Пневматический калибр и способ изготовления пневматического калибра
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт; свид-ву(22) Заявлено 110379 (2!) 2736097/25-28 (51! М. Кй.з с присоединением заявки №G 01 В 13/08
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 23.1082. Бюллетень ¹ 39 (Щ УДК531. 717. 1 (088.8) Дата опубликования описания 23.10.82 (72) Авторы изобретения
A.A.Êîøêàðoâ и И.Ф.Катаева (7! ) Заявитель (5А) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КАЛИБР И СПОСОБ ИЭГОТОВЛЕНИЯ
ПНЕВМАТИЧЕСКОГО КАЛИБРА
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля конических отверстий.
Известен пневматический прибор 5 для контроля конусности, содержащий базирующее устройство в виде втулки с коническим отверстием, измерительных контактных головок, Ф закрепленных на базирующем устройст- !О ве с помощью пружинных параллелограммов, и манометра. Измерительные наконечники контактных головок кинематически связаны с соплами, которые сообщены с манометром (1).
Однако известный прибор имеет недостаточную точность из-эа контактного метода контроля конусности, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является пнев- 2р матический калибр, содержащий корпус и скрепленные с ним поочередно располОженные соосные базирующие и из", мерительные диски с соплами и про.кладки с центральными отвеРстйями (2).
Однако базирующие диски и торНОвые поверхности сопл выполнены цилиндрическими, что не обеспечивает необходимой точности контроля погрешностей конических поверхностей.
Известен также способ изготовление пневматического калибра, заключаю-. .щийся в том, что одновременно шлифуют поверхности базирующих дисков и сопл, причем сопла прошлифовывают на большую глубину,так, что расстояние их торцов от оси пневматического калибра оказывается меньше радиуса базирующих дисков (2 J.
Однако, такой способ изготовления калибров трудоемок и не обеспечи- . вает необходимой точности при изготовлении дисков и сопл с коническими поверхностями.
Цель изобретения — повышение точности контроля конусности валов.
Эта цель достигается тем, что в пневматическом калибре, содержащем корпус и скрепленные с ним поочеред.но расположенные соосные баэирующие и измерительные диски с соплами и прокладками с центральными отверстиями, центральные отверстия в базирующих дисках и торцовые поверхности сопл выполнен-1 коническими с равными углами конусности, но с меньшим диаметром основания конуса центральных отверстий в базирующих дисках.
Кроме того, согласно способу изготовления пневматического калибра, заключающемуся в том, что одновре968612 менно шлифуют поверхности баэирующих дисков и сопл, перед шлифованием прокладки размещают со стороны меньших диаметров отверстий измерительных дисков, .а после шлифования — с другой стороны этих дисков. 5
Перестановка прокладок относительно измерительных дисков смещает каждый измерительный диск с соплами на толщину прокладки к вершине конуса, вследствие чего образуется необ- Ц ходимое занижение торцов измерительных сопл относительно конических базирующих поверхностей базирующих дисков.
На фиг, 1 показан калибр,продольный разрез ; на фиг .. 2 - то же, поперечный разрез.
Пневматический калибр соцержит корытообразный корпус 1, эакрепденные Ы корпусе баэирующие диски 2-5, иэмери->О тельные диски 6-8, прокладки 9-11, крышку 12, закрывающую корпус сверху, крышки 13 H 14, закрывающие корпус с боков, болты (не показаны ), скрепляющие крышки 12-14 с корпусом 1, упорные вИнты 15, ввинчиваемые в корпус 1 до упора в базирующие диски
2-5 и измерительные диски 6-8.
В каждый измерительный диск эа- > прессовано по два измерительных сопла 16 и 17, сообщенных между собой каналами 18, которые, кроме того, сообщают сопла с пневматическими преобразователями, например ротаметрами (не показаны ).
Во всех дисках 2-8 выполнены цент- ральные конические отверстия 19. Торцовые поверхности сопл 16 и 17 также выполнены коническими. Конические поверхности дисков и сопл имеют одну общую ось и равные углы конус- . 40 ности, но а меньшим диаметром основания конуса центральных отверстий в базирующих дисках, что обеспечи вает занижение торцов измерительных сопл 16 и 17 относительно конических 45 базирующих поверхностей баэирующих дисков 2-5 °
Пневматический калибр работает следующим образом.
Контролируемый вал 20 размещают внутри дисков и подают сжатый воздух к измерительным соплам. Базирующие диски 2-5 обеспечивают базирование контролируемого вала 20 относительно сопл, расход воздуха через которые, определяемый с помощью пневматических преобразователей, служит мерой зазоров между соплами
И контролируемым изделием, а следовательно, и мерой конусности контролируемого вала 20.
При настройке, пневматического калибра вместо контролируемого вала в калибр помещают эталонный конус и тарируют пневматические преобразователи, вычисляя зазоры между торцами сопл и эталонным конусом по углу конусности и положению торца эталонного конуса относительно калибра, которое может быть определено, например, с помощью индикатора.
Калибр изготавливается следующйм образом.
Собирают калибр. При этом прокладки 9-11 размещают со стороны меньших диаметров отверстий измерительных дисков 6-8. Шлйфуют конические поверхности базирующих дисков 2-5 и измерительных сопл 16 и 17. Затем перебирают калибр и размещают прокладки
9-11 с другой стороны дисков 6-8.
Выполнение калибра из поочередно расположенных соосных баэирующих дисков, измерительных дисков с соплами и прокладок путем одновременной шлифовки поверхностей баэирующих дисков и сопл со сменой положения прокладок относительно измерительных дисков во время шлифовки и при измерениях обеспечивает равные углы конусности торцовых поверхностей сопл и баэирующих поверхностей в базирующих дисках, но с занижением тор=. цов сопл относительно базирующих ,Поверхностей, что позволяет повысить точность контроля конусности валов.
Формула изобретения
1. Пневматический калибр,содержащий корпус и скрепленные с ним поочередно расположенные соосные базирующие и измерительные диски с соплами и прокладки с центральными отверстиями, отличающийся тем что с целью повышения точности контроля конусности валов, центральные отверстия в базирующих дисках и торцовые поверхности сопл выполнены с равными углами конусности, но с меньшим диаметром основания конуса центральных отверстий в базирующих дисках.
2. Способ изготовления пневматического калибра по и. 1, заключающийся в том, что одновременно шлифуют по-.. верхности базирующих дисков и сопл, отличающийся тем, что перед шлифованием прокладки размещают со стороны меньших диаметров отверстий измерительных дисков, а после,шлифования — с другой стороны этих дисков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 418182, кл. 6 01 В 13/18, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
М 313080, кл. G 01 В 13/18, 1970 (прототип).
968612
СоставитеЛь В.Гордеев
Редактор Г. Ус Техред .ж.Кастелевич Хорректор:.М Шарсти
Заказ 8143/67 Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент-", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


