Коллектор электрической машины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтсиик
Социалистических
Рвспублик
<и1980199 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 13.01. 81 (2г) 3237295/24-07 (Щ М. Ка.з с присоединением заявки ¹(23) Приоритет
Н 01 R 39/04
Государствеииый комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53 УДК 621. 3. . 047 (088. 8) Опубликовано 071 82. Бюллетень ¹45
Дата опубликования описания 07. 12. 82
Г.И.Кривоносов, A.Ã.Ùåðáàêoâ, В. А.Петров, В.С. Мекмазов„
A.М.Златкис и Т.A.Æóðàâëåâà
/ *
Научно-,исследовательский .и экспериментальный Ън дитут автомобильного электрооборудования и автоприборов " (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КОЛЛЕКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к конструкции коллекторов электрических машин в частности стартерных электродвигателей. 5
Известна конструкция коллектора электрических машин с пластинами из углеграфитового материала, в которых ддя соедИнения обмотки якоря с коллектором применены металлические 10 вставки с выступами в виде петушков 1 .
Недостатком коллектора является сложность конструкции, высокая трудоемкость сборки, трудность применения данной конструкции в коллекторах небольших диаметров с достаточной механической прочностью и надежностью.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является коллектор электрических машин, содержащий закрепленные в изоляционном корпусе углеграфитовые пластины, вставки, соединенные посредством крепежных элементов с пластинами и имеющие контактные элементы для подсоедине- 25 ния обмотки якоря $2)s
Недостатком известного коллектора являются низкая механическая прочность и малая .надежность, так как вставка консольно закреплена только З0 в углегг>афитовой пластине, имеющей низкую "механическую прочность. В результате возможно рассоединение вставки с углеграфитовой пластиной вследствие усилия, возникающего при соединении вставки с обмоткой якоря, или при случайных ударах во время транспортировки коллектора, что приводит к выходу коллектора или всего якоря из строя. Кроме того, в результате трещин, возникающих в местах соединений вставки с углеграфитовой пластиной - возможны скрытые дефекты, которые снижают надежность электрической машины при эксплуатации. Коллектор обладает также большими радиальными размерами (на удвоенную величину выступающей вставки).
Цель изобретения — увеличение прочности и надежности.
Поставленная цель достигается тем, что каждая вставка имеет дополнительный крепежный элемент размещенный в корпусе, а контактные элементы размещены в пластине.
На фиг. 1 изображен торцовый коллектор;" разрез (1-й вариант); на фиг. 2 - цилиндрический коллектор (2-й вариант); на фиг. 3 — коллектор со стороны рабочей поверхности плас980 199
Формула изобретения
2 тин, частичный разрез; на фиг. 4вставка на фиг, 5 - один из вариантов исполнения дополнительного крепежного элемента вставки.
Коллектор электрической машины состоит из изоляционного корпуса 1, 5 токопроводйщих углеграАитовых пластин 2 вставок 3 с контактными элементами 4, крепежными элементами 5 и дополнительным крепежным элементом
6, который дополнительно закрепляет 10 ,вставки 3 и углеграфитовые пластины
2 в которых вставки 3 закреплены с помощью фиксирующих элементов 5, в изоляционном корпусе 1.
Предлагаемая конструкция коллектора по сравнению с известной позволяет уменьшить потери от брака при из готовлении якорей и потери в эксплуатации электрических машин за счет увеличения механической прочности и 2О надежности коллекторов.
Экономический эффект от внедрения углеграфитового коллектора со вставками вместо существующих медных коллекторов заключается в экономии на стоимости материала коллекторных плаМ тии (пластины из углеграфитового материала в 2 раза дешевле пластин из меди) и корпуса коллектора, поскольку масса пластин уменьшается в 4 раза (соответственно уменьшатся и центробежные нагрузки, следовательно, можно применить пластмассу с меньшей механической прочностью и меньшей стоимостью), а также в экономия за счет уменьшения массы стартера.
Коллектор электрической машины, содержащий закрепленные в изоляционном корпусе углеграфитовые пластины, вставки, соединенные посредством крепежных элементов с пластинами и имеющие контактные элементы для подсоединения обмотки якоря, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения прочности и надежности, каждая вставка имеет дополнительный крепежный элемент, размещенный в корпусе, а контактные элементы размещены в теле пластины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ГДР 9 10658, кл. 21 d 59, .1955.
2. Патент ГДР 9 72058, кл. 21 d 59, 1969.
980199
Составы тель B. Чер нова
Техред A.Ач Корректор,A, Ференц
Редактор В. Петраш
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9374/44 Тираж 630 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Яосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


