Блок-картер двигателя внутреннего сгорания
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскии
Социалистическик
Республик
<щ981659 (61) Дополнительное ic авт. сеид-ву(22) Заявлено 07. 05, 80(21) 2920781/25-06 (И)М Кл з с присоединением заявки НР—
F 02 F 7/00
Государственный комнтет
СССР но делам изобретений н открытнй (23) Приоритет— (53) УДК 621. 43. ,222. 1(088 ° 8) Опубликовано 151282. Бюллетень НР46
Дата опубликования описания 15. 12. 82
В. К. Фомин, N. Е. Драган, 3. М. Ройфберг, В. A. Наговицын, Ш. Я. Рубинштейн П. П. Погребной и В. A. Кампф (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский конструкторско-техиологический институт тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД), Алтайский моторный завод, Минский иоторнйй-завод- - . и Головное специализированное конструкторское бюропо двигателям средней мощности (ГСКБД) (71) Заявители (54) БЛОК-КАРТЕР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Иэббретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, конкретнее к конструкции блоккартеров двигателей внутреннего сгорания.
Известен блок-картер двигателя внутреннего сгорания, преимущественно с рядным расположением цилиндров, содержащий межцилиндровые перегородки и установленные в их пазах крышки коренных подшипников с вертикальными реэьбовыми элементами крепления, причем каждая из перегородок выполнена, по меньшей мере с двумя ребрами жест кости, оси которых проходят под углом к осям реэьбовых отверстий элементов крепления и пересекаются с ними t 1 3.
Однако перегородки описанного блоккартера выполнены с нерациональным распределением материала по толщине, так как в их конструкции не учтено распределение силовых потоков, возникающих от действия максимальных газовых сил. Это приводит к снижению прочности и увеличению массы блоккартера °
Целью изобретения является повышение прочности. 30
Поставленная цель достигается тем, что точки пересечения осей ребер с осями резьбовых отверстий расположены в эонах резьбовых частей последних, а ширина поперечного сечения каждого ребра жесткости в плоскости перегородки увеличивается по мере его удаления от точки пересечения к цилиндру в соответствии с соотношением
1, 2-3,0 1 где И а и а — ширина сечения ребра жесткости, примыкающего соответственно к цилиндру и к резьбовому отверстию.
На фиг. 1 схематически изображен блок-картер, поперечный разрез; на фиг. 2 - сечение A-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-В на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — узел I на фиг. 1.
Блок-картер содержит: межцилин ровую перегородку 1, выполненную с двумя ребрами жесткости 2, крышку
3 коренного подшипника и вертик,чльные элементы крепления 4.
981659
Ребра жесткости 2 выполнены с постоянной площадью поперечного сечения и осями, проходящими под углом к осям резьбовых отверстий под вертикальные элементы крепления, а ширина сечений а„ и а ребер жесткости 5 выполнена в соотношении — 1,2-3,0 аг
При работе двигателя внутреннего сгорания основное усилие (максималь- 10 ные газовые силы), определяющее напряженно-деформированное состояние межцилиндровой перегородки блок-картера рядного двигателя внутреннего сгорания, передается в тело перего- 35 родки 1 через витки резьбы вертикальных элементов крепления 4 крышек 3 коренных подшипников, причем большая его часть воспринимается первыми 8-ю витками. 20
В результате этого в теле перегородки возникает два силовых потока, которые направлены по кратчайшему пути к цилиндровой части блок-картера.
В зоне резьбовых отверстий этот поток локализован в ограниченном пространстве перегородки, а по мере своего продвижения к цилиндровой части блок-картера захватывает все большие участки перегородки, прилегающие к линии его паспростраг нения.
Однако из-за того, что расстояние от точек приложения нагрузок к перегородке до ее перехода в цилиндровуэ, часть блок-картера невелико, силовой поток не успевает распределиться равномерно по сечению перегородки, а охватывает только ту ее часть, которая лежит вблизи линии его действия.
В связи с этим выполнение двух 40 предлагаемых ребер жесткости перегородок блок-картера позволяет рационально распределить материал по их толщине и тем самым повысить прочность, жесткость и снизить массу блок-картера за счет уменьшения толщи ны стенок перегородок °
Формула и з о бре те ни я
Блок-картер двигателя внутреннего сгорания, преимущественно с рядным расположением цилиндров, содержащий межцилиндровые перегородки и установленные в их пазах крышки коренных подшипников с вертикальными резьбовыми элементами крепления, причем каждая из перегородок выполнена, по меньшей мере с двумя ребрами жесткости, оси которых проходят под углом к осям резьбовых отверстий элементов крепления и пересекаются с ними, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности, точки пересечения оси ребер с осями резьбовых отверстий расположены в зонах резьбовых частей последних, а ширина поперечного сечения каждого ребра жесткости в плоскости перегородки увеличивается по мере его удаления от точки пересечения к цилиндру в соответствии с соотнбшением — = 1,2-3,0, а2 где а„и à > — ширина сечения ре бра жесткости, примыкающего соответственно к цилиндру и к резьбовому отверстию.
Источники информации, принятые во внимаиие при экспертизе
1. Технические требования на капитальный ремонт двигателя А-41. М., ГОСНИТИ, 1962, с, 52.
983659
В-В
Составитель В. Лобанов
Редактор Г. Гербер Техред М.Коштура Корректор С. Некмар
Заказ 9672/52 Тираж 552 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


