Устройство для аварийного управления активной мощностью электростанции

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К, ABTOPCROMY СВИДНИЛЬСтВЬ

Сотов Советскнх .Социалнстическмх

Ресттублин

< 1953691 (6E ) Дополнительное к авт, свид-ву И 788269 (22) Заявлено 10. О 1. 80 (2 I ) 28706 76/2 4- 06 с присоединениект заявки № (23) Приоритет (51)М. Кл.

Ног З У24

3Ьоударстюяый комитат

СССР ао «алаи яаобретеиий и открытий

Опубликовано 23. 08. 82. Бюллетень № 31

Дата опубликования описания 23.08.82 (53) УДК 621 ° 319. .44:621.3 16.72 (088.8) ( (Ф.И.Иакаревич и В.И.Подшивалов (72) Авторы изобретения

Сибирский научно-исследовательскии Фтститу т--==:=.--.= энергетики (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ

АКТИВНОЙ МОЩНОСТЬЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для предотвращения потери устойчивости энергосистем в аварийных ситуациях.

По основному авт.св. и" 788269, известно устройство для. аварийного управления активной мощностью электростанции, содержащее датчик скорости, арифметический блок, дифференциатор, интегратор, функциональные преобразователи, сумматор, блок выделения и сглаживания модуля ускорения, ограничитель напряжения, логи-, ческий блок, анализатор фронтов управляющего импульса, источник стандартных сигналов, блок сравнения и управляемые переключатели.

Недостатком известного устройства является низкая точность, что ухуд2о шает условия эксплуатации турбоагрегата.

Цель изобретения †. повышение точности °

Указанная цель достигается тем, что в устройство введены блоки .учета инерционности парового тракта и канала регулирования турбины, соединенные между собой последова-. тельно и включенные между выходом. логического блока и входом блока сравнения.

При этом блок учета инерционности канала регулирования может быть выполнен в виде последовательно соединенных дифференцирующих звеньев, а блок учета инерционности парового тракта - в виде последовательно соединенных колебательных и дифферейцирующих звеньев

На чертеже приведена схема устрой. ства.

Устройство содержит датчик 1 скорости, подключенный на вход арифметического блока 2, с выходом которого связаны входы дифференциатора 3, интегратора 4 и функцилом блока 12

3 95 онального преобразователя 5. С выходом интегратора 4 соединен вход функционально о преобразователя 6, выход которого наряду с выходом функционального преобразователя 5 подключен к входам сумматора-определителя 7 знака. Выход дифференциатора 3 связан с входом блока 8 выделения и сглаживания модуля ускорения, выход которого соединен с ограничителем 9 напряжения. Ограничитель 9 напряжения включен в обратную связь выходного логического блока IO„ вход которого соединен с выходом сумматора-ограничителя 7 знака, а выход - с входом блока ll учета инерционности парового тракта, к выходу которого подключен вход блока 12 учета инерционности канала регулирования, соединенного своим выходом с входами блока 13 сравнения и анализатора 14 фронтов управляющих импульсов. Анализатор 14 фронтов управляющих импульсов подключен своими вы ходами к управляющим входам управляемых переключателей 15 и 16, основные входы которых соединены с выходами блока 17 стандартных сигналов. Выход переключателя 15 связан с вторым входом блока 13 сравнения, а выход переключателя 16 — с одним ,мз входов исполнительного блока

18 аварийной разгрузки станции, на второй вход которого подключен вы" ход блока 13 сравнения.

В исходном состоянии выходы блока

17 стандартных сигналов отключены от входов 13 сравнения и исполниO. тельного блока 18 аварийной разгруз ки станции.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При возникновении аварийного возмущения на выходе блока 10 появляется управляющий сигнал на разгрузку турбины, нарастающий с ограниченной скоростью в силу инерционности фильт ров датчика. Этот сигнал с выхода блока 10 подается на вход блока 11 учета инерционности парового тракта, где преобразуется по фазе и амплитуде в соответствии с передаточной функцией парового тракта турбин, а с выхода блока 11 - на вход блаха 12 учета инерционности канала регули" рования, где преобразуется в соатветствии с передаточной функцией канала. регулирования.

3691 4

Преобразованный сигнал с выхода блока 12 подается на один из входов блока 13 сравнения, где сравнивается по величине с нулевым значением второго входного сигнала, и проходит на один из входов исполнительного блока l8 аварийной разгрузки станции. Одновременно в результате ана. лиза фронта преобразованного сигна 0 ла замыкается переключатель 15, и на второй вход исполнительного блока

18 аварийной разгрузки станции подается корректирующий прямоугольный сигнал заданной величины. При дости15,жении преобразованным сигналом управления максимального значения по команде анализатора 14 переключатель

15 возвращается в исходное состояние, и прямоугольный корректирующий сигм нал снимается с второго входа исполнительного блока 18.

При переключении управляющего воз деиствия преобразованный в блоках

11 и 12 управляющий сигнал, поступая

25 на вход исполнительного блока 18, обеспечивает начало восстановления мощности турбины в момент, соответствующий вычисленному в логическом блоке 10. При этом в--результате выявления в анализаторе 14 убывания управляющего сигнала срабатывает переключатель 16, и экспоненциальный сигнал заданной амплитуды и заданной постоянной времени подается в блок 13 сравнения, где сравнивается по величине с.убывающим выходным сигнаПосле того, как величина преобразованного управляющего сигнала станет сначала равной, а затем меньше заданной начальной амплитуды экспоненциального сигнала, экспоненциально убывающий сигнал с выхода блока 17 проходит через блок 13 сравнения на вход исполнительного блока

18, обеспечивая экспоненциальное снятие с управляющего сигнала с исполнительных органов аварийной разгрузки станции. При формировании на входе логического блока 10 повторного управляющего воздействия процесс работы устройства повторяется в рас-. смотренной последовательности.

Введение в устройство блока учета инерционности парового тракта и блока учета инерционности канала регулирования обеспечивает достаточно .полную компенсацию влияния инер5 95369 ционности объекта при управлении активной мощностью с помощью аварийной разгрузки турбоагрегата. Следовательно, оптимальное управляющее воздействие, сформированное на выходе логического блока, прикладывается.к валу турбоагрегата практически без искажения, вносимого при управлении инерционностями парового тракта и канала регулирования паровой >0 турбины с -использованием известного устройства.

Наибольший эффект введение указанных блоков дает при снятии управляющего воздействия, обеспечивая начало восстановления уровня мощности турбины после аварийной разгрузки синхронно выдаче команды снятия сигнала на разгрузку с выхода логического блока 10. В результате этого уменьшается избыточность аварийной разгрузки,а следовательно, уменьшается расход острого пара и улучшаются условия эксплуатации турбогенератора.

Реализация блбка учета инерционности канала регулирования и блока учета инерционности парового тракта рассмотрена в случае .привлечения к аварийному. управлению активной мощностью паровой турбины К - 300240. Передаточная функция модели объекта в целом записывается в виде

Ф(Р)= ()„(Р) (Р) где, ®1®= (p,p

0,09,34 Р 10,1741 Р+1 " (0,34pt4,)(О,Q.p+1)(0%5pi1) . прямая передаточная функция модели парового тракта турбины К - 300-240.

Обратная передаточная функция объекта в целом записывается в виде

t (pi) "= lw„(p)f .t>,Æ3 где (В,,(р)) =(001p«) 0,01Бр«)»

w (0,015Р+()(0,1Р 1)(01Р+1); (Ь) ()) ) o)) "=(o ),«) loto«)lo р«)

1 к

Q ОЪЪ4 Р + О, 174 1Р+1

Поскольку передаточная функция вида W = А(Т) Р + 1) строго не реализуется, можно реализовать ее звеном реального дифференцирования с передаточной функцией типа

Ъ »

Т Р+1

% =A т" где Т - Т «т„. т, Р+1

1 гД Tg Т1с< Т, Количественный анализ амплитудной и фазовой погрешностей Ьри реализации блока учета инерционности канава регулирования дает в диапазоне существенных частот 0,1-5 Гц

1 (q) () (0 ОЫ p+1)(0,1Р 1) (О lP+() приемлемую для целей аварийного управления точность. Так, погрешнос ти для f = 5 Гц не превышают; амплитудная 1-2> и фазовая 10- 123.

Таким образом, блок учета инерционности канала регулирования паровой турбины К - 300 - 240 с достаточно высокой точностью реализуется пятью

30 последовательно соединенными усили" телями постоянНого тока с соответствующими параметрами цепей обратных связей и входных цепей.

Совершенно аналогично можно реализовать блок учета инерционности парового тракта, который согласно выражению(4) выполнен в виде последовательно соединенных трех звеньев

4> реального дифференцирования и одного колебательного звена. Фазовая погрешность при частоте f = 5 Гц не превышает 253, амплитудная - 4,5-5ь.

Повышение точности устройства

45 позволяет улучшить условия эксплуатации турбоагрегата.

Формула изобретения

1. Устройство для аварийного уп. равления активной мощностью электро" станции по авт.св. У 788269, о.т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, с него введены блоки учета инерционности парового тракта и канала регулирования турби) ны, соединенные между собой после" довательно и включенные между выходом

Составитель А,Калашников

Редактор В.Данко Техреду. Надь Корректор А., Дзятко

Заказ 6289/79 Тираж 669 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Раушская наб., д. 4/5.филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 логического блока и входам блока сравнения.

2. Устройство no n. 1,.о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок учета инерционности канала регулирования

953691 8 выполнен в виде последовательно соединенных дифференцирующих звеньев, а блок учета инерционности парового тракта - в виде послщовапельно соединенных колебательных и дифференцирующих звеньев.

Устройство для аварийного управления активной мощностью электростанции Устройство для аварийного управления активной мощностью электростанции Устройство для аварийного управления активной мощностью электростанции Устройство для аварийного управления активной мощностью электростанции 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к противоаварийной автоматике энергосистем / ЭС/ и может быть использовано, например, в автоматике ликвидации асинхронного режима /АЛАР/

Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите и противоаварийной автоматике электрических систем, и может быть использовано в цифровых системах защиты при прецизионном определении частоты сети

Изобретение относится к электротехнике, в частности к противоаварийной автоматике энергосистем, и может быть использовано, например, в автоматике ликвидации асинхронного режима (АЛАР)

Изобретение относится к системам управления мощными преобразовательными установками и может быть использовано, в частности, для управления двумя тиристорными преобразователями на электроподвижном составе переменного тока

Изобретение относится к средствам противоаварийной автоматики энергосистем

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам предотвращения опасного снижения частоты в энергосистеме при возникновении в ней аварийного дефицита активной мощности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики энергосистем
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроэнергетических системах и в системах электроснабжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики электроэнергетической системы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в средствах противоаварийной автоматики электроэнергетической системы
Наверх