Устройство для контроля знаний обучаемых
и>955169
Союз Советскин
Социалистические
Республик
ОП ИКАНИЕ изов итенил
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (6! ) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 04.11..80 (21) 3002664/18-24 с присоединением заявки М (23) Приоритет (5! )М. Кл, Б 09 0 7/07
Геаударстеаиай камнтет
СССР ао делам кзааретеннй и открытий
Опубликовано 30. 08.02. Бюоллетеиь № 32 (53) УД К 681. 3. ,071(088.8) Дата опубликования описания 02 . 09 . 82 (72) Автор изобрстения
В, У. Булавенко (7I ) Заявитель
1 (54) УСТРОЙСТВО ЛЛЯ KOHTPOrlR ЗНАНИЙ. ОБУЧАЕМЫХ
Изобретение относится к учебным устройствам для контроля знаний учащихся и может. быть использовано в лекционных, практических и контрольных занятиях при проверке готовности обучаемых к лабораторным работам по
1 тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде математического выражения или небольшого количества слов, при о проверке профессиональной при.годности, при отработке навыков в правильной подаче штатных команд, а также их взаимодействия при подготовке экипажей различного назначения.
Известно устройство, предназначенное для контроля знаний обучаемых и содержащее пульты обучаемых и преподавателя. Пульт преподавателя включает блок ввода эталонных ответов, таб- о ло индикации, блок памяти, блок анализа ответов. Рабочее место обучаемого содержит з ап >ми нающи и регистр сдвига, блок вв >да r» «" |ов, кодирующий
2 блок, логический элемент И, счетчик правильных ответов, блок оценки, блок управления и элемент з.адержки f 1).
Однако это устройство имеет ограниченные возможности выявления ошибок в процессе обучения, Наиболее близким к предлагаемому является устройство для контроля знаний обучаемых (? 3.
Однако такое устройство также име" ет ограниченные функциональные возможности, так как не позволяет производить проверку подготовки взаимо" действия между членами (операторами) экипажа, экипажем и командиром в flo» даче и повторении штатных команд.
Кроме того, преподаватель не может осуществлять оперативный контроль за правильностью ответов обучаемых, вмешиваться в процесс обучения и давать своевременные консультации обучаемым.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства
На чертеже дана электрическая схема устройства.
Устройство содержит пульт l преподавателя и пульты 2 обучаемых. Пульт 1
40 преподавателя включает блок 3 памяти, табло 4 индикации, блок 5 анализа ответов, бло« 6 памяти, коммутатор 7, блок 8 ввода эталонных ответов, блок 9 переговорного устройства, коммута45 тор 1О. Пульт 2 содержит сдвигающий регистр 11, блок 12 кодирования, табло 13 команд, элемент И 14, Формирователь 15 сигналов оценки, счетчик 16 правильных ответов, блок 17 управления, элемент 18 задержки, блок 19 сравнения, который содержит сдвигающий регистр 20, регистр 21 номера символа, элементы И ?2, элемент ИЛИ 23, блок 24 ввода ответов, который содержит три кпавиатуры 25, 26 и 27, блок 28 переговорного устройства, 50
955169 за счет того, что преподаватель может оперативно вмешиваTbcR в процесс обучения и давать своевременные консультации обучаемым, а также расширение функциональных возможностей устройства и повышение эффективности обучения, Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно соединенные блок кодирова" 10 ния, регистр сдвига, элемент И, счетчик правильных ответов, блок индикации, блок анализа ответов, блок ввода эталонных ответов и блок памяти, блок оценки, подключенный к блоку ко-, дирования и к элементу И,. блок управления, подключенный к сдвигающему регистру, к счетчику правильных ответов, к элементу задержки, к блоку сравнения и к бЛоку ввода ответов, соединен-10 ному с блоком кодирования, с элементом И, с блоком управления и с блоком сравнения, который соединен со сдвигающим регистром, введены второй блок памяти, первый и второй коммута- 5 торы, первый и второй блоки акустической связи,. причем первый коммутатор соединен с первым блоком памяти, с блоком сравнения, с элементом задержки, со сдвигающим регистром и с вторим блоком памяти, подключенным к счетчику правильных ответов и к блоку анализа ответов, первый блок акустической связи соединен через второй коммутатор с вторым блоком акустичес35 кой связи.
Блоки 8 и 24 содержат клавиатуру подобно клавиатуре пишущей машинки (не показано) . Карты символов, соответствующих клавишам клавиатуры, могут быть сменными (в зависимости от содержания занятий).
Устройство работает следующим образам.
Перед началом занятий преподаватель заранее составляет перечень контрольных вопросов и коды ответов к ним, Затем с помощью клавиатуры блока 8. заносит коды ответов в блок 3 в соответствии с кодом адреса. При этом никаких сведений об ответе преподавател не сообщает.
В начале занятий преподаватель сообщает обучаемым перечень контрольных задач.
Работа начинается с момента нажатия кнопки "Начало работы" блока 17 старшим в группе обучения экипажа. При этом регистры 11, 20 и 21, счетчик 16 устанавливаются в исходное положение> а сигнал кода адреса блока 3, задержанный в элементе 18 через коммутатор 7, поступает в блок 3 и переносит сигнал на табло 13. На табло 13 высвечивается определенная команда в зависимости от содержания задачи.
Старший в группе обучения отрепетовывает высвеченную команду, используя одну из клавиатур, например клавиатуру 26 блока 24. В состав каждой из трех клавиатур входит кнопка "Ввод".
Набор команды, состояц|ей из отдель" ных слов и словосочетаний, начинается и заканчивается нажатием кнопки
"Ввод". При первом нажатии любой из кнопок "Ввод" блок 17 вырабатывает сигнал, блокирующий две другие клавиатуры. Кроме того, блок 17 вырабатывает сигнал кода адреса блока
Этот сигнал, задержанный в элементе 18, через коммутатор 7 поступает в блок 3 и считает код ответа (команды) в регистр 11 и блок 6 через тот же коммутатор 7. Коммутатор 7 поочередно подключает пульты обучаемых к блоку
Набор команды производится нажатием отдельных .клавиш. При этом код каждой клавиши, т.е. число, которое она, заносит в регистр 11, вычитается из числа, ранее записанного туда из блока 3. Если ответ правильный, все разряды регистра 11 оказываются в нулевом положении. При этом элемент
И 14 получает разрешающий сигнал, 955169.подготавливающий его к прохождению сигнала от кнопки "Ввод" при ее вторичном нажатии. Сигнал от нее поступает на второй вход элемента И 14, при наличии разрешающего сигнала с регистра 11 поступает на вход счетчика 16, который подает сигнал на табло 4 и в блок 6. В блоке 6 по этому сигналу формируется общее количество правильных ответов, поступивших от обучаемых. Кроме того, сигнал элемента И 14 поступает на вход формирователя 15. На другой вход этого формирователя поступает сигнал от блока 12 при вторичном нажатии кнопки "Ввод, Этот сигнал определяет кому принадлежит набираемая команда. Таким обра-, зом, оценка может выставляться как квждому из трех обучаемых, так и экипажу в целом. .о
После набора команды старший в группе обучения подает ее голосом в микрофон на выполнение определенных действий двум другим обучаемым.
Каждый из трех обучаемых имеет сво8> телефонно-микрофонную гарнитуру, входящую в состав блока 28, и может вести переговоры друг с другом. . У преподавателя также имеется телефонно-микрофонная гарнитура, которая входит в состав блока 9 переговорного устройства. С помощью коммутатора 10 преподаватель может подключиться к любому пульту обучаемых. Таким образом,он может проконтролировать от- 35 веты обучаемых и оперативно вмешаться в процесс их обучения и контроля знаний.
Введение в предлагаемое устройство вышеуказанных блоков и связей позволяет расширить его дидактические возможности путем осуществления оперативного контроля за процессом оЬучения. формула и зобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее последовательно соединенные блок кодирования, регистр сдвига, элемент И, счетчик правильных ответов, блок индикации, блок анализа ответов, блок ввода эталонных ответов и блок памяти, блок оценки, подключенный к блоку кодирования и к элементу И, блок управления, подключенный к сдвигающему регистру, к счетчику правильных ответов, к элементу задержки, к блоку сравнения и к блоку ввода ответов, соединенному с блоком кодирования, с элементом И, с блоком управления и с блоком сравнения, который соединен со сдвигающим регистром, о т л и чающее с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства за счет улучшения контроля за процессом обучения, оно содержит второй блок памяти, первый и второй коммутаторы, первый и второй блоки акустической сязи, причем первый коммутатор соединен с первым блоком памяти, с блоком сравнения, с элементом задержки, со сдвигающим регистром и с вторым блоком памяти, подключенным к счетчику правил1,ных ответов и к блоку анализа ответов, первый блок акустической связи соединен через второй коммутатор с вторым блоком акустической связи .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке b 2813921/18-24, кл. G 09 R 7/07, 1979 (прототип).
9551á9
Состввитель П. Спирин
Редактор М. Янович Техред е. Харитончик. Корректор Ю Макаренко
Заказ 61T15/59 Тираж 472 Подписное
ВНИ11ПИ Государственного комитета СССР lri депам изобретений и открытий
« 333, "îcêâà Ж-35 Раушская наб.s g. 4/5
Фип; з и 111 Петр, . ужгород уп, Проектная,



