Способ обработки пары зубчатых колес
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советския
Социалистических
Рес ублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву 9 908558 (22) Заявлено 26. 09 ° 80. (21) 2986045/25-08 (И) М.ICJL3 с присоединением заявки ¹В 23 F 5/00
//B 23 F 17/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (Щ УДК 621.914, .7.04:621.833 (088.8) Опубликовано 07,10,82, Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 01. 02 ° 83 (72) Автор изобретения
В. Д. Борисов
) Московский станкоинструментальный институт
" - = °: —. (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
a (a +y К 1 (etqd -ct%
С= м C„+ сь Е:
С - расстояние между общей нормалью н межосевым перпендикуляром
Ф.пр — требуемая приведенная кривизна в нормальном сечении вдоль вектора относительной скорости в точке на середине ширины1 зубчатого венца шес- терни н колеса, координаты точки каса ния инструментальных где
Х,У,Z.Изобретение относится к области металлообработки и может найти- применение при нареэании зубчатых колестипа гиперболоидных. 5
В основном авт. св. Р 908558 описан способ обработки пары зубчатых колес для передачи с произвольным расположением их осей, согласно которому производящие поверхности ус- )P танавливают относительно обрабатываемой пары так, чтобы они в точке касания имели общую нормаль, которую располагают под углами к осям обрабатываемых колес и на кратчайших расстояниях от них, а поступательное перемещение осушествляют вдоль этой нормали. Котангенс угла общей нормали с осью обрабатываемого колеса равен кубичному корню из величины пе- 2р редаточнбго отношения, равного отношению угловой скорости обрабатываемо
ro колеса к угловой скорости. парного обрабатываемого колеса (1 1.
Недостатком известного способа является повьыенная чувствительность к погрешностям изготовления и монтажа, в особенности к погрешностям угЛа скрещивания осей обрабатываемой
Пары.
Целью изобретения является повьаае ние надежности передачи.
Для достижения поставленной целк общую нормаль к двум инструментальным поверхностям в.точке их касания смещают относительно ортогонального к ней межосевого перпендикуляра на расстояние, которое выбирают по зависимости ,) (сати" ctq,) 963741
Инструментальные поверхности 4 и 5 соприкасаются в точке K н имеют в ней общую нормаль и. Угол б общей нормали и к двум инструментальным поверхностям 4 и 5 в точке касания
5 К с осями обрабатываемых колес 1 и
2 выбирают по зависимости
С)с= СИ С C+ МО, 30 где U - передаточное отношение, равное отношению угловой скорости обрабатываемого колеса к угловой скорости парного колеса. 5 Сумму расстояний к нормали и до осей 1 и,2 берут равной межосевому расстбянию проектируемой передачи а .
Затем двум инструментальным поверхностям 4 и 5 сообщают поступательное движение вдоль общей нормали и со скоростью Ч, величину которой определяют согласно основной заявке.
При таком движении линии контакта инструментальных поверхностей с обра-, батываемыми поверхностями зубчатых колес m и "р" будут пересекаться в точке K на общей нормали, что обеспечивает точечный контакт зубьев в передаче. Общая нормаль и будет ее, линией зацепления.
При этом общую нормаль и к двум инструментальным поверхностям 4 и 5 в точке их касания К смещают относистельно ортогонального к ней межосевого перпендикуляра н на Расстояние с, которое выбирается по зависимости
Z S1h С/ - Х CQ5 d =- С с
1 2 х (х у ., к ) (сй,сс-ссС Е,) (ссс у+сЬд):„)
С1
ct.о. Е:„+ сЬ 1:2 где С вЂ” расстояние между общей нормалью и межосевым пер. пендикуляром; 45
Угол д между общей нормалью и и осью 02 связан со смещением с зависимостью
2 Sih д - Х СОЗ d -- С.
Х,Ч,2
Формула изобретения
Способ обработки пары зубчатых колес по авт, св. 9 908558, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью
65 повышения надежности передач, общую поверхностей на середи- . не ширина обрабатываемого зубчатого венца в неподвиЖной системе координат, у которой ось.04 совпадает с межосевым перпендикуляром, а ось
0z направлена вдоль оси винтового относительного движения, винтовой параметр относительного движения колес
Е.,Z — Углы, обРазУемые осью винтового относительногу движения с осями колес, d - угол между общей норMBJIblo и осью О с связанный со смещением с зависимостью
На чертеже представлена схема обработки.
Оси 1 и 2 колес, вращающихся с угловыми скоростями о1и м2, удалены одна от другой на расстояние а, и скрещиваются под углом Е= 909.
Межосевой перпендикуляр обозначен с через Н. Ось винтового относительного движения 3 составляет с осями 1и 2 углы и .2 и удалены от них на расстояния а и а2 . При этом выполняются равенства требуемая приведенная кривизна в нормальных сечениях вдоль вектора относительной скорости в точке К на середине ширины зубчатого венца обрабатываемой пары . координаты точки "К" касания инструментальных поверхностей 4 и 5 в неподвижной системе координат, у которой ось О> совпадает с межосевым перпендикуляром Н, а ось О направлена вдоль оси вйнтового относительного движения 3; винтовой йараметр относительного движения колес;
,,, — углы, образуемые осью винтового относительного движения с осями колес
1и2 °
Предлагаемый способ дает возможность уменьшить чувствительность обрабатываемой пары зубчатых колес к погрешностям изготовления и монтажа, в. особенности к погрешности Угла скрещивания осей.
963741 са C„++esp D где
Х y,Z — координаты точки касания инструментальных поверхностей на середине ширины обрабатываемого зубчатого венца в неподвижной системе координат, у которой ось
0 совпадает с межосевым перпендикуляСоставитель B. Слиткова:
Редактор Л. Утехина Техред И.Гайду
Корректор М. Коста
Подписное
Заказ 310/2 Тираж 1153
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нормаль к двум инструментальным поверхностям в точке их касания смещают относительно ортогонального
С - расстояние между общей нормалью и межосевым перпендикуляромр
ЗСя - требуемая приведенная кривизна в ндрмальном сечении вдоль 5 вектора относительной скорости в точке на середине ширины зубчатого венца шестерни и колеса.;
20 к ней межосевого перпендикуляра на расстояние, которое выбирают по зависимости ром, а ось 0> направлена вдоль оси винтового относительного движения, K — винтовой параметр отйо сительного движения ко. лес;
Я„,Я - углы, образуемые осью винтового относительного движения с осями колес;
4 - угол между общей нормалью и осью 0, связанный со смещением зависимостью
2 Siи Ф вЂ” xcosd = -=Г
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 990088555588,, кклл. В 23 F 5/00, В 23 F 17/00, 1978 (прототип).


