Устройство для электрического пуска теплового двигателя
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Сеоз Советских
Соцналнстнчеснни
Реслублнк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено01. 08. 80 (21) 2971739/24-07 (53) М. КП. с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
HP 1/58.
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 621. 313. .333(088.8) Опубликовано 23.09.82. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания23.09.82
«(g+fg ъ ° ° (72) Авторы изобретения
А.И.Гольдштейн и В.П.Феоктистов
Рижский ордена Трудового Красного Знамени завод и Московский ордена Ленина и Трудов р институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПУСКА
ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение относится к электротехнике.
Известно устройство для пуска тепловых двигателей, содержащее стартер.ный электродвигатель последовательного возбуждения (1).
Недостатком этого устройства является низкий КПД.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для электрического пуска теплового двигателя, содержащее стар терный электродвигатель смешанного возбуждения, якорная обмотка и сериесная обмотка возбуждения которого подключены к аккумуляторной батарее
1 через силовой контактор (2).
Недостаток известного устройства заключается в том, что в момент включения силового контактора ток электродвигателя нарастает быстро (до
1500 A за 0,05 c) а нарастание магнитного потока существенно замедляется из-за действия вихревых .токов.
Поэтому пусковой вращающий момент нарастает замедленно, что ведет к . задержке раскрутки теплового двигателя, а следовательно, к повышению расхода электроэнергии при пуске.
Целью изобретения является сниже. ние энергопотребления.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве шунтовая обмотка возбуждения стартерного электродвигателя подключена параллельно укаэанному силовому контактору через дополнительно введенный контактор.
На фиг. 1 показана принципиальная электрическая схема устройства; на фиг. 2 - диаграмма его работы.
Устройство для электрического пусВ ка теплового двигателя содержит стартерный электродвигатель, якорная обмотка 1 и сериесная обмотка 2 возбуждения которого подключены к аккумуляторной батарее 3 через силовой контактор 4, шунтовая обмотка 5 возбуждения поДключена параллельно силовому контактору 4 через дополнительный контактор с контактами 6.1 и
6.2 и через контактор с контактами
25 7.1 и 7.2 .подключена к тиристорному регулятору 8 напряжения. Аккумуляторная батарея 3 подключена к электродвигателю через разъединитель 9.
Устройство работает следующим образом.
961083
Нормальна силовой контактор 4 замкнут, а все контакторы выключены. При пуске включают контактор с контактами 6.1 и 6.2. Образуется цепь: плюс батареи 3, разъединитель 9, контакт б. 1, шунтовая 5 обмотка 5, контакт 6.2, якорная обмотка 1, сериесная обмотка 2, разьединитель 9, минус батареи- 3. Ток в этой цепи определяется сопротивпением обмотки 5 и не превышает нес- 10 колькИХ ампер. Создаваемый им момент недостаточен для трогания теплового двигателя, но при.этом имеют место следующие явления: выбираются все зазоры в системе; обеспечивается конв15 роль цепи тока; создается полный магнитный поток.
Спустя 0,5-1 с после включений кон" тактора с контактами 6.1 и 6,2 включают контактор 4, который закорачива->0 ет обмотку 5 и подключает обмотки
1 и 2 под напряжение батареи. 3. Ток в цепи этих обмоток быстро нарастает до 1,2-1,6 кА, в результате чего двигатель развивает вращающий момент, необходимый для раскрутки теплового двигателя. Происходит раскрутка теплового двигателя, чему способствует то, что полюса электрического двигателя были предварительно намагничены обмоткой 5.
Магнитный поток от этбй обертки после ее закорачивания контактором
4 в течение 0,03-0,05 с остается практически неизменным. Поэтому момент электродвигателя пропорционален току, i. Постепенно магнитный поток от шунтовой обмотки спадает до нуля и замещается потоком от сериесной обмотки. Дальнейший пуск
40 происходит так же, как и в известном устройстве.
Однако (Фиг.2) за счет ускоренного нарастания момента в начальном этапе периода пуска раскрутка теплового двигателя происходит более интенсивно а пик тока, потребляемого стартерным электродвигателем, получается существенно меньше, чем в известном устройстве.
Этим самым обеспечивается снижение энергопотребления при пуске и повышение ресурса аккумуляторной батареи.
Кроме того, за чет предварительной выборки механических зазоров увеличивается долговечность соединительных муфт, подшипников и т.д. формула изобретения
Устройство для электрического пуска теплового двигателя, содержащее стартерный электродвигатель смешанного возбуждения, якорная обмотка и сериесная обмотка возбуждения которого подключены к аккумуляторной батарее через силовой контактор, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения энергопотребления при пуске, шунтовая обмотка возбуждения стартерного электродвигателя подключена параллельно указанному силовому контактору через дополнительно введенный контактор.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Болдов Н.A. и др. Теплоэлектрический подвижный состав. "Транспорт", 1968, с. 312-317.
2. Михайленко. Дизель-поезда ДРТ, ДР1П, ДР1А; "Транспорт", 1979, с.3-8.
Ч61083
1,0
Составитель В. Поспелов
Редактор A. Шандор Техред И.Рейвес„
Корректор Г Решетник
Заказ 7 310/72 Тираж 721 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I1 io.>5, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Ф . иts;> ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4


