Рабочее колесо осевого вентилятора
„,>987196
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респубпик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.06.81 (21) 3295488/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 04 D 29/36
Гоеударстеелкык комитет
СССР (53) УДК 621.63-523 (088.8) Опубликовано 07.01.83. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 17.01.83 по делам лзобретений и открытий
В. Ф. Сенников, К. Ф. Пастернак, И. А. Раскин и В. П. Передерйй (72) Авторы изобретения
Донецкий государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт
«Донгипроуглемаш» (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА
Изобретение относится к вентиляторосгроению, а именно к рабочим колесам осевых вентиляторов.
Известно рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее поворотные лопатки, хвостовик, каждый из которых жестко соединен с поворотной осью, причем оси при помощи радиально-опорных подшипников размещены в радиальных пазах диска (1).
Однако такое выполнение не обеспечивает высокую надежность работы рабочего колеса вследствие возникновения высоких напряжений в корневом сечении лопатки от изгибающего момента.
Известно также рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее поворотные лопатки, хвостовик каждой из которых шарнирно соединен с поворотной осью посредством пальца, расположенного параллельно хорде корневого сечения лопатки, причем хвостовики размещены в отверстиях диска, а оси при помощи радиально-опорных подшипников — в его радиальных пазах (2).
Однако такое выполнение рабочего колеса не обеспечивает высокую надежность его работы. Окружные силы, действующие на лопатки, образуют реакцию сил, приложенных к хвостовику каждой лопатки и направленных по нормали к боковой поверхности хвостовика в точке его контакта со стенкой отверстия диска. В результате чего возникает изгибающий момент в лопатке, уменьшающий ее прочность.
Цель изобретения — повышение надежности работы рабочего колеса осевого вентилятора.
Указанная цель достигается тем, что каждый хвостовик имеет боковую сферическую поверхность, контактирующую со стенкой радиального отверстия и имеющую центр, расположенный на оси пальца.
На фиг. 1 показано рабочее колесо осевого вентилятора, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Рабочее колесо осевого вентилятора содержит поворотные лопатки 1, хвостовик 2 каждой из которых шарнирно соединен с поворотной осью 3 посредством пальца 4, расположенного параллельно хорде (на фиг. не показано) корневого сечения лопатки 1. Хвостовики 2 размещены в отверстиях диска 5, а оси 3 при помощи радиальных подшипников 6 и упорных подшипников
7 размещены в радиальных пазах 8 диска 5.
987!96
Составитель Ю. Лнтипов
Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан
Заказ 10250/16 Тираж сд1 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Каждый хвостовик 2 имеет боковую сферическу!о поверхность 9, контактирующую со стенкой радиального отверстия и имеюц ую центр, расположенный на оси пальца 4.
Во время вращения рабочего колеса осевого вентилятора поворотные лопатки 1 испытывают нагрузку от центробежных сил, которую через шарнирное соединение и поворотные оси 3 воспринимают подшипники 7 и передают на диск 5. Окружные силы, дейст- !0 вующие на лопатки I, воспринимают подшипники 6 и стенки радиального отверстия, причем реакция этих сил направлена нормально к боковой сферической поверхности 9 в точке контакта этой поверхности со стенкой радиального отверстия. В результате чего в корневом сечении лопатки 1 уменьшаются напряжен14я изгиба, что повышает надежность работы всего рабочего колеса осевого вентилятора.
Формула изобретения
Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее поворотные лопатки, хвостовик, каждой из которых шарнирно соединен с поворотной осью посредством пальца, расположенного параллельно хорде корневого сечения лопатки, причем хВОсТОВНКН размещены в отверстиях диска, а оси при помощи радиально-опорных подшипников в его радиальных пазах, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, каждый хвостовик имеет боковую сферическую поверхность, контактирующую со стенкой радиального отверстия и имеющую центр, расположенный на оси пальца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Патент Великобритании № 1235006, кл. Г 1 Т, опублик. 1971.
2. Патент Франции № 2255488, кл. F 04 D 29/36, опублик. 1975.

