Погружной пневмоударник
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<>972078 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 181280 (21) 3219540/22-03 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—
Опубликовано 071182 Бюллетень М41
Дата опубликования описания 071182 1 М К з
E 21 С 3/24
Госуларственный кочитет
СССР по делам нзобрееений и открьний
15З) УДК 622.233. .52-85(088,8) 1., 3 ) 44 ТЩ).., ткк, „. ", / аавлно г, ., /
/ (72) Автор изобретения
В.А. Гаун
Институт горного дела Сибирского отделения AH СССР (71) Заявитель (54) ПОГРУЖНОЙ ПНЕВМОУДАРНИК
Изобретение относится к пневмати1ческим ударным устройствам, предназначенным для бурения скважин, и может быть использовано в горной и строительной промышленности.
Известен погружной пневмоударник, включающий цилиндр, поршень, трубчатый шток-золотник, обеспечивающий подвод энергоносителя в камеру холостого хода и ограничивающий перемещение поршня при холостом ходе, клапан, обеспечивающий подвод энергоносителя в камеру рабочего хода в результате механического воздействия поршня на шток-золотник t1).
Недостаток пневмоударника - раннее прекращение подвода энергоносителя в камеру рабочего хода, что приводит к снижению мощности.
Наиболее близким По технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является погрузной пневмоударник, включающий корпус, переходник, поршень-ударник, камеры рабочего и холостого хода, шток-золотник с головкой, установленный в камере рабочего хода и ограничивающий перемещение поршня при холостом ходе, кольцевой эластичный клапан, оазмещенный на клапанном седле, имеющем продольные и поперечные каналы, соединяющие камеру рабочего хода с атмосферой t2 ).
Недостатком данного устройства является длительное время торможения поршня в конце обратного хода, что значительно. снижает мощность пневмоударника.
Цель изобретения — повышение мощности пневмоударника.
Укаэанная цель достигается тем, что пневмоударник снабжен тарельчатым клапаном, который выполнен на головке штока-золотника со стороны переднего торца, выходящего в камеру рабочего хода, а между переходником и задним торцом штока-золотника установлен амортизатор. При этом продольные каналы клапанного седла выполнены сквозными, а на торце амортизатора по числу и форме продольных каналов выполнены выступы, помещенные в устья этих каналов °
На фиг. 1 и 2 схематично показа25 ны продольный и поперечный разрезы пневмоударника.
В полом корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного движения размещен поршень 2, разделяющий
3() полость корпуса на камеру 3 рабочего
972078 хода и камеру 4 холостого хода. Корпус 1 снабжен гнездом 5 под инструмент 6 и выхлопными окнами 7. Поршень 2 содержит центральный несквозной канал 8, соединенный боковым каналом 9 с камерой 4. B задней части 5 корпуса 1 установлен шток-золотник
10, имеющий головку 11 и осевой канал 12. В головке 11 выполнено клапанное седло, содержащее углубления
13, радиальные каналы 14 и продоль- 10 ные каналы 15, соединяющие каналы
14 с камерой 3. Напротив каналов 14 в кольцевой проточке 16 на головке установлен кольцевой эластичный клапан 17, образующий с углублениями 13 впускные каналы 18. Со стороны переднего торца головка 11 снабжена тарельчатым клапаном 19. Перемещение штока-золотника ограничивается амортизатором 20, установленным между задним торцом головки 11 и переходником 21. На переднем торце амортизатора имеются выступы
22, входящие в устья продольных каналов 15 с целью их уплотнения и центрирования амортизатора относительно корпуса. В переходнике 21
-имеются наклонные каналы 23 для подвода энергоносителя в клапанную полость 24.
Пневмоударник работает следующим образом.
При включении пневмоударника энергоноситель по каналам 1 2, 8, 9 поступает в камеру 4, а по каналам
23, 18, 14, 15 в камеру 3 и из нее 35 через выхлопные окна 7 в окружающую среду. Под действием перепада давлений между клапанной полостью 24 и камерой 3 эластичный клапан 17 деформируется и перекрывает впускные 4О каналы 18. Впуск энергоносителя в камеру 3 прекращается и поршень под действием давления в камере 4 совершает холостой ход. После перекрытия штоком-золотником 10 каналов 9 под- 4 вод энергоносителя в камеру 4 прекращается и в дальнейшем при сообщении ее с окнами 7 из нее происходит выхлоп. В конце холостого хода поршень 2 воздействует на шток-золотник и передает ему часть энергии ° Сжимая амортизатор 20, шток-золотник перемещается, тарельчатый клапан
19 обеспечивает сообщение клапанной йолости 24 и камере 3. Давление в
Фамере 3 быстро повышается, а перепад давления, действующий на кольцевой эластичный клапан 17, уменьшается. При определенной величине давления в камере 3 клапан 17 открывает впускные каналы 18 и энергоноситель 60 по каналам 14, 15 из клапанной полости 24 поступает в камеру 3. Поршень 2 останавливается, а затем совершает рабочий ход. Шток-золотник
10 амортизатором 20 возвращается к этому моменту в исходное состояние.
Подвод энергоносителя в камеру 3 через тарельчатыи клапан 19 прекращается, она остается соединенной с клапанной полостью 24 только через эластичный клапан 17. При открытии поршнем 2 выхлопных окон 7 перепад давления, действующий на клапан 17, резко возрастает и он, формируясь, перекрывает выпускные каналы 18. Из камеры
3 происходит выхлоп. К этому времени шток-золотник 10 открывает канал 9. и обеспечивает подвод энергоносителя в камеру 4. После удара поршня 2 по инструменту 6 цикл повторяется.
Использование предлагаемой принципиальной схемы в погружных пневмоударниках позволяет повысить их мощность и производительность.
Формула изобретения
1. Погружной пневмоударник, включающий корпус, переходник, поршень, камеры рабочего и холостого хода, шток-золотник с головкой, установленный в камере рабочего хода и ограничивающий перемещение поршня при жестком ходе, кольцевой эластичный клапан, размещенный на клапанном седле, имеющем продольные и поперечные каналы, соединяющие камеру рабочего хода с атмосферой, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения его мощности, пневмоударник снабжен тарельчатым клапаном, который выполнен на головке штоказолотника со стороны переднего тор- . ца, выходящего в камеру рабочего хода, а между переходником и задним торцем штока-золотника установлен амортизатор.
2. Пневмоударник по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что продольные каналы клапанного седла выполнены сквозными.
3. Пневмоударник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на торце амортизатора по числу и форме продольных каналов выполнены выступы, помещенные в устья этих каналов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 202830, кл. Е 21 С 3/24, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 588356, кл. Е 21 С 3/24, 1978 (прототип) °
972078
Редактор А. Мотыль
Заказ 8502/19
11
1
1б
1У
74
72
18
14 о
13
Составитель Е. Михайлова
Техред М.Коштура Корректор A. Ференц
Тираж 623 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


