
17 размещен в верхней части штанги 1 (фиг. 1).
Технико-экономическая эффективность заключается в расширении технологических возможностей бурового става, что позволяет ликвидировать аварийные ситуации в скважине.
Формула изобретения
1. Телескопический буровой став по авт. св.
N 559019, отличающийся тем, что, с целью возможности реверса бурового става под нагрузкой, он снабжен узлом фиксации осевого перемещения двусторонней резьбовой муфты в резьбовых втулках и механизмом
его управления с приводом.
2. Став по п. 1, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что узел фиксации осевого перемещения выполнен в виде шарового замка.
3. Став по п. 1 и 2, о т л и ч а юш и и с я тем, что привод механизма управления узлом фиксации расположен в верхней части штанги.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР У 559019, кл. Е 21 В 17/07, 1975.



