Устройство управления шахтными вентиляционными дверями
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Соцналнстнческнх
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 2 7,1180 (21) 321015 4/22-03 (51) М. К1т.
Е 21 F 1/12 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК622. 455 .2(088.8) Опубликовано 07,09,82. Бюллетень ¹ 33
Дата опубликования описания 070982
Ф. Н. Салов, В. И. Ермолаев, М. X. Сали ков, С. Ф. Филиппов и К.Я.улитенко (72) Авторы изобретения 4 (- .
Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт "Цветметавтоматика" (71) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ШАХТНЫМИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫМИ
ДВЕРЯМИ
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к устройствам автоматического управления шахтными вентиляционными дверями для пропуска транспорта через зону шлюзования.
Известно устройство управления вентиляционными дверями, содержащее датчики, светофоры, которые подключены к блоку управления i1).
Известное устройство сигнализирует о положении вентиляционной двери, однако управление вентиляционными дверями оно не осуществляет.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является 15 устройство управления шахтными вентиляционными дверями, содержащее два привода дверей, два блока управ- ления, входы которых подключены к дат. чикам фиксации прохода транспорта, датчикам фиксации входа транспорта в зону шлюзования, концевым выключателям крайних положений дверей и блокам памяти, выходы блоков управления подключены к светофорам и к приводам 25 дверей, концевые выключатели промежуточных положений дверей, подключенные на входы блока контроля промежуточных положений дверей, другие входы которого соединены с эадатчиком, 30 а входы блоков памяти соединены с датчиками фиксации входа и прохода транспорта и с блоками контроля положений дверей при пов торном в ключе нии н апряжения питания, входы которых подключены к концевым выключателям крайних положений дверей и к контрольным реле времени, первые входы контрольных реле времени подключены к концевым выключателям закрытых положений дверей, а вторые входы — к выходам бло" ков памяти (2 ).
Недостатком данного устройства является отсутствие блоков и связей, обеспечивающих автоматическое управление вентиляционными дверями при пропуске транспорта через зону шлюзования, что ухудшает режим проветривания в шахте.
Цель изобретения — повышение эффективности управления и улучшение режима проветривания в шахте за счет обеспечения автоматического управления вентиляционными дверями при пропуске транспорта через зону шлюзования.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено блоками конт- . роля входа транспорта в зону шлюзования, контроля выхода транспорта из
3 ОНВ! 11(и(03 С) Р.=;(1 Et; Н <.<, Яri 1<а).т ." и(! и TP а(! С порта в:зоне (Itr:10:) он а ния и вь(работ ки
I< 0 Ma н д 3 а Г (р с=.. т и . ГI . j i< I e ." I б л О к к О н т р О л и
ВХОДа теин< ) <)РT
)3 хода (и<(с, ое (;и 1 с<и ) C ;o i !iò<" вц,Г5И в! (к тт(г)—
Чат ЕЛЯ(П ÎT!:
1 кОВ Г(аы(1 н < тыхс)д б. to)<2 контроля
ВХода Гр<ЗН С((О OÒ а и «0-.(у (11)Г((<ЗОВ<ЗНИЯ
ЧЕРЕЗ б,,(O(< ;:ачи I; ; -: тт::: -:И::- тт а;-.11(Ор -! в Зоне т)(11-3(1() -(н -,-,- <., ° е,;т е,< с ол «.. и 3 в хо пс }3 б.! о к() 31,(р -..6: ". 1<гт (со(,!а (1(: =. «ti.
РЕTa;IO<,. Я() <<- ";-.т;т.;С,; С) j "ОР От, C;,!i—
ПОРта В то(-т,т т: ;ni 3
TPaHCr:ОР-::.-...:.. О:--.-. Л .:. -ОВ-:Нн.,т
К<((а<ГЕ Н«<; 1, " . (()I H ) < !H< ОГ..\ кам Фи(с< н -,: . .:-:;>o-.;-.,:=) -ра-:: —;,-:-;,- г < а
В а НИ тт. В - < с (Сна (11<((<):(ОГ Н::.;Ei Ci "Р=) Лт т ->i ) РПСС т ОЯ. Ием 1,(с)жду дв:.. тя< я- . !:. ", и .")с;с тавля— порял:<а 4г)
:о(!у (лк) Зо()а)(1(я 11!(л -<Р i T т)ат 3Е! v ен—
;Н= ) (И -"(e!iа <(< тт j(-,-, 1--:: .11<::,<С<<в 1 <= 4 7 1: 4 8 з<(,1)ар)к t
1- али т(. ., i i
С|И<.", ВО ;,т т а«! г < Ц);(1!
, т)1, а i .!..::::--..r! с;: < " ci.:"i.:: -,,; т .., <От.!!с((ув
На )и(1 !. I) . .:1<.. т 11 . !! i);:. (Ок с .<сtт
УСтРО((СГГ)а,на С! Г ..". -- .: ОК -т -:С"-<» блОкс)в .:(:1!::i o.:: и в. ;с>, .Ia :.: i:!, 1 )) " -: Я
КОГ,!аНД:)<) ..",.: -- -,—, связанн I i с:; пi ici(...;-.;,! ::, -...!i:(:)(я)1(1» кст(iOTE
BI3ICT .(оиа !ГЕ 1:- < 1--„О)<(О; 3<-,—.:(-Н<.(.с
"1/2, 3/ (! );ГС)ЛО..-.СЕ:Ит,") Л(.:-ОИ = .- OO C:"; дверь 8, с-::и-а((ну;-; с 1,;;".1;.,;-: —;... < и .;:-- 411
ГО ПОЛОЖЕ (i i <1 !i,и )О).I< 1-(Цт - В ° т(т< т=л(т<-т;<-
НЫХ ПОЛОГ" .е ii!. . 1 ; " :" ii!O! (:,в == t, ВР !O(!;c)
Ры lD (1 . !1-",. б г!" " ."..! i: =.:.- и 1 и и блОI< Зб «" .Гранд :::-i!<.< ). е р Oi! °, ")и
),," ЛтоттНЦХ ПОЛОЖЕ.."-. ..,ВЕ-"„" . Л,:
ПОВТОРНО(4 . ="(<ЛИ<<: НИИ т - ОЯ СС: -{.)Я
ПИта НИ Я „К<))" 1.: ОЛ» -1<:=. 3 1 С -, <1. "=:1-, 31;-)», .<т л 11ep
l
РОЛЯ ВХОДВ:ОаНСПС)» -а В:-.С)1 . г;)Л(ЗЗС
Г(op T a В 3 с н = at„"i (с) 3 с)в - :..:11 : ° ) О к: 9 в в( работки ко(с..—: .,—,. "! a(: т а -. б.-ок 4 к<-.. - T ва ния, Зс 11!
:<С . ".:H
| < ) 1-.)а <-,;;-,,--:-.t-Хс.; —.1,,=, : тс,<; — .;. Д3 - :-."и . .„*-. )т;":Е;11(3 ГГ)) (1 :С: Ст: .: 1 1! т"- a Ji O C<
956807 ст нуккций эл еме нт в блоке 39 и амяти наличия транспорта в зоне шлюзования, который включает узел выработки команды запрета в блоке 39. Данный блок вырабатывает и подает команду запрета н блок Зб управления на включение при- 5 вода 9 открывания двери 8 (до закрывания первой двери 1), а н блок 30 управления — команду включения привода 2 двери 1 на закрывание и сбрасывает элемент в блоке 29 памяти. !6
После закрывания двери 1 и снятия сигнала концевого выключателя 4 с блока 37 контроля входа транспорта в зону шлюзования, который устанавливает блок памяти наличия транспорта в 15 зоне шлюзования в исходное положение, в результате чего блок 39 снимает запрет с блока 36 управления и подает команду включения привода 9 на открывание двери 8.
2О
После прохода транспортом последнего по ходу движения датчика 24 фиксации прохода транспорта си гналом с его выхода включается блок контроля выхода транспорта из зоны шлюзования, который в блоке 35 сбрасывает элемент памяти данного направления движения, который подает в блок 36 управления команду включения привода 9 на закрывание двери 8. Одновременно блок 36 управления подает команду на переклю- ЗО чение светофора 20 на разрешакщий зеленый огонь. Однако исполнение этих команд не произойдет, так как блок 36 управления содержит элемент, который задерживает на некоторый про- 35 межуток времени (порядка 10 с ) их исполнение. Одновременно тот же элемент включает предупредительную,сигнализацию о подаче команды на закрывание двери, т.е. включает одновременно 4О горящие красные и зеленые огни светофоров 18 и 19. По истечении указанного времени включается привод 9 и закрывает днерь 8.
В случае, когда транспорт после 45 йрохода одного из датчиков 21 или 24 (одна из дверей открывается аналогично описанному) останавливается не входя в зону шлюзования, через определенный промежуток (10 с) одно из 5ц контрольных реле 27 или 34 времени через соотнетствунлцяй блок 28 или 33 устанавливает элемент памяти н бло" ке 29 или 35 в исходное положение, который подает в блок 30 или 36 управ- ления команду на включение привода закрывания двери и переключение огней светофоров. ОДнако исполнение команд не происходит, так как происходит задержка элементов в блоке ЗС или 36 управления, а на время задержки вклю чается предупредительная сигнализация о подаче команды на закрывание двери.
По истечении указанного времени ,блок 30 или Зб управления включает
Iсоотнетствукщий привод и дверь закры- 65 вается, а огни светофорон нключаются в первоначальное положение.
Если транспорт вошел г зону шлю зования и остановился (поломка и т.д.) тогда включенный блоком 37 контроля входа транспорта в зону шлюзования блок 38 памяти наличия транспорта н зоне шлюзования через блок 39 запрета подает.в соответствующий блок 30 или 36 управления команду на закрывание двери, а на удаленные от дверей светофоры 15 и ?Π— команды включения запрещающих въезд красных огней.
Работа блоков 37-39 осуществляется следующим образом.
После открывания вентиляционной двери, например двери 1, замыкается концевой выключатель 4 открытого положения двери привода 2, который подает сигнал "1" на вход элемен та И 41, на другом нходе указанного элемента присутствует также сигнап "1" с блока 29 памяти и при проходе транспортом датчика 25 фиксации входа его в зону шпюзонания срабатывает триггер 45, который подает на третий вход элемента И 41 сигнал "1" . При совпацении трех сигналов "1" на входах элемента И 41, с его выхода сигнал "О" подается на вход второго элемента И 42, запрещая его срабатывание и, сооответственно, запрещая движение нстречного транспорта, а через инвертор 43 подается на вход элемента 49 задержки блока 38 памяти на. личия транспорта в зоне шлюзования, а через элемент 49 задержки, через заданный промежуток времени, устанавливает триггер 45 в исходное положение, который подает запрещающий сигнап "0" на элемент И 41 до прихода следующего транспорта. Аналогичная работа блока и при движении транспорта с противоположного направления.
В этом случае работают элемент И 42, инвертор 44, триггер 46 и элемент 48 задержки.
При поступлении сигнала "1" на элемент 49 задержки, блока 38 памяти наличия транспорта н зоне шлюзонания, он вырабатывает сигнал запрета на работу элемента 50 задержки противоположного направления движения транспорта и подает сигнал на инвертор 51, после инвертирования„ которым переключается триггер 53 памяти наличия транспорта в зоне шлюзования, сигнал "1" с которого подается в блок 39 на первый вход элемента И 55.
Переклкчение триггера 53 памяти наличия транспорта н зоне шпюзонания н исходное положение произнодится после выхода транспорта из зоны шлюзования блоком 40.
При движении транспорта с противоположного направления указанный блох работает аналогично, только в этом
1 ((нВер(ор ) и " p;i г.". р -, -::: (аияти 1аЛ(1ЧИЯ T Э:1 ОГ(О)) (а Г .. I!1, llсис .1 О ВННИЯ
Р И -, (u 1;, 1 (! .::-",-1 И:, -11;.i.. (-". 11(.r l-; В )(О
ЭЛе)иеНТа . . 1 11Л() ((11111().-1!6ОГКИ J(O ((а НД а С(!1 )1- Г T= .. НЛО (С.:. . 1" (J!. J ((с1 )(а
На C)p „l и(11(1 : В 1(Q,,,Ë) . е . 1:,:. 1 О . ": ((T)óÞ .( также. ("и(. 1а. =I ".. ца Г -,,и:(а 2 -) финСа(ссИИ 2 С - !,;, ) а 1; 1",1)О Г а ВО11» ))Л(1)ЭО
0TCy Г С ..! !. .:- I i-: !1 J:. ". " 3. .: : 1 )О!:и ГО11ОЛО i(I f l
НогО напР;-11 : 11 :.". Н,(В(:.:;", Ii н (:(.-«Г1::.;.,еНие y На Зi-f. t!(1): (.1 !::)::, .-,-,,1! "",!i I!! 1 Ò ( батыВа:-!(f е .=;.!: ме(" а 1 :) ), ;ОГ Ори(и (:ВО
ЭЛЕ! 1(Е1(Т а :! Л ".; I Р <:!!; Сс(1 " (1((::(: ) 7 Л1)Е меии На 1(ре;:10)Г.с ТО1(;..:=.:(, T .,-t!!è=! r 1.()..— (Т(ег(((и 1 I:,а(:" l ) () О(. I; ВО: .. J),!f : .:; > = r .t ..
НЫЙ IlрО"..C T . . — 1!Q r 11- 1(1 . !1;r,1=
-елВ )9 " ..:. -1 1 ...:.;,:;;, с 1 ,1 ,ЦВЕрИ, 11: с 1. 1 -:1 11,-И-: „- ".., а
ПРОВЕТР:. :.И(.. :.;:1(() .:с((О (:.;
ЛЕ ) / з 11 -,-(! .: ;.1:;:-!l И .:.11(1) 1111 . 1-) 1
-)Гс(.(1 .; 1,,;;. -i l - сг:, I 1 1I;!
Q l l Ii Q —, l1 !
Ра 0 3 *.:. !1 :.: )i т а . -. ;) . р, 1,1-t
JQ,1. (;: ТT)- .1-.(11О ;.: (НОЕ Г(ОЛ(1."(с(1 а -(1(1! -:-! .:-1, ZCHJ(Ит ).,—, (: .1 (ат:. Г-(.,(: (.",! .:;; () Г (-. \,: Т Q 1 В У О (1В((СЗОВ" -"- У. i!, ) Т (1 1! СН !1 (J(с .!
ТРИГT rP 11110(; —.—. ) (. ()t а)-. тс-И -ОT Q
"-,,1 1
)1(Е((ИИ, 1111 t r,r .1 ° 1)(1 () ttr :3: 1,P—
11Е11 1(T((T ;. !t !(. >,;-1 -; 11.-)1 леРВ(1й R-. Л(11.1е:ст-:=. 1 6 .. . и(;(;1;!=0 r рс (ООТ(Н .,::;,;rr 6 ) —,; rc: 1."t 1; (с. —; с с-;,(1 ()аМят(с 1 1ат.f !ITT...,1 -,7 .,:.1;:;,:-:: -Ва, За
1(Р1=.1Цаf(1; - 1),11 (111 Гс,, I J(-.r В)1-;,;=. 1„ ° В
- t -!1Ú1(1 1-1 T „! (; r, а100 Г» с-." !101. Tr= ) рет() ! (1 Г
Н.с с
1. . 1 - .- - 1." 1!1 (; (-1
:.;.: I I,( 1 с с(..! с,; 1)! .( 1 .11. 1. 1 ,1 с-,, .
"1,};:01;ОР - 1
:(.к- ю.а(()i (О—
С, ;с)(Оа—
1 .У
11Н(; О 1
-1 1111 1 .1-1 1) 1)(3 16 c!!) . Г;;, "f . О;! - 1 ()11 .- —;! (("J!1 - 1! Т 11 К
1 !.: (1
956807
10 чении напряжения питайия, входы кото рых с-единены с концевыми выключателями крайних положений дверей и с контрольными реле времени, подключенными входами к концевым выключателям закрытых полсжений дверей и выходам 5 блоков памяти, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что, с целью повышения эффе;;тивности управления н улучшения режима проветривания в шахте за счет обеспечения автоматического управле- 10 ния при пропуске транспорта через зону шлюзования, оно снабжено блоками контроля входа транспорта в зону шлюзования, контроля выхода транспорта из эоны шлюзования, памяти наличия транспорта в зоне шлюзования и выработки команд запрет, причем блок контроля входа транспорта в зону шлюзования входами соединен с концевыми выключателями открытых положений дверей, с датчиками фиксации входа транспорта в зону шлюзования и выходами блоков памяти, выход блока контроля входа транспорта в зону шлюзования через блок памяти наличия транспорта в зоне шлюзования соединен с одним из входов блока выработки команд запрета, другие
sxi ды которого соединены с датчиками фиксации входа транспорта в зону шлюзования, выходы блока выработки команд запрета подключены к эапрещаке.,им входам блоков управления, к светофорам, датчикам фиксации прохода транспорта и блокам памяти, входы блока контроля выхоДа транспорта из зонышлюэования подключены к удалеьным от дверей датчикам фиксация прохода транспорта, а выход — к вхо. ду установки блока памяти наличия транспорта в зоне шлюзования в исходное положение.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Па ент Японии У 17417, кл. 800, опублик. 1960.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2690788/03, кл. Е 21 F 1/12, 1980 (прототип).
95Г 80 7
/Г длаки ле ил упри86
Редактор А.Шишкина
Заказ 6552/18 Тираж 470 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР го делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
gm кек йоглю
Ф при/ л а 5Х щеРеМ ючc Ft9" п,уиАда У
Кблокан памяти ГУ, ХЮ
Е датчикам 81 Я РЯ, 4
8 сретеф рам 15,РО
Составитель Р. Гладун
Техред И. Гайду Корректор О.Билак
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4






