Электропривод постоянного тока

 

M C. A H И Е (и)978304

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Совет сник

Социвпистические

Рвснубпик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.06.81 (21) 3300420!24-07 (51) Щ. 1(.п. с присоединением заявки М—

Н 02 P 5/06

3Ъсудерстеениый кеиктет

СССР (23) Приоритет до делам кзебретенкй н открытий

Опубликовано 30.11.82. Бюллетень №44

Дата опубликования описания 30 .1 1.82 (53) УДК,621.316.

° 718.1 (088. 8} (72) Автор изобретения

В. И, Чуловскии

Омский институт инженеров железнодорожно транспорта (71) Заявитель (54} ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение от носитея к электротехнике и может быть использовано в системах стабилизации низких скорос" тей вращения.

Известен электропривод постоянного тока, в котором . изменение направления вращения обеспечивается за . счет использования реверсивного силового преобразователя, подключенного к обмоткам управления двигателя Г1 1.

Однако это устройство не обеспечивает стабилизацию скорости в зоне малых скоростей вращения, что обусловлено наличием момента трения в подвижных элементах электропривода, имеющего нелинейную характеристику в зоне малых скоростей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является электропривод постоянного тока, содержащий основной электродвигатель, статор которого является выходным валом устройства, и"вспомога2 тельный электродвигатель, имеющии с основным общии.ротор, основной и вспомогательный импульсные датчики частоты вращения, роторы которых закреплены на общем роторе электродвигателей, а считывающие элементы каждого датчика частоты - на статоре соответствующего электродвигателя,, при этом выход вспомогательного датчика соединен с задающим входом основного и входом обратной связи вспомогательного измерителей фазово; го рассогласования, выходы которых через усилители связаны с обмотками управления соответственно основного и вспомогательного электродвигателей, а задающий вход вспомогательного измерителя фазового рассогласования подключен к выходу задаю?о щего генератора.

В этом электроприводе импульсные датчики имеют различные количества меток, в результате чего статор основного электродвигателя враща3 978304

20

Зо

55 ется со скоростью, пропорциональной разности частот сигналов, получаемых с основного и вспомогательного импульсных датчиков, В результате колебания скорости вращения вспомогательного электродвигателя передаются на колебания частоты оснонного датчика, что приводит к их взаимной компенсации в основном измерителе фазового рассогласования и устраняет влияние колебаний мгновен-ной скорости вращения вспомогательного электродвигателя на стабилизацию скорости вращения выходного вала устройства. Влияние нелинейно сти характеристики момента трения в подвижных элементах основного электродвигателя устраняется благодаpR выбору соответствующей величины скорости вращения вспомогательного электродвигателя выше критической скорости движения 2 3.

Недостатком устройства является невозможность обеспечения реверсиронания движения выходного вала устройства, так как направление вращения определяется соотношением числа меток импульсных датчиков частоты вращения основного и вспомогательного электродвигателей и не может быть изменено.в процессе работы устройства, что ограничивает функциональные возможности электропривода.

Цель изобретения - расширение фун» кциональных возможностей за счет обеспечения реверсирования движения выходного вала устройства.

Поставленная цель достигается тем, что н..устройство введены допол.нительный импульсный датчик .частоты вращения, ротор которого установлен н а общем роторе зле ктрод ни r ателей; а считывающий элемент - на статоре основного электродвигателя, и блок реверса, содержащий задатчи к направления вращения, логическую схему НЕ, первую и вторую логические схемы И и логическую схему ИЛИ, при этом выход основного датчика частоты вращения подключен к первому входу первой схемы И, выход дополнительного датчика частоты вращения подключен к первому входу второй схемы И, а выходы вышеупомянутых схем И подключены к входам схемы ИЛИ, выход которой соединен с входом обратной связи измерителя фазового рассогласования основного блока регулирования, выход задатчика направления вращения соответственно непосредственно и через схе,му НЕ соединен с вторыми входами схем И, причем число меток нане-!

У . » сенное на роторе основного датчика частоты вращения, больше, а на роторе дополНительного - меньше, чем число меток, нанесенных на роторе вспомогательного датчика частоты вращения.

На чертеже представлена схема электропривода.

Электропривод содержит основной электродвигатель, статор 1 которого является выходным налом устройства, вспомогательный электродвигатель, имеющий общий ротор 2 с основным электродвигателем. На общем роторе

2 электродвигателей закреплены роторы 3 и 4 основного 5 и вспомогательного 6 импульсных датчиков скорости вращения, считывающие элементы 7 и 8 которых закреплены соответственно на статоре 1 основного и статоре 9 вспомогательного электродвигателей. Выход вспомогательного импульсного датчика 6 соединен с задающим входом основного измерителя 10 фазового рассогласования и входом обратной связи вспомогательного измерителя 1.1 фазового рассогласования, выходы которых через усили тели l 2 и 13 связаны с обмотками управления основного и вспомогательного электродвигателей. Вход вспомогательного измерителя I 1 рассогласования подключен к выходу задающего генератора 14. На общем роторе

2 электродвигателей закреплен также ротор 15 дополнительного импульсного датчика 16 частоты вращения, считыцающий элемент 17 которого установлен на статоре 1 основного электродвигателя, Блок реверса 18 содержит задатчик 19 направления вращения, логические схемы НЕ 20, первую 21 и вторую 22 логические схемы И и логическую схему ИЛИ ?3 .

Выход основного датчика 5 частоты вращения подключен к первому входу первой схемы И 21, выход дополнительного датчика l6 - к первому входу второй схемы И 22, выходы схем

И 21 и 22 подключены к входам схемы ИЛИ 23, выход которой соединен с входом обратной связи основного измерителя 10 фазового рассогласования. Статор 9 закреплен на неподвижном основании 24. Датчик 6

978304 O=- q

Ш1

Ф 2ЛЕ 1, .5 имеет число меток на роторе Z<, датчик 5 — (2.1 + и 22), а датчик

16 - (Z,- 23).

Устройство работает следующим образом.

С генератора 14 на задающий вход измерителя 11 фазового рассогласования поступают импульсы с частотой f на вход обратной связи - импульсы с датчика 8, частота которых равна

Частота оз вращения статора 1, являющегося выходным валом устройства, относительно неподвижного основания равна разности частоты м ., вращения ротора 2 относительно основания

24 и частоты и 2 вращения ротора 2 от носи тел ьно ст атор а 1, т . е .

В зависимости от выходного сигнала задатчика 19 направления вращения,где и 2 — частота вращения ротора

2 относительно статора 1; (Z +aZ2)- число меток датчика 5.

При наличии на выходе задатчика

19 направления вращения уровня "1" обеспечивается прохождение через схему И 21 и схему ИЛИ 23 выходного сигнала датчика !6, имеющего часто- 45 ту

f3ЛХ, (2.+ 3) где (Z<-DZ>) — число меток датчика 16.

Таким образом, в зависимости от выходного сигнала задатчика 19 направления вращения частота на выходе схемы ИЛИ 23 равна частоте f< или f>;

В режиме фазовой автоподстройки

55 поддерживается равенство входных частот измерителей 10 и 11 фазового рассогласования, т.е. f = f<= f > или о=. f1,з

Ф где Z - число меток датчика 6;

1>„- частота вращения ротора 2.

На задающий вход измерителя 10 фазового рассогласования подается выходной сигнал датчика 6, имеющий частоту f, а на вход обратной связи - выходной сигнал схемы ИЛИ 23, имеющий частоту ее входного сигнала.

Задатчик 19 направления вращения представляет собой логическое уст ройство, и его выходной сигнал может принимать значение ".1н или "0н.

При наличии на выходе задатчика

19 направления вращения уровня н0н выходной сигнал логической схемы

НЕ 20 принимает значение "1", что обеспечивает прохождение через схему И 22 и схему ИЛИ 23 выходного сигнала датчика 5, имеющего частоту т2-2, (24+ а 22), 15 го

2ИО

О или

2ЛЕО

0 Z

2ЛЕ дZ

2

2ТI ХО ь Z

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий основной электродвигатель, статор которого является выходным валом устройства и вспомогательный электродвигатель, имеющий с основным общий ротор, основной и вспомогательный импульсные датчики частоты вращения, роторы которых выполнен с различным числом меток и закреплены на общем роторе электродвигателей, а считывающий элемент каждого импульсногo датчика частоты на статоре со"тветствующего электродвигателя, при этом выход вспомогательного датчика соединен с задающим входом основного и входом обратной связи вспомогательного измерителей фазового рассогласования, выходы которых через усилители связаны с обмотками управления соответственно основного и вспомогательного электродвигателей, а задающий

: вход вспомогательного измерителя фа3

Таким образом, при смене значения выходного сигнала задатчика 19 направления вращения происходит реверс выходного вала электропривода.

При фиксированном значении частоты задающего генератора 14 f в общем случае частота вращения выходного вала в прямом и обратном направлениях вращения не равны между собой, при д22((2 а23«2.1 и 022=13 можно обеспечить равенство частот вращения в прямом и обратном направлениях-.

978304 зового рассогласования подключен к выходу задающего генератора, о т ли чаю щий ся тем, что, сцелью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения ревер- з сиров ания дви жени я выходного вал а устройства, в него введены дополни тельный импульсный датчик, частоты вращения, ротор которого установлен на общем роторе Электродвигателей, а считывающий элемент - на статоре основного электродвигателя, и блок реверса, содержащий задатчик направления вращения, логическую схему НЕ, первую и вторую логические схемы И и логическую схему ИЛИ, при этом выход основного датчика частоты вращения подключен к первому входу первой схемы И выход дополнительного дат1 чика частоты вращения подключен к первому входу второй схемы И, а выходы вышеупомянутых схем И подключены к входам схемы ИЛИ, выход которой соединен с входом обратной связи основного измерителя фазового рассогласования, выход задатчика направления вращения соответственно непосредственно и через схему НЕ соединен с вторыми входами схем И, причем число меток, нанесенное на роторе основного датчика частоты вращения, больше, а на роторе дополнительного - меньше, чем число ме ток, нанесенное на роторе вспомогательного датчика частоты вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

М 705634, кл. Н 02 P 9/16, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

М 635587, кл. H 02 Р 5/06, 1975.

978304

Составитель В. Поспелов

-Техред Е.Харитончик Корректор Н. Король

Редактор А. Власенко

Подписное

Филиал ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9236/72 Тираж 721

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх