Винторычажный регулировочный механизм
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Республик (1970074 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 230780 (21) 2962273/25-28 ($1) М. Нп. с присоединением заявки ¹â€”
G 01 В 5/00
G 01 В 11/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 3-01082 Бюллетень № 40 (53) УДК 531.717 (088.8) Дата опубликования описания 301082
: .(72) Авторы изобретения
В.С.-Г.Рябой и Ю.Н.Зверев
{71) Заявитель (54) ВИНТОРЫЧАЖНЫЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ МЕХАНИЗ11
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам для выполнения.юстировочных перемещений °
Известны механизмы. для выполнения юстировочных перемещений, содержащие корпус, ведомое звено (держатель юстируемого элемента), направляющие ведомого звена и две микрометрических пары для перемещения ведомого звена вдоль осей координат(1 ).
Эти механизмы не могут быть применены в, условиях, когда к объекту имеется только .односторонний доступ, что ограничивает его область приме- .15 кения и является его недостатком.
Наиболее близким к даннсму изобретению по технической сущности является винторычажный регулировочный механизм, содержащий корпус, смонтированный в корпусе ходовой винт с участками правой и левой реэьб, две ходовых гайки, установленные на соответствующих участках ходового винта, два рычажных-звена, шарнирно соединенные между собой и с упомянутыми ходовыми райками, ведомое звено, шарнирно соединенное с упомянутыми рычажными звеньями, и дополнительную направляющую ведомого звена. Дополнительная направляющая выполнена в виде двух параллелей, перпендикулярных оси ходового винта и вэаимодействукщих с ведомым звеном (2 ).
Такие механизмы позволяют выполнять только однокоординатные перемещения и не пригодны для юстировки оптических элементов.
Целью изобретения является обеспечение двухкоординатных перемещений ведомого звена при одностроннем доступе к регулировочным элементам и обеспечению юстировки уголковых отражателей, т.е. установки его вершины в заданную точку плоскости.
Достижение цели обеспечивается путем того, что механизм снабжен соосной с ходовым винтом резьбовой регулировочной втулкой, сопряженной с корпусом по реэьбовой поверхности и вэаююдействующей торцами с упомянутым ходовым винтом.
Дополнительная направляющая выполнена в виде паза в корпусе с боковыми сторонами, параллель ными оси ходового винта, и призматического выступа на ведомом звене, взаимодей-; ствующего с упомянутыми боковыми сторонами, а вершина уголкового от970074 ражатедя совмещена с осью шарнира, соединяющего рычажные звенья.
На фиг. 1 изображен нинторычажный регулировочный механизм, общий нид с частичным разрезом",на фиг.2 — то же, разрез по ведомому звену перпен- 5 дикулярно оси ходового винта.
Винторычажный регулировочный механизм содержит корпус 1, в котором смонтирован ходовой винт 2 с участками 3 правой и 4 левой резьб. На хо-3Q доном винте размещены две ходоные гайки 5 и б соответственно с правой и левой резьбами. Каждая из ходовых гаек шарнирно соединена с одним из рычажных звеньев (соответственно
7 и 8), а оба эти звена шарнирно соединены между собой и с ведомым звеном 9. Внутри ведомого звена 9 размещен юстируемый элемент, н частности уголковый отражатель 10, Вершина 11 уголконого отражателя размещена на оси шарнира, соединяющего рычажнце звенья. Ведомое звено 9 сйабжено дополнительной направляющей,- iePzapея образована пазом 12 н корпусе 1 с боковыми сторонами, параллельными оси ходового винта„ и призматическим выступом 9.3 на ведомом Йвене 9, взаимодействующим с боковыМи сторонамк упомянутого паза.
Оси рычажных звеньев 7 и 8 образуют между собой угол oL, номинальной близкнй к 60О. Механизм снабжен такхсе соосной с ходовым винтом 2 резьбоВой регулировочной втулкой 14, сопряженной с корпусом 1 по резьбовой -поверхности и взаимодействующей торцами.с ходовым винтом 2. Для выборки зазора в резьбовых сопряжениях .Механизм снабжен пружинами. 15 и 16 сжатия, установленными между 4 корпусом 1 и ходовой гайкой 5 (первая) и между ходовой гайкой б и резьбаной регулировочной втулкой 14 (вторая). Ходовой винт 2 и резьбовая регулировочная втулка 14 снабже-. ны регулировочными элементами: шлицем 17 под отвертку и бортом 18 с накаткой.
Вииторычажный регулирОвочный механизм работает следующим образом.
Для того, чтобы переместить ведомое звено 9 с юстируемым элементом — уголковым отражателем 10 вдоль оси ходового винта (на.чертеже влево) ввинчивают резьбовую регулирс вочную втулку 14 в корпус 1.
Торец упомянутой втулки, воздействуя на ходовой винт 2, переместит последний влево вместе с двумя ходовыми гайками 5 и 6, двумя рычажными звеньями 7 и 8, а также недо- @ мым зеленом 9 с юстируемьм элементом уголкавым отражателем 10. При этом будет схсиматься пружина 15, а .угол ck, между осями рычажных звеньев осТанется без изменений. Если же 65 необходимо переместить юстируемый элемент в вертикальной плоскости (перпендикулярно оси ходового .винта), то вращают ходовой винт 2, например, по часовой стрелке. При этом ходовые гайки 5 и 6 будут сближаться, угол между осями рычажных звеньев 7 и 8 уменьшится, а ведомое звено 9 переместится вверх.
Как в перном, так и во втором случаях регулироночные перемещения возможны в пределах зазора между стенками паза 12 и призматическим выступом 13. Высота призматического выступа выбрана таким образом, чтобы в пределах регулировочных перемещений упомянутый выступ не мог выйти из паза.
Небольшие повороты ведомого звена вокруг оси шарнира, возможные в пределах упомянутого ныше зазора, не влияют, на работу механизма:, поскольку вершина 11 уголкового отражателя 10 совмещена с осью шарнира и не совмещается при повороте.
Применение изобретения в качестве механизма для юстировки оптических элементов позволит обеспечить возможность юстиронки в труднодоступных местах при одностроннем доступе к ре гулировочным винтам.
Формула изобретения
1. Винторычажный регулиров очный механизм, содержащий корпус, смонтированный н корпусе ходовой винт с участками правой и левой резьб, две ходовые гайки, установленные на соответствующих участках ходового винта, дна рычажных звена, шарнирно соединенные между собой И с упсмЯнутЫМи ходовыми гайками, ведомое звена, шарнирно соединенное с упомянутыми рычажными звеньями, и дополнительную направляющую ведомого звена, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения двухкоординатных перемещений при одностороннем доступе к регулироночным элементам, он снабжен соосной с ходовым винтом регулировочной втулкой, сопряженной с корпусом по резьбовой поверхности и взаимодействующей торцами с упомянутым ходовым винтом.
2. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения юстировки уголковых отражателей, дополнительная направляющая выполнена н виде паза н корпусе с боковыми сторонами, параллельнычи оси ходового винта, и призматического выступа на ведомом звене, взаимодействующего с упомянутыми боковыми сторонами, а вершина уголкового отражателя совмещена с осью шарнира, соединяющего рычажке звенья.
970074
М /го
12
ВНИИПИ Заказ 8366/45 Тираж 614 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðoä, ул.Проектная,4
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР ,Ф 399713, кл. С 01 В 5/02, 1971
2. Артоболевский И.И. Иеханизмы в современной технике. Т. 2., И., "Наука", 1971, с. 962, механизм 2244 (прототип).


