Узел трения
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕВЬСТВУ
Союз Советских
Сощивлистичесиих республик
<»962718 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.03.81 (2) ) 3258349/25 08 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30 09.82. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 03.10.82 (51)М. Кл. г16 hl 15/00
3ЬоударотеенныИ комитет
CCCP оо иолам иеооретеннй н открытий (53) УД К 62 1. 89 (088.8) (72) Авторы изобретения
ЗСЕСОЮЗН ф ТсйТч(ПХНИЧяг„"лв
В. В. Подгорков и Д. В. Орлов
Ивановский ордена "Знак Почета" энергетически инстИфлИ0ТEgp им. В. И. Ленина (7l ) Заявитель (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам трения с подшипниками скольжения в устройствах и механизмах вакуумной, электровакуумной, металлургической и др. техники.
Известен узел трения, содержащий вал и опорную часть с ферромагнитной жидкой смазкой, подаваемой в зазор пары трения магнитной системой (. 1) .
Недостатком такого узла является низ- 0 кая его надежность и громоздкость из-за наличия источника электропитания электромагнитов, устройства их попеременного включения и проводов.
Кроме того, подача смазки но синхронизирована с частотой вращения вала, что снижает надежность его при работе с пе- . ременной скоростью.
Бель изобретения — повышение надеж20 ности и компактности узла трения.
Поставленная цель достигается тем, что магнитная система выполнена в виде дисков из немагнитного материала, уста-. новленных с обеих сторон, жестко связанных с валом, в которых размещены постоянные магниты со смешением относител но друг друга в плоскости дисков.
В опорной части у торцов диска выполнены полости, сообщающиеся с зазором узла трения.
На чертеже представлен узел трения, общий вид.
Узел трения имеет опорную часть 1, которая воспринимает радиальную нагрузку от установленного в нем вращающегося вала 2, диски.3 и 4 иэ немагнитного материала, с расположенными в них магнитами 5 и 6. В опорной части 1 выполнены полости 7 и 8, в которых размещается управляемая магнитная смазка 9, удерживаемая в зоне трения неоднородным магнитным полем.
При вращении вала 2 вместе с ним вращаются диски 3 и 4 с магнитами 5 и
6. При расположении одного иэ магнитов против полости в опорной части узла тре-.
3 96271 ния, например магнита 6 против полости
8, магнитная смазка стягивается магнитными силами к магниту 6 и собирается в полос ти 8. B результа те лов оро та вала вместе с дисками; магнит 6 выйдет из зоны полости 8, а к полости 7 приблизится магнит 5. Под действием магнитного поля магнита 5, магнитная смазка стягивается в полость 7. Далее, при вращении вала процесс передвижения ферро- 1О магнитной смазки в зазоре пары трения повторяется.
Попеременное действие постоянных магнитов обеспечивает постоянную цирку- 5 ляцию смазки в рабочем зазоре подшипника скольжения и надежную смазку его поверхности трения. Интенсивность циркуляции находится в прямой связи с частотой вращения вала, что существенно повышает,2О надежность узла трения.
8 4 формула изобретения
1. Узел трения, содержащий вал и опорную часть с ферромагнитной жидкой смазкой, подаваемой в зазор пары трения магнитной системой, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надеж« ности и компактности, магнитная система выполнена в виде дисков из немагнитного материала, установленных с обеих сторон пары трения, жестко связанных с валом, в которых размещены постоянные магниты со смещением относительно друг друга в плоскости дисков.
2. Узелпоп. 1, отличающийс я тем, что в опорной части у торцов диска выполнены полости, сообщающиеся с зазором узла трения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
% 651178, кл. F 16 N 15/00, 1979.
Составитель B. Гришков
Редактор E. Лушникова Техред А. Ач Корректор Н. Король
Заказ 7486/58 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

