Взрывной клапан
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 280181 (2 ) 3240317/25-08 (S1) M. K> с присоединением заявки ¹ (23) ПриоритетF 16 К 13/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
f 3) УДК 621.646 (088. 8) Опубликовано 230832. Бюллетень Мо 31
Дата опубликования описания 230Ц82 (72) Автор из0бретения
В.Ф.Дедешин (71) Заявитель (54 ) ВЗРЫВНОЙ КЛАПАН
Изобретение относится к пиротехническим устройствам и предназначено для перекрытия трубопровода с газом или жидкостью под высоким давлением.
Известно пиротехническое устройство для перекрытия трубопроводов высокого давления, представляющее собой корпус с входным и выходным отверстиями, оси которых взаимно перпендикулярны. Внутри корпуса размещен запорный орган в виде пустотелой пробки с конической посадочной поверхностью, причем седло корпуса выполнено также коническим. Пробка одним концом закреплена в корпусе на резьбе, а внутри нее размещен пирозаряд. При срабатывании пиротехнического состава пробка срывается с места своего крепления и перемещается к седлу, отсекая поток газа в магистрали(1) .
Это запирающее устройство может с успехом использоваться в различных магистралях, не подверженных колебаниям температуры. Для магистралей, в которых после срабатывания устройства возможен его нагрев, это устройство оказывается неработоспособным, так как при тепловом расширении корпуса силы трения между седлом и запорным органом (пробкой) уменьшаются или полностью исчезают, что приводит к отжатию пробки от седла давлением газа, находящегося в трубопроводе.
Наиболее близким по своей технической сущности к изобретению является взрывной клапан, содержащий корпус с тонкостенной гильзой, седло, установленный в гильзе запорный орган и пиропривод, расположенный снаружи тонкостенной гильзы, полость 5 которой под запори органом заполнена эластичным материалом. При срабатывании пиропривода тонкостенная гильза деформируется, эластичный материал вытесняется из ее полости и перемещает запорный орган до контакта .его с седлом(2) .
Однако при повышении температуры эластичный материал может деструктировать, плотность его уменьшается, и .первоначальное усилие поджатия запорного органа к седлу падает. При наличии пульсации .давления в перекрываемой магистрали это может при30 вести к разгерметизации клапана.
953321
Целью изобретения является увеличение герметичности перекрытия в условиях высоких температур.
Эта цель достигается тем, что внутри тонкостенной гильзы установлена стакайообразная обойма, дно 5 которой контактирует с эластичным материалом, а на свободном торце выполнена внутренняя коническая расточка, запорный орган выполнен в виде пробки с обратной конуснос- 10 тью и закреплен внутри обоймы при помощи разрушаемого элемента, а седло выполнено в виде участка цилиндрической трубки, внешний диаметр которой больше внутреннего диа- 15 метра обоймы.
На фиг. 1 показан взрывной клапан, продольный разрез, на фиг. 2 запорная зона клапана после срабатывания пиропривода.
Клапан состоит из корпуса 1 с тонкостенной гильзой 2, к которому подсоединены .входной 3 и выходной 4 трубопроводы (фиг.1). Выходной трубопровод 4 соединен со втулкой 5 с помощью сварки, а втулка закреплена в корпусе 1 с помощью пустотелого винта 6.
На свободном конце втулки 5 выполнено седло 7, представляющее собой участок цилиндрической трубки. Внутренняя полость гильзы 2 заполнена эластичным материалом 8, например фторопластом, контактирующим со стаканообразной обоймой 9, в которой посредством срезного штифта 10 закреп35 лен запорный орган 11, выполненный в виде пробки с обратным конусом 12.
Второй конус 13 является центрирую-. щим. Фиксация обоймы 9 осуществлена с помощью вставки 14, на одном 40 торце которой выполнены пазы, а на другом — буртик, взаимодействующий с обоймой 9. В зоне гильзы 2 корпуса 1 закреплен пиропривод 15 с кольцевым зарядом 16. 45
Клапан работает следующим образом.
При задействовании пиропривода
15 происходит обжатие стенок гильзы 2 и вытеснение эластичного материала 8, который приводит в движение обойму 19 с запорным элементом 11. Обойма 9 деформирует -буртик вставки 14 и сопрягается с ее внутренней поверхностью. В момент касания торца запорного элемента 11 и торца седла 7.происходит срезание штифта 10. При дальнейшем движении обоймы 9 запорной элемент 11 упирается в ее дно (фиг.2) . В это время коническая расточка обоймы обжимает снаружи седло 7, что приводит к фиксации запорного элемента 11 путем плотного схватывания его материалом седла.
Таким образом, осуществляется разобщение входного 3 и выходного 4 трубопроводов.
Предлагаемый клапан способен длительно сохранять герметичность в условиях повышенных температур, а также в условиях колебания температур.
Это обусловлено тем, что деструкция эластичного материала не влияет на плотность соедйнения седла и запорного элемента, которая в данном случае определяется лишь степенью де-. формации седла и натягом между ним и обоймой.
Формула изобретения
Взрывной клапан, содержащий корпус с тонкостенной гильзой, седло, установленный в гильзе запорный орган и пиропривод, расположенный снаружи тонкостенной гильзы, полость которой под запорным органом заполнена эластичным материалом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения герметичности перекрытия в условиях температур, внутри тонкостенной гильзы установлена стаканообразная обойма, дно которой контактирует с эластичным материалом, а на свободном. торце выполнена внутренняя коническая расточка, запорный орган выполнен в виде пробки с обратной конусностью и закреплен внутри обой-мы при помощи разрушаемого элемента, а седло выполнено в виде участка цилиндрической трубки, внешний диаметр которой больше внутреннего диаметра обоймы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CtQA 9 3022793, кл. 137-68, 1962.
2. Авторское свидетельство СССР
9 651165, кл. F 16 К 13/06, 1979.
953321
10
Фнг.2
Составитель Л. Семенов
Техред М.Рейвес . Корректор М.Коста
Редактор В.Данко
Заказ 6243/61
Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4


