Пневмопривод с защелкой
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. Союз Советских
Социалистических
Республик ф(,, (63) Дополнительное к авт. свид-ву Р 687297 (22) Заявлено 103681 (2> ) 3298042/25-08
J с присоединением заявки М
Р М К з
F 16 К 31/56
Государственный иомитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 231182. Бюллетень Но 43
Дата опубликования описания 231182 (531УДК 621.646 (088. 8) (72) Авторы. изобретения
Г.С; Гончаров и И.И. Копыл (71) Заявитель (54) ПНЕВМОПРИВОД С ЗАЩЕЛКОЙ
Изобретение относится к арматуростроению и может найти применение в отраслях техники, где требуется .управление потоками среды с сохранением герметичности агрегата.
По основному авт. св. 9 687297 известен пневмопривод с защелкой, в котором в корпусе размещены нагру« .женный пружиной силовой поршень и защелка, нагруженная пружиной, .состоящая из плунжера и хвостовика, который входит в проточку на боковой поверхности силового поршня в одном иэ крайних его положений и имеет возможность перекрытия канала, сообщающего разгрузочную полость с источником управляющего давления 513При значительном ресурсе работы известного устройства имеет место нарушение контактйых поверхностей торца хвостовика защелки и поверхности силового поршня, в которую упирается торец хвостовика под действием пружины, имеющей значительное усилие, поскольку пружина обеспечивает герметичность места посадки уплотнительного элемента на седло при подаче управляющего давления и достижения им определенного значения, что обеспечивает необходимую очередность срабатывания элементов устройства: вначале перемещение силового поршня, а затем защелки.
В результате значительных контактных усилий при перемещении силового поршня относительно хвостовика защелки на контактирующих поверхностях образуются надиры поверхностей, и частицы металла с разрушенных поверхностей, попадая .на направляющие поверхности сйлового поршня и защелки, приводят к нарушению подвижности защелки и силового поршня, а также к разрушению уплотнительных элементов пневмопривода, потере герметичности их и отказу устройства.
Попадание металлических частиц на седло пневмопривода также приводит к отказу устройства.
Целью изобретения является повышение долговечности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в пневмопрнводе с защелкой плунжер выполнен ступенчатым с коль.цевой проточкой и двумя каналами, посредством которых полость, образованная большей ступенью плунжера с корпусом, сообщена с кольцевой проточкой и атмосферой в одном иэ крайних положений защелки, а в кор976198 пусе выполнен канал, посредством которого проточка сообщена с силовой полостью, причем оба канала в плунжере и канал в корпусе выполнены с возможностью перекрытия при установке поршня на-защелку. 5
Такое конструктивное решение обеспечивает отсутствие контактного взаимодействия торца хвостовика защелки и силового поршня при перемецении силового поршня.
На чертеже показан предлагаемый пневмопривод, продольный разрез.
В корпусе 1 пневмопривода размещен нагруженный пружиной 2 силовой поршень 3,:на боковой поверхности которого выполнена проточка 4. Силовой поршень 3 ограничивает в корпусе силовую 5, управляющую б и разгрузочную 7 полости. Силовой поршень фиксируется в одном иэ своих крайних положений защелкой 8, имеюцей плун- О жер 9 и хвостовик 10, который входит в проточку 4. Защелка 8 нагружена пружиной 11, Плунжер 9 выполнен ступенчатым, большая ступень его ограничивает в корпусе полость 12.
Внутри плунжера 9 выполнены каналы 13 и 14, которые перекрываются при перемещении защелки в крайнее нижнее положение. ЗО
Полость 12 каналом 13 сообцена с кольцевой проточкой 15 на внешней поверхности плунжера 9 при нахожденйи торца хвостовика 10 защелки 8 на поверхности 16 силового. поршня 3 35 при его крайнем левом положении, и далее через канал 17 — с силовой полостью 5.
Разгрузочная полость 7 каналом
18 сообщена с управляюцей полостью 6.4О
На. входе в силовую полость 5 установлен жиклер 19.
Устройство работает следующим образом. .При подаче давления в управляющую полость б силовой поршень 3, сжимая пружину 2, перемещается вправо до упора, освобождая,при этом хвостовик
10 защелки 8 от контакта с торцовой поверхностью проточки 4 силового поршня. Защелка 8 давлением рабочей среды в управляющей полости 6 перемещается вверх до упора, выводя хвостовик 10 из проточки 4 силового поршня 3 без трения.
Перемещение эацелки 8 происходит после перемещения силового поршня 3 вправо, поскольку давление рабочей среды, необходимое для перемещения плунжера 9 больше, чем давление, необходимое для перемещения силово- 6О го поршня 3. Это обеспечивается значительным усилием пружины 11, которая нагружает защелку 8.
При перемецении защелки 8 вверх до упора уплотнительный элемаш 65 защелки отходит от седла, и управляющее давление из полости б по каналу 18 попадает в разгрузочную полость 7. Происходит выравнивание давления с.обеих сторон силового поршня 3, т.е. его разгрузка, и под действием пружины 2 силовой поршень
3 перемещается влево до упора.
После снятия управляющего давления хвостовик 10 защелки 8 под действием пружины 11 становится на поверхность 16 проточки силового поршня 3 °
При подаче давления в силовую полость 5 рабочее тело попадает через канал 17, кольцевую проточку 15 на плунжере 9, канал 13 в полость 12; которая ограничена большей ступенью плунжера 9. Сила от давления рабочего тела в полости 12, преодолевая усилие пружины 11, перемещает защелку 8 вверх до упора, при этом торец хвостовика 10 отходит от проточки.
4, исключая трение этих поверхностей при движении силового поршня 3.
Поскольку к этому моменту давление в силовой полости 5 достигает максимального значения (такое запаздывание роста давления обеспечивается жиклером 19), силовой поршень 3, преодолевая сопротивление пружины 2, перемецается вправо, и хвостовик 10 защелки 8 входит в кольцевую проточку 4 на силовом поршне
3, поскольку после перемещения защелки 8 вверх до упора (что было описано) канал 14 сообщает полость
12 с окружающей средой, разгружая плунжер 9. Под действием пружины 11 защелка 8 перемещается вниз, плунжер 9.перекрывает каналы 13 и 14, прекращая доступ управляющего тела в полость 12 и стравливание его из этой же полости. Далее защелка 8 своим уплотняющим элементом садится на седло, перекрывая сообцение управляющей полости б через канал 18 с разгрузочной полостью 7.
После стравливания управляюцего давления иэ силовой полости 5 силовой поршень 3 под действием пружины
2 перемецается влево до упора торцовой поверхностью проточки 4 в хвостовик 10 эацелки 8.
Пневмопривод готов к следующему циклу работы.
Использование изобретения позволяет повысить надежность, долговечность и ресурс работы пневмопривода с защелкой, вследствие обеспечения разъединения поршня и защелки и их взаимного движения без трения и эаедания контактируюцих поверхностей.
Формула изобретения
Пневмопривод с защелкой по авт. св. 9 687297, о т л и ч а ю щ и й976198
Составитель Т. Колясинская
Редактор P. Цицика Техред С.Мигунова Корректор М.Коста
Заказ 8974/63 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 с я тем, что, с целью повыаения долговечности, плунжер защелки выполнен ступенчатым с кольцевой проточкой и двумя каналами, посредством которых полость, образованная большей ступенью плунжера с корпусом, сообщена с кольцевой проточкой и атмосферой в одном из крайних положений защелки, а в корпусе выполнен канал, посредством которого проб точка сообщена с силовой полостью, причем оба канала в плунжере и канал в корпусе выполнены с возможностью перекрытия при установке поршня на защелку.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.
1 ° Авторское свидетельство СССР
9 687297, кл. F 16 K 31/56, 1978.


